Главная » 2012 » Ноябрь » 22 » Преданные забвению. Тайна гибели минного заградителя«Ворошиловск»
Преданные забвению. Тайна гибели минного заградителя«Ворошиловск» | 21:05 |
Для начала нампредстоит вернуться во времена, куда более отдаленные, в Германию временкайзера Вильгельма. Именно там в 1907 году по заказу российского Доброфлота былспущен на воду грузо-пассажирский пароход, получивший наименование «Котик». Вплоть до первоймировой войны пароход, переименованный к тому времени в «Ставрополь», совершалрегулярные рейсы на Дальний Восток, доставляя туда грузы и переселенцев. После революциикоманда разбежалась, а пароход поставили на прикол. Во Владивостоке пережил«Ставрополь» гражданскую войну и интервенцию. Разграбленный «Ставрополь» споломанной машиной не привлек к себе внимания ни японцев, ни белогвардейцев.Власть в городе все время менялась, а «Ставрополь» по-прежнему ржавел упричала. О заброшенномпароходе вспомнили лишь после вступления во Владивосток Красной Армии. Новойвласти были необходимы морские суда, а интервенты, уходя, увели с собой все,что держалось на плаву. Вот тогда-то вспомнили о «Ставрополе». Пароход был сразуже поставлен в ремонт и вскоре, вооруженный несколькими пушками, он уже, каквспомогательный крейсер вошел в состав Морских Сил Дальнего Востока. Такбудущий минзаг пережил свое первое перевоплощение из грузового парохода вкрейсер. Сразу же повыходу из завода начались боевые будни. Уже в апреле – июле 1923 года«Ставрополь» принимает самое активное участие в уничтожении в Аянском уездепоследнего белогвардейского отряда генерала Пепеляева. Затем«Ставрополь» спустил военный флаг и, как в былые времена, занялся перевозкойгрузов. Прошло еще восемь лет – и новый поворот судьбы: «Ставрополь» становитсягидрографическим судном. 24 декабря 1931 года пароход был зачислен в составотряда судов управления по безопасности кораблевождения. 3 мая 1932 года на«Ставрополе» вновь торжественно подняли Военно-морской флаг. Так началасьвторая военная служба судна. Как гидрограф, «Ставрополь» трудился втечение двух лет. Однако вскоре начальство сочло, что судно со стольвместительными трюмами использовать для замеров глубины и постановки буевнецелесообразно. И «Ставрополь» был переименован в минный заградитель. Затем сиюля по декабрь 1934 года он числился минным блокшивом, то есть судном,выполняющим функции плавучего минного склада. С11 января 1935 года блокшиввошел в состав создаваемого Тихоокеанского флота. Конец тридцатыхгодов – время в истории нашего государства особое. Страна жила в каждодневноможидании начала большой войны на Востоке, где уже вовсю раскручивался маховикяпонской агрессии. Хасан и Халкил-Гол были лишь ее прологом. Тихоокеанскийфлот тех лет был весьма невелик и тягаться с японскими авианосными армадами емубыло явно не по силам. Вся надежда была на подводные лодки и мины. Именнопоэтому «Ставрополь» снова был поставлен в завод, где его переоборудовали,насколько это было возможно, в минный заградитель. Новому минзагу присвоили иновое, в духе времени, название – «Ворошиловск», в честь города, названногоименем тогдашнего наркома обороны. Водоизмещениеминного заградителя составляло 2300 тонн, парадный ход не превышал 10 узлов.Вооружение составляли четыре 76-мм орудия и две спаренные четырехствольныеустановки пулемета «Максим» (позднее они будут заменены на более современные«Эрликоны»). Просторные грузовые трюмы минзага вмещали теперь без малого 389мин. Экипаж «Ворошиловска» насчитывал 155 человек. Зачисленный в состав бригадыОВРа главной базы Тихоокеанского флота, корабль начал свою службу. Годы ВеликойОтечественной прошли для минзага в постановке учебных минных заграждений итомительном ожидании начала боевых действий. Часть команды, покинув корабельнуюпалубу, ушла в морскую пехоту. Именно они, моряки-тихоокеанцы, устилали своимибушлатами заснеженные подмосковные поля, сражались в руинах Сталинграда, наКавказе, штурмовали Будапешт и Берлин. Из сошедших с «Ворошиловска» обратно невозвратился уже никто... С начала войны с Японией минзаг в базе уже незастаивался. Дел у него хватало. Днем и ночью «Ворошиловск» ставилоборонительные минные заграждения, прикрывая подходы к дальневосточномупобережью. Ведь совсем рядом базировался большой японский флот, изряднопотрепанный, но еще вполне боеспособный. Остатки вражескойармады легли под американскими бомбами на дно бухты Куре, а ударнаяМаньчжурская армия капитулировала под напором