Главная » Архив материалов
Ссылка на оригинал:http://rusarm.com/arhiv/n4_2008/bolshoj_flot_vazhnejshij_politicheskij_instrument/ На вопросы журнала «Арсенал» любезно согласился ответить Председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслав Алексеевич Попов. – Вячеслав Алексеевич! События вокруг российско-грузинского конфликта подтвердили правоту знаменитого утверждения Петра Великого о том, что любое государство, имеющее только армию, имеет одну руку, а имеющее и флот, имеет обе руки. На первый взгляд – все хорошо, вроде бы все удачно. Пользуясь нашим явным перевесом в силе, мы уничтожили все грузинские катера, грузинских ВМС больше нет. Но вот после этого НАТО вводит свои корабли в Черное море через Босфор, причем не один, не два, а больше десятка... Идут как к себе домой. Как Вы считаете, если бы наш Черноморский флот обладал достаточной, серьезной сдерживающей силой, решились бы американцы и их союзники на такой демарш? – Правильно, что Вы в своем вопросе употребили термин «сдерживающий». Он как раз главный в этом вопросе. Почему? Потому что, к сожалению, сегодня в России присутствует неверная оценка роли военно-морского флота в мирное время. ВМФ, в отличие от других видов вооруженных сил, имеет более весомые аргументы и большее значение как сила сдерживающая, при этом я сейчас не говорю о его ядерной составляющей, потому что этот вопрос абсолютно ясен всему миру. Ядерное оружие, в том числе и морские стратегические ядерные силы, – это главная сдерживающая сила для любого потенциального агрессора. Тем более если учитывать, что в нашей доктрине, и это уже публично объявлено, произошли существенные изменения. Вы помните, что в советское время существовало обязательство Советского Союза никогда, ни при каких условиях не применять ядерное оружие первыми. Сейчас мы отказались от этого постулата, и если, не дай Бог, возникнет угроза нашей независимости, нашему суверенитету, мы можем привентивно применить ядерное оружие. Но, с одной стороны, угрожающий фактор может быть, так сказать, «грузинского» масштаба: есть ли смысл стрелять из ружья по комарам! С другой стороны, применение ядерного оружия это всегда угроза общечеловеческой катастрофы, и такого развития событий любой здравомыслящий руководитель государства постарается избежать. В этом случае ВМФ в значительно большей степени, чем другие виды вооруженных сил, реально, активно, подчеркиваю это, может проявлять свои возможности по сдерживанию потенциального агрессора, по предотвращению накала обстановки и т.д. Вы начали с грузинских событий. С моей точки зрения, на Черном море у российского флота существует «ахиллесова пята», если уместно такой термин употребить, – это явная недостаточность подводных сил. Е ... Читать дальше » |
24 ноября в Санкт-Петербурге пришвартовался французский вертолетоносец "Мистраль" ("Ветер"). Согласно заявлению его капитана Дидье Пьятона, 27 ноября корабль проведет маневры с участием российских вертолетов на Балтийском море.
