Главная » 2008 » Июль » 5 » Наш ответ «Наутилусу»
Наш ответ «Наутилусу» | 07:41 |
Наш ответ «Наутилусу» Ровно пятьдесят лет назад 4 июля в подарок американцам к Дню независимости в Советском Союзе запустили двигатель первой атомной подводной лодки К-3. До сих пор история этой субмарины не рассекречена до конца. Наш корреспондент встретился с создателями и первыми матросами легендарной лодки. Репортаж Игоря Максименко: Радий Анатольевич Шмаков в 58-м был самым молодым конструктором на этом проекте. Всего 25-ть – но его подпись стоит на всех основополагающих документах по плавучести, погружению и всплытию лодки. Впрочем, среди коллег возрастом Шмаков не особо выделялся. Большие флотские начальники часто спрашивали: «Что за молодежь на секретном объекте?». Главный конструктор Перегудов отвечал: «У меня все тут такие». Они очень хотели сделать эту лодку не хуже, чем у американцев, которые тогда опережали нас в создании атомного подводного флота. Не мешало и то, что все сложнейшие расчеты по теории корабля Шмаков и его команда сделали почти на колене. Радий Шмаков, главный конструктор морского бюро «Малахит»: У меня в столе лежат счеты, самые обыкновенные деревянные счеты. Именно на них Вера Николаевна Рождественская просчитала всю нагрузку подводной лодки... Понятно, что все работы проводились в полной секретности, даже родным о проекте говорить нельзя было. К-3 сделали в рекордный срок – от сталинского приказа о запуске проекта до ходовых испытаний прошло всего 6 лет. При этом надо понимать, что ни конструкторы, ни члены экипажа никогда до этого с атомной техникой не соприкасались. Но страха не было. Николай Мормуль, член первого экипажа АПЛ К-3 «Ленинский комсомол»: Так вопрос вообще не стоял. Если человек работает, разве ему может быть страшно на работе? Некогда бояться было. Надо было думать о деле. Потом уже были рекорды глубины погружения, дальности похода, знаменитое всплытие на Северном полюсе. Тогда экипаж даже мини-фильм сделал о покорении северной вершины планеты – для отчета в Кремле. И хотя на К-3 случались страшные аварии и пожары, на флоте эта лодка считалась везучей, непотопляемой, весь все добрые морские приметы были соблюдены. Радий Шмаков, главный конструктор морского бюро «Малахит»: Одна женщина из нашего бюро шампанское о борт разбивала. Борт резиновый, но она, видимо, тренировалась – с первого раза разбила. Лодка К-3 стала нашим достойным ответом на американскую субмарину «Наутилус». Однако жизнь и судьба атомных первенцев двух самых мощных флотов мира сложились по-разному. Из походов «Наутилуса» велись телевизионные репортажи, членов экипажа каждый американец знал в лицо. «Ленинский комсомол» рассекретили только в конце 90-х, а подводников награждали за подвиги только закрытыми указами. «Наутилус» встречали из походов салютом, военно-морским парадом, восторгом и почитанием. К-3 тихо приходил в базу, о существовании которой знал только узкий круг ответственных лиц. Лодка «Наутилус» сейчас – один из самых популярных музеев в США. «Ленинский комсомол» может только мечтать об этом, стоя на приколе в далеком Снежногорске. Разговоры о том, что для первой отечественной атомной подводной лодки нужно организовать почетную вечную стоянку, ходят давно. Называют даже города, где эту стоянку можно сделать – Москва, Петербург или Мурманск. Но дальше разговоров дело не идет – то места подходящего не находится, то денег нет, то желания. | |
Просмотров: 878 | Добавил: kresta-ii | Рейтинг: 5.0/1 |