Главная » 2011 » Март » 1 » «Советская армия и флот в сдерживании китайской агрессии против Вьетнама в 1979 г.»
«Советская армия и флот в сдерживании китайской агрессии против Вьетнама в 1979 г.» | 18:49 |
На рассвете 17 февраля 1979 года на всем протяжении 1.460-километровой границы Китая с Вьетнамом китайские войска после 30-35-минутной артподготовки, а на отдельных направлениях и без нее в период с 3 час. 30 мин. до 5 час. 20 мин. внезапно атаковали опорные пункты Вьетнамской народной армии. Так начался более чем месячный вооруженный конфликт между КНР и СРВ Советское участие в прекращении конфликта. Сразу после начала китайского вторжения СССР однозначно заявил о своей поддержке вьетнамского народа и своей готовности выполнить свои обязательства, налагаемые на него договором о дружбе от 3 ноября 1978г. Уже 19 февраля было опубликовано первое «Заявление советского правительства» в нем среди прочего говорилось: «… Героический вьетнамский народ, ставший жертвой новой агрессии, способен постоять за себя и на этот раз, тем более, что у него надежные друзья. Советский Союз выполнит обязательства, взятые на себя по Договору о дружбе и сотрудничеству между СССР и СРВ. Тем, кто определяет политику в Пекине, следует остановиться, пока не поздно... Советский Союз решительно требует прекращения агрессии и незамедлительного вывода китайских войск с территории Социалистической Республики Вьетнам…» Тихоокеанский флот (командующий адмирал Владимир Петрович Маслов, начальник штаба вице-адмирал Ярослав Максимович Куделькин, начальник политического управления ТОФ вице-адмирал В.Д.Сабанеев) тоже не остался в стороне от событий и внес свой посильный вклад. После начала боевых действий на вьетнамской границе, на кораблях флота было объявлено: «Китайские войска начали боевые действия против дружественного нам Вьетнама. Памятуя о конфликте на острове Даманском, мы не можем гарантировать, что оружие китайских милитаристов не повернется в сторону наших границ. Дальнейшее развитие событий во Вьетнаме может потребовать участия нашего флота в оказании помощи дружественному вьетнамскому народу. На кораблях с этого момента объявляется часовая готовность». На кораблях как и по всей стране прошли митинги, осуждающие китайское вторжение. Так моряки ракетного крейсера «Владивосток» недавно вернувшиеся из дальнего плавания, гневно осудили агрессию Китая и поддержали Заявление советского правительства, при этом моряки заявили, что они будут поддерживать высокую боевую готовность, чтобы выполнить любой приказ правительства. Вскоре им выпала возможность доказать это делом, в начале марта «Владивосток» вышел в поход. Всего около 50 кораблей ТОФ, в том числе не менее 6 подводных лодок были развернуты флотом после начала конфликта и до его окончания. В феврале-марте 1979г. было осуществлено развертывание 390 полка морской пехоты в составе 55 дивизии морской пехоты до штата военного времени в связи с агрессией Китая во Вьетнаме. Было проведено тактическое учение дивизии на границе с КНР с высадкой морского десанта и проведено несколько батальонных тактических учений с боевой стрельбой. Корабли Тихоокеанского флота находились на боевой службе в узловых районах Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей контролировали в числе прочего ВМС КНР. В количественном отношении военно-морской флот Китая в 1979г. значительно превосходил многие флоты. Численность личного состава около 300 тысяч человек, в том числе 38 тысяч морских пехотинцев, в корабельном составе: 75 подводных лодок, 11 эсминцев, 65 сторожевых кораблей, 70 ракетных катеров, 715 других катеров и тральщиков, 494 десантных судна и 700 боевых самолетов флота. При этом большинство кораблей были устаревшими, к тому же многие стояли на приколе из-за отсутствия запасных частей. Так из внушительной цифры – 494 десантных судов к более или менее крупным можно было условно отнести только 15 танко-десантных, 14 средне десантных судов и 15 войсковых транспортов. Остальные 450 – малые десантные катера. Из надводных кораблей только 7 ракетных эсминцев условно можно отнести к разряду