По его словам, судно прибыло в Россию по приглашению командования ВМФ. Для того чтобы укрепить взаимоотношения флотов. Однако очень похоже на то, что Россия намерена приобрести "Мистраль". Например, это судно стало объектом повышенного, весьма скрупулезного внимания со стороны наших инженеров, судостроителей и представителей ВМФ, которые 25 ноября подробно ознакомились с его устройством. Впервые о возможности покупки "Мистраля" заговорили в октябре 2008 года. Тогда, во время Международного военно-морского салона "Евронаваль-2008", проходившего во французском Ле-Бурже, главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий сделал сенсационное заявление с недвусмысленным намеком на подобную вероятность. А уже позднее, 4 апреля нынешнего года, он же, рассказывая о планах развития отечественного ВМФ, упомянул и о необходимости иметь пять-шесть авианосцев. Вовсе не связывая ее с отечественным кораблестроением. Еще конкретнее высказался 19 сентября замминистра обороны РФ Владимир Поповкин: "Мы хотим не просто закупить один или два корабля, мы покупаем и параллельно с ними договариваемся о том, чтобы производство такого класса кораблей началось в России. Это будет первый шаг, чтобы потом сделать на базе этого ту же самую авианосную группу, авианесущий крейсер". Известно, что вертолетоносец "Мистраль" - корабль довольно крупный. Его водоизмещение - 21 тысяча тонн, длина - 210 м. Способен развивать скорость более 18 узлов (до 35 км в час) при дальности плавания в 37 тысяч км. На его борту находится 16 вертолетов. Общая численность его команды, включая персонал, обслуживающий вертолеты, составляет 390 человек. Кроме того, вертолетоносец способен принять на борт 900 бойцов десанта, а также 40 единиц бронетехники или 70 автомашин. Нужен ли нам "Мистраль"? И почему вдруг оказалось недееспособными отечественные строители военных кораблей? На эти вопросы "Правде.Ру" ответил 1-й вице-президент Академии геополитических проблем, капитан 1-го ранга Константин Сивков. - Моё отношение к планируемой закупке "Мистраля" резко отрицательное. Ведь любой корабль покупается не просто так. Он должен быть встроен в систему вооруженных сил вообще и ВМФ, в частности, и иметь конкретное предназначение. Исходя из этого, необходимости в приобретении "Мистраля" нет. Для чего он предназначен? В первую очередь, для высадки десанта с походами на дальние расстояния. Но куда мы собираемся высаживать десанты со столь крупного и уязвимого корабля? Дело в том, что его ПВО очень слабая. Она позволяет противодействовать лишь одиночным воздушным целям. С французами всё понятно. Они строили подобные корабли на случай поддержки своей колониальной политики в Африке. А нам такой корабль для чего ... Читать дальше » |
Делёжка Черноморского флота и перетягивание каната между Украиной и Россией продолжались с осени 1991 года по май 1997 года. Сначала Киев хотел взять всё путём указов, затем концепция поменялась: личный состав кораблей и частей ЧФ, дислоцированных на украинской территории, всеми возможными способами — лаской, смазкой и угрозами — просто стали понуждать к принятию украинской присяги. Подразумевалось, что если хотя бы часть личного состава корабля примет украинскую присягу, то это уже украинский корабль. Доходило чуть не до мятежей и откровенных захватов в пиратском стиле. Кстати, тогда отдельные ответственные товарищи выдвигали даже такое предложение: поделить флот раздора между всеми республиками СНГ. Правда, ни Киргизия с Узбекистаном, ни даже Таджикистан горячего желания владеть подводными лодками отчего-то не выразили. Предпочтя взять свою долю обычными вооружениями. Киев же, осознав в конце концов, что кус не по зубам, потребовал поделиться по-братски: тебе половина и мне половина. Позже сошлись на более разумной пропорции: Украина получала 18,3% ЧФ, а 81,7% отходили России. В конечном счёте делители флота договорились, что Россия становится хозяйкой 388 кораблей и судов (из 833, что числились в составе флота на май 1997 года), а также 161 самолёта и вертолёта. Численный состав ЧФ (в Крыму) был определён в 25 тыс. человек. На украинской территории за Россией во временном пользовании три пункта базирования корабельного состава, два основных и два запасных аэродрома, а также один пункт дислокации береговых войск (морской пехоты). Тут бы, утерев пот со лба, и облегчённо вздохнуть. Да вот пока московские бояре с киевскими гетманами железо делили, оно банально гнило у причальной стенки: деградация ЧФ обрела характер почти ураганный. Достаточно сказать, что численность личного состава Черноморского флота еле дот ... Читать дальше » |