советских танков. Теперь минныйзаградитель ликвидировал собственные минные поля, освобождая простор длямирного судоходства. Опыт войныподсказал первую послевоенную кораблестроительную программу. В ней наряду скрейсерами, эсминцами и подводными лодками планировалось создание и скоростныхсовременных минных заградителей. Старик«Ворошиловск», разменявший уже пятый десяток своей жизни, доживал своипоследние дни. Ветерана ждал скорый вывод в резерв и медленная смерть подогненным жалом автогена. И снова, в который уже раз, в судьбу корабля вмешаласьполитика. Грянула корейская война! В дальневосточныеводы вошел американский флот. Предсказать ход последующих событий тогда бы невзялся никто. Локальный конфликт мог в любой момент обернуться новой мировойбойней. Мы и Китайподдерживали Пхеньян, американцы со своими союзниками – Сеул. Летчики комкораКожедуба десятками сбивали американские бомбардировщики, а корабли подзвездно-полосатым флагом часто подрывались на таинственных северокорейскихминах, которыми местные рыбаки прямо с джонок усеивали прибрежные воды. В последнееверится с трудом, ведь минное дело, как никакое другое, требует высочайшегопрофессионализма и специальных кораблей для выполнения столь важной имасштабной задачи. Ни того, ни другого у северокорейских моряков в то время небыло. Поэтому вполне можно предположить, что для выполнения столь рискованногопредприятия и был задействован «Ворошиловск». Такая точка зрения, кстати,имеется и в немногих воспоминаниях о трагической судьбе корабля, гибелькоторого многими напрямую связывается с корейскими событиями. Оговорюсь сразу,никаких документальных подтверждений участия минного заградителя в боевыхпостановках мин у побережья Северной Кореи автору в ходе работы над повестьюнайти не удалось. Поэтому ведя далее рассказ о событиях вокруг «Ворошиловска»,я буду придерживаться официальной точки зрения, той, что нашла свое отражение вбумагах, актах и отчетах по трагедии 30 октября 1950 года у острова Русский.Однако, разумеется, корейская война все же сказалась на судьбе «Ворошиловска»,пусть даже и косвенно... Итак, что жепредставлял собой минный заградитель «Ворошиловск» и его экипаж в преддвериипроизошедшей с ним трагедии? В1948 годукорабль был направлен в Порт-Артур, где на местном судостроительном заводепрошел докование и средний ремонт. В следующем 1949-м он успешно отработалзадачи боевой подготовки, выставив на состязательных минных постановках почтипятьсот мин (!) и получив высшую награду, даваемую кораблям в мирное время –приз Морского министра, став таким образом лучшим кораблем своего класса вовсем советском Военно-Морском Флоте. Познакомимсяпоближе с главными участниками трагических событий 30 октября. Командиром«Ворошиловска» в это время являлся капитан 3 ранга Василий Иванович Корженков. Из служебнойхарактеристики В. И. Коженкова: «Окончил ВМУ в 1939 году. Член ВКП(б) с 1944года. На ЗМ «Ворошиловск» непрерывно служит 10 лет, из них в должностикомандира корабля с 1947 года. Начал службу артиллеристом, затем помощникомкомандира корабля. Командовал кораблем умело. Маневрами корабля управлял умело.Организацией и порядком на корабле занимался не систематически. Тактическиподготовлен. Авторитетом у личного состава пользовался». Заместителькомандира корабля по политической части – капитан 3 ранга Николай ИвановичДерипаско. Об этом человеке, пожертвовавшем своею жизнью ради спасения сотендругих, особый рассказ еще впереди. Помощниккомандира корабля – старший лейтенант Алексей Сергеевич Савинов. Окончил ВМУ в1945 году. На корабле с 1948 года. Аттестован положительно. Командир БЧ-3 –лейтенант Николай Яковлевич Кононец. Окончил ВМУ в 1948 году. Член ВЛКСМ. Изслужебной характеристики: «Был командиром группы, с мая 1950 года назначенкомандиром БЧ-3 минного заградителя. Как командир БЧ-3 подготовленудовлетворительно. Минную специальность любит. Недостаточно требователен.Исполнителен, дисциплинирован. Пользовался авторитетом среди личного составакорабля. Задачи боевой подготовки в 1950 году выполнил с хорошими и отличнымипоказателями». Что касаетсякоманды «Ворошиловска», то в подавляющем большинстве ее составлялистарослужащие матросы, имевшие за плечами по пять-семь лет службы. Документыпоказывают, что к концу 1950 года на корабле было до 90 процентов старослужащихи всего лишь 10 процентов молодых матросов. | |
Просмотров: 1115 | Добавил: maksimov | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |