Главная » 2010 » Апрель » 18 » БПК "Адмирал Юмашев". Деловой заход в Бизерту.
БПК "Адмирал Юмашев". Деловой заход в Бизерту. | 09:02 |
Деловой заход в Бизерту В марте 1982 года отряд кораблей Северного флота в составе бпк «Адмирал Юмашев», «Задорный» и «Громкий» посетил Тунис. Боевым распоряжением на БС кораблям предписывалось быть готовыми к визитам и деловым заходам в иностранные порты. Шла уже вторая половина службы, а заходов все не было. Командир отряда Стефанов А.Г. пошел на хитрость: отправил командованию 5 Средиземноморской эскадры донесение о выполнении задач боевой службы и запрос о возвращении домой. Ответ был таков: сейчас сходить на поисковую противолодочную операцию, потом провести ППР, подготовиться в заходу в Алжир, после визита – переход на Север. Сходили на операцию. Провели ремонт, покрасили корабль. В Алжир пошел противолодочный крейсер «Москва» с черноморскими кораблями. Прошло две недели. На повторный доклад о выполнении всех задач поступило распоряжение: сейчас сходить на поисковую противолодочную операцию, потом провести ППР, подготовиться в заходу в Югославию, после визита – переход на Север. Сходили на операцию. Снова покрасили (но уже не так тщательно) корабль. В Дубровник пошел «Стройный». Мы уже и не ждали, когда во время очередного ППР пришло распоряжение на заход в Бизерту. В удачу не верили, краска кончилась, погода ухудшилась, поэтому покраской больше не занимались. Когда подошли к молу, закрывавшему вход в канал, ведущий в озеро Бизерта, и подняли на сигнальном фале флаг Туниса, поняли, что это не шутка. Первым заходил и швартовался «Юмашев».
Корабли поставили не в самой военно-морской базе, расположенной на озере, а в
канале, в районе грузового порта. Поэтому в озере развернулись на обратный курс
и ошвартовались левым бортом к стенке канала. Потом к нам подошел «Задорный» и
третьим корпусом – «Громкий». Грузовой порт Бизерта является одним из крупнейших поставщиков органических удобрений в мире. Поэтому вонь в порту стояла постоянная. Спасал только ветер, когда дул с берега. Первым у борта появился автомобиль, из которого вышли в непонятной синей форме военный араб и молодой гражданский человек, европейского вида, в очках. Поднявшись на борт, военный отдал честь флагу и потом минуты три что-то докладывал на своем языке вахтенному офицеру. Стоявший вахтенным старший лейтенант Валера Маршев только и спросил: «Что?» Тогда гражданский по-русски ответил: «Это офицер по связи лейтенант Май, а я – переводчик советского посольства… Доложите командиру». После визита к командиру, минут через двадцать, лейтенанта Мая вынесли на руках и посадили в авто. К визиту у нас было только «шило», которое рубило местное население лучше пулемета. В это время вдоль борта начал прогуливаться местный полисмен и недобрым взглядом смотреть на моряков. А тут уже первая пятерка готовилась сойти на берег. Что делать? Ведь до нас в Тунисе 20 лет не было русских кораблей, да и боялись провокаций от проклятых капиталистов. Решили задобрить полицейского подарком. Но откуда взять? Для вручения местным властям кустарным способом сделали макеты корабля и разные побрякушки, но полиция в ограниченный круг лиц не вписывалась. Переводчик посоветовал: «Дайте ему мыла пару кусков, он и успокоится». Ну, как так мыло? Несолидно вроде… Тогда переводчик сам взял два куска хозяйственного мыла, завернул в газету и отнес полисмену. Тот, счастливый, ускакал и больше у борта не показывался. В другой раз появился мэн с мордой, как на карикатуре – ни дать, ни взять, Черчилль. На груди у него был зеркальный фотоаппарат с объективом, как пушка. Он со всех сторон сфотографировал наши корабли и долго не уходил от борта. На наш вопрос, что это за американская харя, переводчик, указав на него пальцем, сказал: «Этот, что ли? Так это местный агент ЦРУ, его все знают». Вход в канал перегораживал разводной мост, и корабли оказались запертыми в гавани. Разводной мост по-своему уникален, он весь поднимается на одну сторону! Через мост идет дорога с интенсивным движением на столицу, и он разводится только для прохода судов. Командир корабля П.