ЧП с подводной лодкой "Алроса" лишь подтверждает факт, хорошо известный специалистам: Черноморский флот России вовсе не возрождается, а совсем наоборот. Разве лишь вместо похоронного марша звучат речи о вставании с колен. Но из всех кораблей флота боеспособны от силы 30% — опять же в Севастополе это знает едва ли не каждый мальчишка. В чём убедился специальный корреспондент, побывавший в Крыму. Когда видишь боевые корабли вблизи, особенно изнутри, многие вопросы отпадают сами. Я совершил такую экскурсию благодаря друзьям-офицерам (их имён-званий и названия кораблей по понятным причинам называть не стану). Скажу лишь, что побывал на кораблях одного класса, украинских и российских, да и возраст у них примерно один. Равно как и состояние: оборудование, аппаратура на тех и других одинаково устаревшие, сказал бы, даже архаичные. Рассмотрел маркировку: так оно и есть — 1970-е, хотя кое-где видел новенькие на вид приборы и какие-то механизмы с маркировкой середины 1980-х. Моряки пожали плечами: а какой ещё аппаратуре быть, если и корабли старые? Но как же тогда модернизация, о которой постоянно поют, разве после неё корабли не как новенькие? В ответ мне выдали: "Корабли не резиновые — в них всё не впихнёшь. И они не вечные: невозможно полноценно модернизировать конструкцию 30—40-летней давности, рассчитанную под вполне конкретный срок службы и совсем под иные условия, вооружение и механизмы и аппаратуру 60—70-х годов прошлого века. Корабль — это боевая платформа, но вовсе не с беспредельным ресурсом и возможностями. Эти корабли, — тут офицеры дружно кивнули на ракетный крейсер "Москва", большой противолодочный корабль (БПК) "Сметливый" и украинские фрегаты, — свои ресурсы для модернизации уже исчерпали. Можно, конечно, поменять вооружение 30—35-летней давности на "новейшее", сконструированное четверть века назад. И что?" |
Впервые в отечественной авиации ВМФ на палубу корабля совершил посадку вертолет Ка-10. Историческая дата: 07.12.1950 |
Президент группы "Онэксим" Михаил Прохоров обратился к главкому Военно-морского флота Владимиру Высоцкому и губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко с предложением финансировать крейсер "Аврора". Соответствующее письмо опубликовано на сайте журнала "Русский пионер", принадлежащего бизнесмену. Крейсер "Аврора" оказался в центре скандала после того, как в ночь на 6 июня на нем состоялось празднование дня рождения журнала "Русский пионер", на которое были приглашены известные политики, общественные деятели и бизнесмены. Прокуратура Ленинградского военного округа инициировала проверку по факту проведения вечеринки на "Авроре", а главком ВМФ РФ издал приказ о запрете проведения на кораблях мероприятий, "не связанных с жизнедеятельностью войск". "В последнее время в средствах массовой информации развернулась острая дискуссия по поводу возможного вывода крейсера из состава ВМФ и, как следствие, прекращения финансирования объекта из средств министерства обороны. Я вижу в этом опасность того, что крейсер "Аврора", и так ставший в последние годы местом проведения огромного количества мероприятий и празднеств, съемок фильмов и клипов, окончательно превратится в развлекательную площадку", - говорится в письме Прохорова. По мнению бизнесмена, это нанесет серьезный удар по идеалам и чувствам многих патриотов, ветеранов и жителей Санкт-Петербурга: "Горделивый символ нашей истории также не должен превратиться в объект споров между хозяйствующими субъектами по поводу его дальнейшего содержания и обеспечения". "В случае принятия решения о выводе крейсера из состава ВМФ РФ мой благотворительный фонд готов предоставить необходимое финансирование для перевода "Авроры" на баланс города и под патронаж губернатора с целью его сохранения, качественного совершенствования материально-технической базы музея, более активного внедрения современных музейных технологий и повышения его популярности и посещаемости", - пишет Прохоров. Крейсер "Аврора" является кораблем №1 Военно-морского флота России и филиалом Центрального военно-морского музея. Из орудия "Авроры" в 1917 году был произведен холостой выстрел, послуживший во время Октябрьской революции сигналом к началу штурма Зимнего дворца. Бурная вечеринка бизнесменов и чиновников на борту крейсера состоялась в ночь на 6 июня под занавес Петербургского экономического форума. Ее "хозяином" был миллиардер Михаил Прохоров, гостями - практически весь городской бомонд и бизнес-элита, а также губернатор Валентина Матвиенко и министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Спустя четыре месяца после скандальной светской вечеринки Главная военная прокуратура сообщила результаты проверки на крейсере "Аврора". Прокуратура пришла к выводу, что в ночь на 6 июня чиновники и бизнесмены пили там ... Читать дальше » |
