Главная » Архив материалов
Экипаж дизельной ПЛ "B-37" (проект 641) (командир капитан 2 ранга Бегеба; старший помощник командира - капитан 3 ранга Симонян) готовился к длительному плаванию.
11 января 1962 года на ПЛ, как обычно, после подъема Военно-морского флага - экипаж выполнял проворачивание оружия и технических средств. На ПЛ прозвучала команда "начать проворачивание оружия и технических средств в электрическую". Вполне обычная ничего не предвещающая команда. Однако в 8 часов 22 минуты на корабле произошел взрыв, причины которого до сих пор не выяснены. Хотя комиссия по расследованию причин трагедии работала и сделала определенное заключение, но на протяжении последнего сорокалетия никто не возвращался к данной трагедии, нигде в открытой прессе материал о ней не публиковался. Версии были различные. Одна из них: при погрузке боезапаса на ПЛ была механически повреждена торпеда, которая воспламенилась при производстве сварочных работ в первом отсеке. Наиболее вероятна версия объемного пожара за несколько минут до взрыва. В результате взрыва ПЛ была полностью разрушена по носовую переборку третьего отсека и практически мгновенно затонула. Стоявшая рядом C-350 получила повреждение прочного корпуса, были затоплены первый и второй отсеки, впоследствии была отбуксирована на отмель, отсеки осушены. Все, находившиеся на пирсе, на ПЛ, на торпедно-технической базе в результата взрыва погибли (всего 122 человека). Погибшие похоронены на кладбище в г. Полярном. Историческая дата: 11.01.1962 |
21 мая 1731 года Сенатом был учрежден Охотский военный порт - первое постоянно действующее военно-морское подразделение России на Дальнем Востоке «для дозорной службы и охраны рыбных промыслов».Приказом главнокомандующего Военно-Морским флотом РФ от 15 апреля 1999 года датой образования Тихоокеанского флота установлено 21 мая 1731 года. В своем развитии флот прошел несколько этапов: от парусного до океанского, от пушечного до ракетно-ядерного. В Охотске снаряжались российские морские экспедиции для изучения Камчатки, Чукотки, Аляски. Корабли и суда Охотского порта стали первым звеном в зарождении российских морских сил в регионе, именно они сыграли решающую роль в обеспечении защиты здесь национальных интересов, а впоследствии оказались основным ядром в создании Тихоокеанского флота. 11 января 1935 года приказом Народного комиссара обороны СССР Морские силы на Дальнем Востоке переименованы в Тихоокеанский флот СССР. Первым командующим флотом был флагман флота 1-го ранга Михаил Владимирович Викторов. В истории Тихоокеанского флота много ярких страниц. В их числе - героическая оборона Петропавловска-Камчатского от англо-французской эскадры, воспетый в песнях подвиг моряков крейсера «Варяг». В годы Великой Отечественной войны более 140 тысяч тихоокеанцев воевали в морской пехоте, на Северный флот были откомандированы 18 подводных лодок, 15 кораблей и два лидера. 50 моряков-тихоокеанцев были удостоены звания Героя Советского Союза, а 18 кораблей - звания гвардейский. В настоящее время Тихоокеанский флот России, как составная часть Военно-Морского Флота и Вооруженных Сил России в целом, является средством обеспечения военной безопасности России в азиатско-тихоокеанском регионе. Для выполнения поставленных задач Тихоокеанский флот имеет в своем составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, сухопутные войска, части сухопутных и береговых войск. Источник: РИА Новости, на фото: ЭМ «Безбоязненный», пр. 956, ТОФ, Владивосток Историческая дата: 11.01.1935 |
История: ленд-лиз
Ленд-лиз для ВМФ СССР После окончания Второй мировой войны в угоду политической конъюнктуре долгие годы существовала (да и отчасти продолжает существовать) определенная предвзятость в оценке союзнической помощи в годы войны. Немногочисленные, в основном журнальные и газетные статьи, имевшие, как правило, фрагментарный характер, давали необъективную оценку полученным Советским Союзом по ленд-лизу военной технике и материалам. При этом не оговаривалось, что некоторых доставленных весьма необходимых видов техники и вооружений вообще не было в Советской Армии и Военно-морском флоте (радиолокации, гидролокации, неконтактных тралов, многоствольных бомбометов и др.), отдельные же виды военной продукции, полученные по ленд-лизу, превышали по объему аналогичные, изготовленные советской промышленностью, или составляли большой удельный вес. В частности это относится к автомобилям и тягачам (см. НВО #31, 1999 г.), а также к паровозам и вагонам. В составе советских ВВС, действовавших на фронтах Великой Отечественной войны, находилось более 15% самолетов, полученных от союзников по ленд-лизу. Ощутимо пополнился импортными кораблями и судами, различным вооружением и техникой советский флот. Так, в результате ленд-лизовских поставок количество сторожевых кораблей на Тихоокеанском флоте в 1945 г. по сравнению с началом войны увеличилось в 4-5 раз. Число тральщиков в составе ВМФ СССР увеличилось вдвое. Северный флот, на котором в