П. Хоменко на совещании с командирами боевых частей задумчиво произнес: «А что, если война…» После этого начались рассуждения, как нам в этом случае вырваться. Стояли носом к мосту, артустановки закрывались корпусом «Задорного». Тогда кэп предложил расстрелять мост из РБУ-6000. Началось обсуждение линии целеуказания и ее точности: от «Волги» через МПП-315 и систему групповых атак «Дозор» в «Бурю»… Наконец кто-то произнес: «Так мост-то упадет в канал и вообще никто не выйдет!». Тогда было принято решение держать наготове десантный взвод для захвата разводного механизма моста! Вот такие военные игрища под конец боевой службы. Вид на наши корабли с моста через канал А флот Туниса, несомненно, представлял
«серьезную угрозу». На вооружении были несколько патрульных катеров с
пластмассовыми корпусами, французской постройки. Проходя мимо наших кораблей по
каналу с базу, команды катеров непременно выстраивались вдоль борта и
приветствовали наш отряд. На второй день начались визиты. Мэр города, военно-морские начальники, губернатор. Всех надо было принять и хотя бы обозначить застолье. Решили, чтобы упростить процесс и не срывать прием пищи офицерами, на отдельном столе накрыть фуршет. Однажды какой-то местный начальник прибыл чуть раньше назначенного срока. Что с ним делать? Дальше пошло точно по Колбасьеву: его поручили кому-то из офицеров, и он повел гостя к столу. Там стояли бутылки, закуски в виде бутербродов и каких-то салатов. Были и специи. Гостю вежливо, насколько можно было преодолеть языковой барьер, было объяснено, то, мол налить можно, а закусить только бутербродами, чтобы до основного приема не испортить стол. Гость понял. Налили по чарке, гость взял бутерброд с мясом и сверху густо помазал его НАШЕЙ горчицей. После рюмки «шила» гость чуть не задохнулся и попытался срочно заесть бутербродом. Надо было видеть эти выпавшие красные глаза! Очередное
посещение корабля местными властями Арабы оказались слабыми бойцами. Губернатора вынесли на руках четверо фалрепных и усадили в машину. А приехал он с супругой, самостоятельно управляя «Мерседесом». И вот картина: он заводит машину, открывает свою дверь и, глядя назад, давит на газ и машет в дверь рукой. Жена безуспешно пытается его повернуть по ходу движения. Только когда «мерин» перескочил через рельсы, губернатор чуть опомнился, но скорости не сбавил. Так и упылил. Наша волейбольная и футбольная команды на встрече с военно-морской академией Туниса разгромила тех с неприличным счетом. Конечно, Сергей Малышев мог просто поднимать руку над сеткой, а самый высокий араб должен был подпрыгивать, чтобы достать ему до лба. Офицерам кораблей на расходы выдали по 20 динар. На эти деньги мало что можно было купить. А время было дефицитное. Поначалу все набросились на джинсы «Флиппер». Хорошие, несколько лет носил, но стоили от 8 до 10 динар. Да и размеры у них не наши. Сергей Малышев попытался подобрать себе, но долго не получалось. Наконец, его навели на лавочку с подходящим размером, но на него джинсы стоили 12 динар. Малышев долго уламывал по-английски уступить до 10 динар, продавец-еврей отнекивался по-французски. Наконец, продавец по-русски сказал: «Слюшяй, жисть есть жисть – двенадцать!» Пришлось смериться. Потом народ разведал, что в аптеках продаются наборы презервативов. В красивой пачке, с видом пальмы на фоне заходящего солнца, были три презера – красный, желтый и зеленый (или синий), за что сразу