Десять событий 2010 года, которые, на взгляд редакции Центрального Военно-Морского Портала, оказали или окажут наибольшее влияние на состояние и перспективы российского Военно-морского флота 10. Экспортные заказы российского судпрома На десятое место в топе событий года редакция поставила отечественную судостроительную промышленность с ее работами над экспортными заказами. Несмотря на высказывания некоторых представителей власти о неспособности отечественного судпрома строить корабли быстро и качественно, верфи и судоремонтные предприятия России в 2010 году продолжили работы с иностранными заказчиками. Увеличены темпы модернизации на ПО "Севмаш" авианосца "Викрамадитья", продолжается строительство трех фрегатов для ВМС Индии на ПСЗ "Янтарь", ремонт и строительство подводных лодок в интересах инозаказчиков на "Адмиралтейских вервях", Амурском ССЗ и "Звездочке", ремонт и модернизация боевых кораблей ВМС Алжира на "Северной верфи", строительство фрегатов типа "Гепард" для ВМС Вьетнама, а также сторожевых и ракетных катеров для ВМС Словении, Вьетнама, Туркменистана, заказ десантных катеров на воздушной подушке типа "Мурена" Кувейтом. Список весьма внушительный и не может не радовать. 9. Реформа военного образования На девятом месте в топе событий года расположились продолжающаяся реформа военного образования и создание в этом году ВУНЦ ВМФ ВМА им. Кузнецова - событие неоднозначное по своей значимости. С одной стороны, идея сосредоточить в одном месте руководство всей военно-морской наукой и образованием не лишена смысла и имеет своих горячих сторонников, но на другой чаше весов лежит общее падение качества этого образования, двухгодичный мораторий на набор в военные ВУЗы и опасение в связи с этим потерять преемственность поколений морских офицеров. 8. Летние лесные пожары Несмотря на удаленность от мест постоянного базирования сил флота, летние пожары, а, вернее, их последствия, оказались на восьмом месте. Впервые в новейшей истории России Главкому ВМФ объявлено о неполном служебном соответствии. Конечно, это не рядовое событие повлекло за собой и некие последствия, которые вылились, как у нас часто случается, в поиск крайних, коим оказался командир авиабазы ВМФ в Коломенском районе Подмосковья. Справедливость, однако, в конечном итоге восторжествовала. 7. Новые корабли и суда для ВМФ России Стареющий корабельный состав ВМФ России все сложнее выводить в море. Тем отраднее было услышать в этом году новости о закладке, спуске на воду и вводе в состав отечественного флота кораблей и судов. В списке заложенных для ВМФ России - фрегат "Адмирал Григорович", подводная лодка "Новороссийск", МРК "Свияжск", ряд других кораблей, катеров и судов. Спущены на воду РПКСН "Александр Невский", АПЛ "Северодвинск", фрегат проекта 22350, фрегат "Сообразительный" и другие. Продолжаются испытания на ряде кораблей и подводных лодок, ввод в строй которых ожидается в следующем году. 6. Отход от флотских традиций При всех положительных моментах строительство новых кораблей, сохранение старых оказались сопряжены с неким отходом от традиций флота. Речь идет, прежде всего, о странном выборе наименований для вновь строящихся кораблей и ситуации, сложившейся вокруг крейсера "Аврора". А ведь "флот можно построить и за три года, а традиции не воспитаешь и за триста лет" - говорят англичане. Намеренное или по недомыслию пренебрежение флотскими обычаями может оказать дурное влияние на будущее флота, хотя заметно оно станет далеко не сразу. 5. Возросшая активность ВМФ России в океане Не один отряд российских кораблей обеспечивал безопасность торгового судоходства в водах Аденского залива, отличились наши моряки и при освобождении из пиратского плена танкера "Московский университет" (пусть это событие и неоднозначно оценили некоторые эксперты). Отдельно упомянем межфлотские переходы наших ракетных крейсеров и участие сил флота в широкомасштабных учениях "Восток-2010". 4. Харьковские соглашения Благодаря подписанным документам Черноморский флот России продолжит свое базирование в Севастополе – городе русских моряков. Событие это после прихода к власти на Украине нового президента было более чем прогнозируемым и ожидаемым, но это не умаляет его значимости. После разворота в отношениях России и Украины упрочились связи флотов двух стран. Упомянем о прохождении практики на ПЛ "Алроса" украинскими офицерами-подводниками, о предложении строить корабли для ВМФ России на украинских верфях, о возобновившихся полетах морских летчиков России в Саках, а также совместных командных учениях флотов Украины и России... Хочется надеяться, что от противостояния на Черном море Россия и Украина отошли надолго. 3. Баллистическая ракета "Булава" Тройку лидеров по значимости замыкает баллистическая ракета "Булава". Уходящий год стал для надежды морской составляющей ядерной триады России благополучным. По крайней мере, выяснилось, что конструкция ракеты не виновата в неудачных результатах запусков. После введения жесткого контроля за качеством сборки "Булава" полетела. Есть надежда, что в следующем году после отработки пусков со штатного носителя (РПКСН "Юрий Долгорукий") ракета будет принята на вооружение. Это оружие крайне необходимо для обеспечения национальной безопасности. 2. Военная реформа и образование ОСК На втором месте по общему влиянию на будущее российского флота стоит реформа военного ведомства и создание в этом году Объединенных стратегических командований с переподчинением им всех флотов. К ОСК "Запад" отошли Северный и Балтийский флоты, к ОСК "Восток" - Тихоокеанский, ОСК "Юг" поглотило Черноморский флот и Каспийскую флотилию. И, хотя директивой министра обороны срок перехода на новую структуру был обозначен декабрем месяцем этого года, ясности, кто, кому и как подчиняется, до сих пор нет. Конечно, со временем будет отработано взаимодействие разнородных структур, но в воздухе висит вопрос: "Неужели надо было с этим спешить? Почему нельзя было отработать все это взаимодействие виртуально, в штабных играх, наконец?" 1. "Мистраль" Возглавляет "десятку" завершение переговоров по приобретению ДВКД типа "Мистраль" для ВМФ России. Мало кто сегодня видит все последствия этого события, ибо одна часть из них будет растянута по времени, другая часть коснется флота лишь опосредованно, а самое главное последствие – приобретение флотом в общем-то ненужных и бесполезных для решаемых им задач кораблей – станет понятным лишь по окончании строительства этих "пароходов", когда ВМФ России начнет их эксплуатацию. Как говорится, поживем – увидим… Ссылка на оригинал:(c) Flot.com
|