июне 1941 г. было всего два торпедных катера, к 1945 г. пополнился 47 американскими катерами типа "Воспер" (А-1), "Хиггинс" (А-2) и ЭЛКО (А-3). Из США в 1943-1945 гг. поступило 43 десантных судна специальной постройки, которых советский флот фактически не имел, хотя потребность в них была велика (более 100 десантных операций разного масштаба провел флот в годы войны). К сожалению, основная масса кораблей по ленд-лизу прибыла в СССР лишь в 1944-1945 гг., на завершающем этапе войны. Первые предложения союзников о поставке кораблей и катеров относятся к сентябрю 1941 г., когда глава советской военной миссии в Великобритании контр-адмирал Николай Харламов в письме начальнику управления кораблестроения ВМФ инженеру-контр-адмиралу Николаю Исаченкову сообщил, что "фирма "Канадиан пауэрс бот компани" предлагает изготовить для СССР 100 торпедных катеров, по 25 катеров ежемесячно. Это предложение стало предпосылкой для заказа и поставки в Советский Союз 202 торпедных катеров. По английской лицензии амери ... Читать дальше » |
С.О. Макаров (г. Николаев) - флотоводец и океанограф, исследователь Севера, кораблестроитель, вице-адмирал (1896 г.).
После окончания морского училища служил на кораблях эскадры Тихого океана. С 1871 г. — на Балтийском флоте. В 1876 г. обосновал необходимость и положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. впервые в России использовал самодвижущуюся мину-торпеду. Совершил два кругосветных плавания (1886—1889 гг. и 1894—1896 гг.). В 90-х гг. изобрел бронебойные наконечники к артиллерийским снарядам. В 1896 г. выдвинул идею создания мощного ледокола для исследования Арктики и руководил строительством ледокола «Ермак». После начала Русско-японской войны 1904-1905 гг. назначен командующим Тихоокеанской эскадрой. Успешно командовал кораблями эскадры при обороне Порт-Артура. Погиб 13.04.1904 г. на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине. В 1913 г. и Кронштадте установлен памятник С.О. Макарову с надписью «Помни войну» работы Л.В. Шервуда.
Источник: Министерство обороны Российской Федерации Историческая дата: 08.01.1849 |
GMDSS (Global Maritime Distress and Safety System) –международная система, использующая современные наземные, спутниковые и судовые системы радиосвязи. Она обеспечивает быстрое оповещение спасательных служб в случае возникновения черезвычайной ситуации. Также оповещает суда, находящиеся в непосредственной близости и обеспечивает эффективный поиск спасательных плавательных средств.
Система GMDSS разработана членами Международной Морской Организации (IMO) и представляет собой существенное усовершенствование способов аварийной связи. Будучи обязательной для всех судов, подпадающих под действие Международной Конвенции о безопасности жизни на море (International Convention for the Safety Of Life At Sea (SOLAS), т.е. для грузовых судов водоизмещением свыше 300 тонн и всех пассажирских судов международного плавания, система GMDSS оказывает влияние на все радиофицированные суда вне зависимости от их класса. Все суда, подпадающие под действие SOLAS должны полностью соответствовать требованиям GMDSS. Система GMDSS была разработана для обеспечения спасения жизни на море и представляет собой набор мер по модернизации и развитию существующих систем связи. Используя современные спутниковые технологии и системы цифрового селективного вызова, она обеспечивает более совершенную систему аварийного оповещения. GMDSS обеспечивает следующие усовершенствования существующих систем связи:
• Увеличивается вероятность посылки сигнала бедствия аварийным судном • Увеличивается вероятность того, что сигнал бедствия будет принят • Упрощается поиск и спасение выживших людей • Улучшается координация спасательных служб и судов, расположенных поблизости от места бедствия • Мореплаватели обеспечиваются жизненно важной информацией о безопасности на море Оборудование GMDSS Цифровой селективный вызов (DSC - Digital Selective Calling) Традиционные морские системы СВ/КВ/УКВ радиосвязи подвергаются усовершенствованию путем введения функции цифрового селективного вызова. Эта функция позволяет судам автоматически производить требуемый контроль на аварийных и вызывных каналах вместо их непрерывного прослушивания оператором. Приемник, оснащенный системой цифрового селективного вызова, реагирует только на свой уникальный идентификатор (MMSI# - Maritime Mobile Service Identity number ), подобный телефонному номеру, и на общий вызов для всех судов в зоне связи. После того, как произошел контакт между радиостанциями на канале вызова, дальнейший голосовой радиообмен производится в другом частотном канале. Спутниковая связь Спутниковая система INMARSAT обеспечивает глобальную связь за исключением приполярных регионов. В зонах, где отсутствует возможность связи со спасательными службами с использованием СВ или УКВ связи с селективным вызовом, для передачи сигнала бедствия и связи с поисково-спасательными службами могут использоваться терминалы Inmarsat A, B или C.