Россия готова расширить свое военное присутствие у берегов Сомали, чтобы и далее бороться с пиратами, заявил постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин по итогам заседания Совета Россия-НАТО, состоявшегося 4 декабря в Брюсселе. В следующем году Россия не будет участвовать в антитеррористической операции НАТО "Активные усилия" в Средиземном море, но обеспечит присутствие у берегов Сомали военных кораблей и, возможно, морской авиации. Впрочем, окончательное решение за Минобороны, подчеркнул Рогозин. Сегодня Россия представлена у берегов Сомали отрядом боевых кораблей во главе с большим противолодочным кораблем (БПК) Северного флота "Адмирал Чабаненко". Отряд 1 декабря приступил к выполнению задач по обеспечению безопасности судоходства в районе Африканского Рога, 4 декабря начал проводку первого каравана из 7 судов по Аденскому заливу и 8 декабря проследует с караваном в обратном направлении. Ранее источник в штабе Балтийского флота сообщил, что сторожевой корабль "Неустрашимый" вышел в Атлантический океан и, возможно, заступит на антипиратскую вахту у берегов Сомали во второй раз. "Неустрашимый" стал первым кораблем ВМФ РФ, отправленным на борьбу с пиратством. Он выполнял задачи по обеспечению безопасности судоходства в районе с октября 2008 года по январь 2009 года. В январе 2009 года его сменил БПК Тихоокеанского флота (ТОФ) "Адмирал Виноградов" – он участвовал в антипиратской миссии по март текущего года. В апреле "Виноградова" сменил БПК ТОФ "Адмирал Пантелеев", вернувшийся во Владивосток в июне. Следом за ним вахту в Аденском заливе с июля по октябрь нес БПК ТОФ "Адмирал Трибуц". 16 ноября он вернулся во Владивосток. С января 2009 года по настоящее время корабли ТОФ конвоировали более 100 российских и иностранных судов, предотвратили несколько попыток захвата судов пиратами. По данным Международного морского бюро, с 1 января по 20 октября 2009 года в мире предпринято 327 пиратских нападений, захвачены 37 судов и 639 заложников. За аналогичный период 2008 года эти показатели составили 194, 36 и 631 соответственно. В Аденском заливе и у восточного побережья Сомали с 1 января по 20 октября 2009 года предпринято 174 нападения, захвачены 35 судов и 587 заложников. Через Аденский залив осуществляется около десятой части мирового судоходства и реализуются около трети всех перевозок нефти морем. Ежегодно этот регион проходят порядка 20000 судов. Район Африканского Рога сегодня патрулируют порядка 30 кораблей более 15 стран. |
Не дураки все-таки в НАТО сидят. Только Россия заявила о возможности покупки десантного корабля «Мистраль» у Франции, сразу же Расмуссен начал сближаться с Украиной. Сближается он, ясно, с какой стороны, но Порошенко и тому рад. Почетно, видите ли, ему, что так много министров стран НАТО проявили «беспрецедентный интерес» к Киеву. «Сближение» НАТО и Украины вновь происходит на фоне ухудшения политических отношений между Россией и Грузией. Саакашвили взбунтовался против возможной покупки Москвой десантного корабля, который, скорее всего, будет базироваться в Черном море. Волнуют Михо слова главкома ВМФ РФ Владимира Высоцкого, сказавшего, что такой корабль «позволил бы нашему Черноморскому флоту выполнить миссию за 40 минут, а не за 26 часов». На самом деле «Мистраль» и не на такое способен. Вот лишь немалая часть его тактико-технических данных. «Мистраль» - универсальный десантный корабль, объединяющий функции вертолетоносца и корабля-дока. Дальность плавания составляет 20 тысячи миль (32 тысячи километров), скорость полного хода - свыше 18 узлов. Вертолетоносец способен принять на борт десант численностью до 450 человек (до 900 кратковременно). Вертолетная группа включает 16 машин, из них шесть может одновременно размещаться на взлетной палубе. Корабль имеет