Наш ответ «Наутилусу»Ровно пятьдесят лет назад 4 июля в подарок американцам к Дню независимости в Советском Союзе запустили двигатель первой атомной подводной лодки К-3. До сих пор история этой субмарины не рассекречена до конца.
Наш корреспондент встретился с создателями и первыми матросами легендарной лодки.
Репортаж Игоря Максименко:
Радий Анатольевич Шмаков в 58-м был самым молодым конструктором на этом проекте. Всего 25-ть – но его подпись стоит на всех основополагающих документах по плавучести, погружению и всплытию лодки. Впрочем, среди коллег возрастом Шмаков не особо выделялся. Большие флотские начальники часто спрашивали: «Что за молодежь на секретном объекте?». Главный конструктор Перегудов отвечал: «У меня все тут такие».
Они очень хотели сделать эту лодку не хуже, чем у американцев, которые тогда опережали нас в создании атомного подводного флота. Не мешало и то, что все сложнейшие расчеты по теории корабля Шмаков и его команда сделали почти на колене.
Радий Шмаков, главный конструктор морского бюро «Малахит»: У меня в столе лежат счеты, самые обыкновенные деревянные счеты. Именно на них Вера Николаевна Рождественская просчитала всю нагрузку подводной лодки...
Понятно, что все работы проводились в полной секретности, даже родным о проекте говорить нельзя было. К-3 сделали в рекордный срок – от сталинского приказа о запуске проекта до ходовых испытаний прошло всего 6 лет. При этом надо понимать, что ни конструкторы, ни члены экипажа никогда до этого с атомной техникой не соприкасались. Но страха не было.
Николай Мормуль, член первого экипажа АПЛ К-3 «Ленинский комсомол»: Так вопрос вообще не стоял. Если человек работает, разве ему может быть страшно на работе? Некогда бояться было. Надо было думать о деле.
Потом уже были рекорды глубины погружения, дальности похода, знаменитое всплытие на Северном полюсе. Тогда экипаж даже мини-фильм сделал о покорении северной вершины планеты – для отчета в Кремле. И хотя на К-3 случались страшные аварии и пожары, на флоте эта лодка считалась везучей, непотопляемой, весь все добрые морские приметы были соблюдены.
Радий Шмаков, главный конструктор морского бюро «Малахит»: Одна женщина из нашего бюро шампанское о борт разбивала. Борт резиновый, но она, видимо, тренировалась – с первого раза разбила.
Лодка К-3 стала нашим достойным ответом на американскую субмарину «Наутилус». Однако жизнь и судьба атомных первенцев двух самых мощных флотов мира сложились по-разному. Из походов «Наутилуса» велись телевизионные репортажи, членов экипажа каждый американец знал в лицо. «Ленинский комсомол» рассекретили только в конце 90-х, а подводников награждали за подвиги только закрытыми указами. «Наутилус» встречали из походов салютом, военно-морским парад
...
Читать дальше »