были прозваны «светофором». Брали презервативы целыми блоками. В результате в Бизерте, в кап. стране, был установлен ЛИМИТ НА ОТПУСК ПРЕЗЕРВАТИВОВ В ОДНИ РУКИ! А женщины при виде наших моряков поначалу отбегали на другую сторону улицы. Вообще женщины у них рано начинают самостоятельную жизнь. Заходишь в лавочку, а там девочка лет 14-ти, но уже вся во французской косметике, и торгует самостоятельно. Бизерта – город древний. Вообще Тунис – это древний Карфаген, только арабы об этом не помнят (или не хотят вспоминать), так что все, что связано с этой древней историй, не только не является местом экскурсий, но даже не охраняется. А виды города и окрестностей местами говорят явно, что здесь исходно была не арабская культура. Древняя гавань, древние крепости свидетельствуют о том, что, что жители Карфагена были отменными инженерами и мастерами. Древняя военная гавань теперь пристанище рыболовных шаланд Эти крепостные
стены, наверное, еще помнят осаду римлян Все первые этажи в городе нежилые. Там магазины, лавки, мастерские… Запомнилась мебельная мастерская. Мебель там с арабской резной вязью, на заказ инкрустируют, но лаком не покрывают. Чистое белое дерево. Утром идем – араб заказ делает. После обеда идем обратно – араб уже забирает готовую двуспальную кровать. «Румыны» на
арабской улице Лавки устроены так, что на ночь закрываются двустворчатыми воротами, и вся торговая улица – как сплошной забор. А утром ворота открываются и превращаются в линию витрин. У арабов интересная особенность: если ты не торгуешься, то ты неинтересный покупатель, и на тебя не обращают внимания. А в государственных магазинах торговаться не положено. И там, и там стояли кассовые аппараты, так что мы часто путались. Я захотел купить жене французский зонтик-автомат. Показал девице, что хочу. Опробовали зонтов десять, но ни один нормально не работал. Вот такой конфуз кап.торговли… Торговый ряд Наш помощник Володя Белоусов и начхим Миша Казаков нашли лавчонку, где торговали красивым французским женским бельем. Ну, мы туда и собрались. Заходим, а на стенке календарь с портретом президента Туниса Хабиба Бургибы. Белоусов поднял руку и сказал: «Вива Бургиба!» С этого момента мы стали лучшими друзьями. Сбежался весь персонал. Девушки приносили заказанный товар, предъявляли его, растягивая на пальцах, и укладывали каждую вещь в отдельную прозрачную коробку. Серега Малышев тоже захотел купить супруге трузера. На вопрос, какой размер, показал руками: «Во!» Араб закатил глаза и страстно промолвил: «О, рашен вумэн…» Потом шли мимо какого-то ресторанчика. Четыре столика внутри, четыре на тротуаре. Миша Казаков решил попробовать местного винца. Дело было в воскресенье. А, надо сказать, что у арабов почти каждый выходной – мусульманский праздник и, значит, пост. Продавец воздел руки и начал объяснять, что, мол, нельзя: «Алла, Алла». Миша его уломал, и тот под полой принес бутылочку темного стекла, емкостью граммов 350. Миша ее приговорил тут же у стойки и потребовал вторую. Ну, слабое у них вино, градусов 8. Бармен опять: «Алла, Алла». Миша показал ему кулак, после чего была принесена вторая бутылка, которую постигла та же участь. Когда третья бутылка была взята с собой, народ от столиков сопровождал нас два квартала… У них эта бутылочка на четверых на весь день. Потом нам была организована экскурсия в столицу, в Тунис. Подошел военный автобус, водителем был очень пожилой сержант. Сопровождал нас уже знакомый переводчик нашего посольства. Открылась дверь, мы сгрудились у входа в автобус. Переводчик нас задержал и проинструктировал: «Внимание! Водитель является штатным агентом местной разведки и прекрасно понимает по-русски. Кроме того, он работает на английскую и французскую разведки. Поэтому просьба: во время поездки разговоров на служебные темы не вести». Сержант даже ухом не повел. Автобус ведет тот