современных. Командование ВМС КНР в меру своих сил пыталось совершенствовать флот. За 5 лет численность его личного состава почти удвоилась. Это происходило за счет укрепления надводных и подводных сил трех оперативных флотов: Северного, Восточного и Южного. В результате в Северном флоте, границы которого простираются от устья реки Ялуцзян до Ляньюньгана, к 1979г. насчитывалось около 150 кораблей, модернизируются его главные базы Циндао и Луйшунь. Значительно укрепился Восточный флот до 500 кораблей, границами которого являлись на севере Ляньюньган и на юге – Чаоян, с главными базами Шанхай и Чжэньцзян. Южный флот насчитывал 200 кораблей, его главной базой был Чжаньцзян, а границы простирались на севере от Чаояна од территориальных вод СРВ на юге. Сосредоточение наибольшего количества кораблей в составе Восточного флота дает возможность более свободного маневрирования силами в зависимости от того, в каком районе Пекин намеревается нагнетать обстановку. Так, в связи с развязыванием вооруженных провокаций против Вьетнаме и раздуванием претензий на острова Южно-Китайского моря многие корабли ВМС КНР были сосредоточены в южных портах страны и на острове Хайнань. Китайцы часто использовали свой флот, военный и торговый для провокаций против СРВ. С 1975 по 1977г. китайские корабли 1500 раз вторгались в территориальные воды Вьетнама. Вот некоторые из инцидентов предшествовавших войне. Летом 1978 г. китайцы отправили в Хайфон и Хошимин два своих парохода, чтобы забрать из СРВ богатых хуацяо. Они так «торопились», что даже «забыли» запросить разрешение на заход в порты СРВ. 10, 15 и 23 августа 1978 г. спецслужбы Пекина направили сотни китайских рыболовецких судов в территориальные воды Вьетнама в районы островов провинций Куангнинъ, Тханьхоа, Нгетинь, Бйньчитхиен, препятствовали нормальному труду вьетнамских рыбаков и угрожали безопасности Вьетнама. 8 января 1979 г. в 3 часа утра китайская моторная баржа водоизмещением в 40 тонн углубилась в территориальные воды Вьетнама в районе острова Чако уезда Монгкай. Вьетнамские пограничники потребовали от китайцев немедленно покинуть территориальные воды СРВ. В ответ раздались выстрелы. Через несколько часов к барже присоединились два китайских военных корабля. Естественно Тихоокеанский флот не мог оставаться в стороне. Еще в июне 1978г. после пограничных инцидентов на границе Вьетнама с Китаем, крупное советское соединение состоящее из двух крейсеров и двух эсминцев провело учение в проливе Баши между о.Tайвань и Филиппинами. В январе-феврале 1979г. советский крейсер «Владивосток» (к-2р. Ю.Балашов) и эсминец возвращавшиеся после боевой службы из Индийского океана, находились в Южно-Китайском море, чтобы продемонстрировать советскую поддержку Вьетнаму, после информации, что Китай собирается «наказать» вьетнамцев. После информации что Китай собирается «наказать» Вьетнам, корабли ТОФ были направлены в Южно-Китайское море. 23 января сторожевик пр.159А «СКР-46», МТЩ пр. 266М «Трал» и танкер «Илим» подошли к острову Хайнань (КНР). Там уже были советские разведывательные корабли (РЗК) отслеживавшие обстановку. 17 февраля когда началась война между Китаем и СРВ к ним присоединился БПК пр.1134А «Василий Чапаев» (к-1р. Эдуард Георгиевич Знахуренко) на котором разместился штаб 22 оперативной бригады ТОФ (командир бригады капитан 1 ранга Д.Н.Чериватый, начальник походного штаба В.А.Петерков). Корабли находились в Южно-Китайском море, чтобы продемонстрировать советскую поддержку Вьетнаму. Тральщик «Трал» и «СКР -46» обеспечивали боевую устойчивость РЗК. После начала войны к отряду присоединялись БДК, появились ПЛА, было проведено усиление штаба 22 оперативной эскадры, доставлены – флагманский минёр, флагманский артиллерист, флагманский механик. В двадцатых числах февраля в Южно-Китайском море было уже 13 советских военных кораблей и они ожидали подхода новой группы кораблей во главе с крейсером «Адмирал Сенявин». Вспоминает Глухов Владимир Ефимович - капитан 2 ранга, гидрограф ВМФ: «Я был уже начальником штаба дивизиона и меня назначили старшим за переход наших судов во Вьетнам. К