четыре легких десантных катера или два десантных катера на воздушной подушке. А на грузовой палубе способны разместиться более 40 танков или 70 автомашин. Но Москва, судя по всему, не собирается останавливаться только на одном «Мистрале». Уже идут переговоры о постройке в российских доках четырех кораблей этого класса вертолетоносцев при технической поддержке и лицензии французской стороны. Если сделка состоится, Франция продаст России один вертолетоносец, возможно, не оснащенный системами вооружения и радарами. Сумма покупки составит ориентировочно 400-500 млн. евро. Кроме того, РФ получит лицензию на производство четырех кораблей, что увеличит стоимость сделки до 1-1,2 млрд. евро. Ющенко волнуется не столько за своего грузинского кума, сколько за остатки собственной репутации в НАТО, куда он так мечтает затащить Украину. Отсюда и заявления всяческих «центров» и «экспертов», приближенных к администрации президента. Украинский Центр исследований армии, конверсии и разоружения заявляет, что возможное приобретение французских вертолетоносцев для ВМФ России может быть направлено против Украины, Грузии и прибалтийских стран. «Не исключается, что приобретение МО России кораблей типа «Мистраль» является ответом на желание политического руководства страны немедленно «улучшить» свои позиции в отношениях с Украиной, Грузией и странами Балтии... Усиление ... Читать дальше » |
По словам бывшего соратника Юлии Тимошенко Михаила Бродского, в газовом договоре с Москвой, который заключила премьер-министр Украины, предусмотрена передача России Севастополя. Сенсационное заявление сделал известный украинский политик в интервью газете «Украинская правда». «Я, например, глубоко уверен в том, что в Юлином договоре по газу, который она подписала с Россией, заложен Севастополь. Придет 2017-й год - и всё, Севастополь продан. Продан за все эти пени и штрафы, которые растут у нас из-за того, что мы не покупаем ненужный нам газ». С момента объявления независимости Украины вопрос Севастополя остро стоит на повестке дня Украины. В городе до сих пор популярны пророссийские настроения и ежегодно возникают конфликтные ситуации, связанные с принадлежностью города Украине. |
Датой создания на флоте Службы связи считается 6 декабря (23 ноября) 1909 года, когда приказом Морского министра № 310 ведомству было введено "Положение о береговых наблюдательных постах и станциях Морского ведомства", где говорилось: "...Управление всеми группами береговых наблюдательных постов каждого моря объединяется в лице начальника Службы связи. Корабельными станциями пока заведовали офицеры минной службы. Правда, звено флагманских минеров было усилено введенными 14 марта 1909 года должностями вторых флагманских минных офицеров, что значительно повысило эффективность управления новой отраслью военно-морской службы. В начале 1910 года были произведены первые назначения руководящего состава Службы связи флотов. На Балтике ее возглавил капитан 2 ранга Н.Н. Апостоли, на Черном море - капитан 2 ранга В.Н. Кедрин, на Тихом океане - подполковник В.З. Лукин. Несколько позже были назначены и начальники районов. Сосредоточение усилий по дальнейшему развитию связи и наблюдения в руках специальной службы оказало определяющее влияние на подготовку театров военных действий и сил флота к Первой мировой войне. Созданная накануне войны разветвленная сеть береговых постов наблюдения и связи, радиостанций и проводных каналов, вооружение всех боевых кораблей средствами радиосвязи, организация радиоразведывательной службы и привлечение для наблюдения за морем морской авиации (включенной к этому времени в состав Службы связи) в значительной степени способствовали успеху боевой деятельности флотов на Балтийском и Черноморском театрах. При этом наиболее стремительно развивается Служба связи Балтики, руководимая с 1911 года талантливым организатором, будущим командующим Балтийским флотом А.И. Непениным. Если при его вступлении в должность на Балтике было несколько наблюдательных постов, 5 маломощных и одна мощная радиостанция, то уже в 1912 году насчитывалось 15 маломощных и 8 мощных. В этот же период вводятся построенные на новых принципах документы по боевому применению связи на флотах, в которых впервые формулируются основные требования к ней, такие как "верность", "безопасность", "секретность", "живучесть". Корабли и береговые части оснащаются ... Читать дальше » |