самый водитель-разведчик Дорога на Тунис была скучной. В основном поля. На одном из полей увидели стоящий без дела новенький красный трактор. Такой аккуратненький, как игрушечка. Спросили, почему не работает – что, выходной день? Да нет, отвечает переводчик, наверное, просто сломался. А почему не чинят? Переводчик даже удивился: «А зачем? Они новый купят!» Вообще Тунис одна из самых развитых стран Магриба. Она одной из последних вышла из французской зависимости, что пошло стране на пользу. Президента Бургибу народ носил на руках, и было за что. Мы с удивлением узнали, что в Тунисе бесплатное среднее образование. Высшее образование платное, но каждый студент за время учебы имеет право на трехмесячную командировку за счет государства в любую европейскую страну для изучения языка. Трудятся арабы неспешно, совсем не напрягаясь. В порту запомнился довольно хорошо одетый араб, который утром не торопясь шел с лопатой на плече походкой русалки – носки врозь, переваливаясь. После обеда он шел в том же виде обратно – лопата чистая и сам не употел. В другой раз на телеге, запряженной ослом, привезли бумажные мешки с удобрениями, которые надо было перегрузить на судно. Почему-то телега к борту на пошла. Прибежала куча арабов, минут тридцать они орали, после чего посбрасывали весь груз в лужу у железнодорожных путей. После обеда притащили железнодорожную платформу, на которую начали грузить уже полураскисшие удобрения, чтобы перевезти к подъемному крану. Вот такой арабский капиталистический труд. Остается только удивляться, откуда такой уровень жизни. В Тунисе нас привезли к президентскому дворцу. Довольно красивое здание, но не помпезное. Если бы не сказали, просто принял бы за старинный дом. Охрана символическая, один наружный пост. В парадной форме на нем стоит гвардеец с ружьем, видимо, еще времен борьбы с французским владычеством. Совсем рядом с дворцом вход в главную достопримечательность – подземный базар, или «сук» по-местному. С уклоном градусов пять под землю идет длинный, конца не видно, ход, который имеет множество поперечных ответвлений, а в них – лавки, лавки в нишах. Тут мы поняли, что такое восточная пестрота. На входе в сук – ювелирные лавки, основной товар в них ручной работы. Даже самые современные ювелирные универмаги отдыхают… Еще была масса инкрустированного камнями холодного оружия. Вот тут мы и пожалели, что потратили почти все деньги. Ходить по суку можно вечно, заблудиться в нем раз плюнуть. Поэтому мы особенно не задерживались, пошли в город. А там те же лавки, пальмы, только архитектура более современная. И нас никто не ждал. Было довольно скучно. Наши моряки на
улице Туниса Под конец захода, в выходной день, было организовано посещение наших кораблей семьями специалистов из СССР, работавших по договорам в Тунисе. Выделенные экскурсоводы из моряков водили по кораблям наших людей, некоторые из которых не скрывали слез. Мы, как могли, одарили их селедкой и черным хлебом. Потом всех растащили по каютам и началась «неофициальная часть». Не знаю, было ли так сделано специально, или была ошибка посольства, но ответные визиты просто не могли состояться – наутро мы уходили из Бизерты. Видимо, боялись, что мы можем встретиться с русскими эмигрантами, ушедшими в Тунис на кораблях Черноморского флота 60 лет назад. А ведь среди них тогда были не только потомки, но еще и живые свидетели и участники того исхода! Об этом нам никто даже не сказал. По окончании захода командир отряда А.Г. Стефанов поблагодарил экипажи, сказав, что эти несколько дней визита принесли стране больше, чем годы дипломатических усилий.
| |
Просмотров: 1314 | Добавил: Alekso | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||