походу мы подготовились за сутки, а через пять уже вошли в порт Дананг. Задача у нас была такая - срочно обеспечить заход советских боевых кораблей во вьетнамские порты. Определяли глубины, пути подхода, течения и так далее. Обследовали даже существующие причалы. А потом пошли на остров Камрань, где создавалась советская военно-морская база. Ударно работали месяц, ожидая подхода отряда боевых кораблей Тихоокеанского флота. Ветра были сильные, жара невыносимая. Море было горячим. Ребята-подводники, говорили потом, что чувствовали себя, как в кипящей кастрюле. Я считаю, что благодаря оперативным действиям нашего Военно-морского флота, война между Китаем и Вьетнамом стала небольшим военным эпизодом». Наши корабли были готовы не только демонстрационными действиями поддержать Вьетнам. Начальник походного штаба 22 оперативной эскадры В.А.Петерков вспоминал: «Находясь в мелководном Токинском заливе мы глубоко в него не входили опасаясь постановки мин с китайских джонок, однажды обнаружив отряд китайских СКР пр. 50 в количестве 5 единиц, предположили вероятность минной постановки, доложили в штаб эскадры, но команды нам на боевое траление не последовало. Соединение советских кораблей пребывало в Южно-Китайском море до апреля 1979 г. Результатом их действий было и то, что Южный военно-морской флот КНР не принимал участия в нападении на Вьетнам, он насчитывал десяток СКРов пр. 50 и ПЛК пр.122, остальное вооруженные пулеметами и гранатометами джонки. Да на аэродромах три десятка ИЛ-28. Пару раз выходили на нас для прицельного бомбометания.» Корабли были готовы к наихудшему развитию событий. Как утверждает Глухов В.Е.: «Если б Китай начал развитие боевых действий, наши корабли вошли бы в Тонкинский залив. А там... там уже могли пойти в ход ракеты. И слава Богу, что подобного не произошло». В марте 1979г. соединение советских кораблей в районе конфликта уже насчитывалось 30 судов. Корабли находились в Южно-Китайском море до апреля 1979г. В составе соединения были: КРУ «Адмирал Сенявин» (с февраля по май), РКР «Адмирал Фокин» (капитан 2 ранга А.Самофал), БПК «Василий Чапаев» (капитан 2 ранга Э.Г. Знахуренко, с 17 февраля), «Способный», «Строгий», ЭМ «Возбужденный» (капитан 2 ранга Н.Иванов), СКР «Разящий», «СКР-46» (с января по апрель), МТЩ «Трал» (с января по апрель) и другие. За мужество и героизм, проявленные при выполнении поставленной задачи, 36 моряков эскадры ТОФ были награждены правительственными наградами, кроме штаба 22 оперативной бригады ТОФ. Почему так произошло, вспоминал начальник походного штаба 22 оперативной эскадры В.А.Петерков: «Разнарядка была дана, но в 202 бригаде начальник политотдела и начальник штаба расписали ее на тех, в том числе и себя, кто и близко к Вьетнаму не ходил. Правда, командира бригады кап 1 ранга Чериватого Д.Н. включили. Ее и зарезали в кадрах. Вместе с Чериватым. За что он начальнику политотдела сказал БОЛЬШОЕ СПАСИБО непечатными словами». ясно, что очень высока вероятность начала боевых действий, началось развертывание наших подводных лодок. Командир дизельной подводной лодки «Б-88» Федор Иванович Гнатусин вспоминал: «В начале 1979 года мы расслаблялись - стояли в очередном заводском ремонте, когда началась эта малопонятная война двух азиатских социалистических государств. Но уже через неделю нас выпнули из завода в море. Скоростная сдача задач, погрузка боевых мин и торпед, еще неделю - загрузка и утрамбовка в и так-то тесных отсеках тонн регенерации, ЗИПов, продовольствия, аппаратуры прикомандированных разведчиков... Мы шли на войну. Во Владивостоке, Находке, Одессе грузились караваны военной помощи маленькому азиатскому государству. Завтра в Южно-Китайском море их могли встретить джонки и мотоботы-камикадзе, артиллерийские и торпедные катера, СКРы и эсминцы "братьев навек", с которыми вступят в бой советские катера, СКРы и эсминцы тех же самых проектов. А мы, подводники, будем встречать огнем и мечом китайские ВМС на путях их вероятного подхода к берегам Вьетнама. Мы не одни. Только с Улисса к берегам Вьетнама уходили пять корпусов. Плюс Конюшки, Авангард, Ракушка, Совгавань, Магадан и Бичева. Нас много и мы все в тельняшках!» Атомоходы тоже не стояли в сторонке. В январе 1979г. ПЛАРК пр.670 «К-201» (лодку вел 305 экипаж под командованием капитана 2 ранга А.Ф.Копьева, второй командир капитан 1 ранга А.А.Шиков) входящая в состав 10 ДиПЛ 2 флотилии АПЛ вышла из базы – Вилючинск (б. Крашенинникова, Камчатка). Обстановка в районе боевой службы характеризовалась острым политическим противостоянием двух социалистических государств – Китая и Вьетнама. Когда начались в феврале военные действия, подводная лодка уже была некоторое время в одном из районов Филиппинского моря, перекрывающий вход в Южно-Китайское море со стороны океана – проход Баши. О заблаговременном развертывании подводных лодок ТОФ на вероятные маршруты переходов АУГ с западного побережья США в район, ярко вырисовавшего военного конфликта, могу судить по одному критерию. С прибытием в район поиска, находящийся на расстоянии от Камчатки десятисуточного перехода, командир «К-201» получил циркулярную радиограмму с элементами первичного наведения на АУГ с КП ТОФ. Она шла в адрес не только ПЛА «К-201». В ней были координаты АУГ «Энтерпрайз???» и приказание: «С обнаружением АУГ начать слежение». Соседом «К-201» по району была АПЛ пр.659Т 26 ДиПЛ из Приморья «К-66» под командованием капитана 2 ранга Сизова Геннадия Михайловича. Через несколько суток нахождения в первом районе и получения достоверных данных разведки о переходе АУГ в район Японских островов, ПЛА «К-201» по приказанию перешла КП ТОФ перешла в район, находящийся восточнее острова Окинава. В марте 1979г. «К-201» вернулась из БС продолжительностью 67 суток в б. Крашенинникова (Камчатка). За БС совпавшей с китайско-вьетнамскими событиями экипаж был награжден, в том числе командир орденом Красной Звезды. Не все проходило гладко. В 1979г. АПЛ пр.659Т 26 ДиПЛ из Приморья «К-122» (к-1р. А.Гурьевич) находясь на БС в Южно-Китайском море, упустила авианосец «Constallation» только по тому, что интервал целеуказаний с командного пункта достигал шести часов. Косвенно конфликт затронул и корабли выполнявшие межфлотский переход на Тихоокеанский флот. 21-23 января 1979г. с Севера на ТОФ вышли РПКСН пр.667БДР «К-455» (капитан 1 ранга Толстолыткин И.А.) и «К-490» (капитан 1 ранга Кузнецов В.М.), для обеспечения перехода КСФ выделил ОИС "Байкал" (капитан 3 ранга Бочинский Г., старший капитан 1 ранга Климов П.Л.), на котором должен был идти второй экипаж «К-455» (капитан 1 ранга Чефонов И.Г.). Отрядом командовал командир 13-й дивизии контр-адмирал А.И.Павлов. 1 февраля на траверзе Гибралтара ОИС "Байкал" с экипажем капитана 1 ранга Чефонова встретился с авианесущим крейсером «Минск», вышедшим из Севастополя для перехода в порт новой приписки – Владивосток. В Южной Атлантике «Минск», повернул налево и обогнув Африку, через Индийский океан ушел во Владивосток. Лодки с ОИС продолжали движение к оконечности Южной Америки когда их настигли известия о конфликте. 17 февраля корабли получили радио из штаба СФ с сообщением о нападении Китая на Вьетнам из-за спорных островов Спратли. 18 февраля советское правительство передало официальное сообщение, суть которого: «Свой долг по отношению к Вьетнаму мы выполним». 19 февраля в 17.30 старший на «Байкале» капитан 1 ранга Климов П.Л. приказал: «Командиру ОИС «Байкал» капитану 3 ранга Бочинскому Г. и командиру второго экипажа К-455 капитану 1 ранга Чефонову И.Г. по моему приказанию быть готовыми к началу боевых действий... В основу своих решений положить план подготовки ОИС «Байкал» с размещенным на нем экипажем РПК СН по приведению судна в полную боевую готовность». Свое решение и отданные распоряжения Климов П.Л. донес на ЦКП ВМФ шифрованной радиограммой. 21 февраля на борт «Байкала» пришёл ответ за подписью начальника Главного штаба ВМФ адмирала флота Егорова Г.М.: «Ваша главная задача не боевые действия, а обеспечение навигационной безопасности РПК СН. Донести о встрече с РПК СН, состоянии и начале движения...». На этом участие кораблей в конфликте завершилось. | |
Просмотров: 4046 | Добавил: maksimov | Рейтинг: 0.0/0 |