406 MHz аварийные радиомаяки ... Читать дальше » |
SOS (СОС) — международный сигнал бедствия в радиотелеграфной (с использованием азбуки Морзе) связи. Сигнал представляет собой последовательность из трёх точек, трёх тире, трёх точек, передаваемых без пауз между буквами ( · · · - - - · · · ). Таким образом, SOS — отдельный символ азбуки Морзе, представленный в виде последовательности букв лишь для удобства запоминания. Такие символы записывают с чертой поверх букв: SOS. Вопреки распространённому убеждению, SOS не является аббревиатурой. Это просто случайно выбранная последовательность, удобная для запоминания и легко распознаваемая на слух. Фразы, которые часто связывают с этим сигналом, такие как "Save Our Ship" (спасите наш корабль), или "Save Our Souls" (спасите наши души), или "Swim Or Sink" (плывите или утонем), или даже "Stop Other Signals" (прекратите другие сигналы) появились после принятия сигнала. История В 1903 в Берлине прошла Первая международная радиотелеграфная конференция. Тогда Капитан Бономо, итальянский представитель, выдвинул предложения о общих процедурах работы, включая суждение о том, что «терпящие бедствие корабли… должны посылать сигнал SSSDDD ( · · · · · · · · · - · · - · · - · ·) с интервалом в несколько минут»[источник?]. Но тем не менее, процедурные вопросы были в то время вне обсуждения конференции, и хотя параграф IV протокола конференции, подписанного 13 августа 1903 года, и утверждал, что «станции беспроводного телеграфа, если это возможно, должны давать приоритет сигналам о помощи, получаемым от кораблей в море», стандартный сигнал не был утвержден. Так как не было общих правил, отдельные организации разрабатывали собственные сигналы бедстия. Первым сигналом был CQD ( - · - · - - · - - · · ), который был утвержден 7 января 1904 года «Циркуляром № 57» «Marconi International Marine Communication Company», и предназначался для судов, оборудованных её радиоаппаратами. Он представлял собой сигнал общего вызова всех станций CQ ( - · - · - - · -), к которому добавили букву D ( - · ·). Эту букву выбрали потому, что с неё начинается английское слово «danger ... Читать дальше » |
А. Б. Аверин Адмиралы и Маршалы. Корабли проектов 1134 и 1134А Серия: Корабли советского флота Издательство: Военная Книга, 2007 г. Твердый переплет, 224 стр. ISBN 978-5-902863-16-8 Купить книгу можно: здесь и здесь От администрации сайта kresta-ii.ucoz.ru: Автор проделал титаническую работу. Издал книгу о наших кораблях. Поддержите его - купите книгу! Это наша с вами история, и ее место заслуженно должно быть на наших с вами книжных полках! По вопросам быстрой покупки можно обращаться напрямую к издателю: Машенский Сергей Николаевич SNM133@yandex.ru В разделе кают-компания http://kresta-ii.ucoz.ru/blog/3 выложил сканы фотографий из книги Аверина А.Б. "Адмиралы и Маршалы". Разрешение получено от автора и издателя книги для сайта http://kresta-ii.ucoz.ru/. Любая перепечатка материала запрещена. Материал будет пополняться по мере сканирования книги. По всем вопросам приобретения книги смотри наш форум тема: Литература о Флоте. |
Высокий уровень развития подводных средств поражения требует решения сложных задач по организации многоэшелонированной обороны надводных кораблей и береговых объектов. При этом большое значение имеет их защита от атакующих подводных лодок и торпед в ближней (до 6 км) зоне. В связи с этим оружие для последнего рубежа обороны должно обладать большой огневой мощью и максимально возможной эффективностью. Государственным научно-производственным объединением «Сплав» созданы системы вооружения, которые высокоэффективно защищают корабли в ближней зоне, пункты их базирования, входы в бухты, а также береговые объекты от подводных лодок, торпед, подводных диверсионных сил и средств. Впервые в мировой практике здесь разработан реактивный комплекс противоторпедной защиты кораблей «Удав-1М». В этом комплексе нашли воплощение исследования и разработки по созданию эффективного способа активного противодействия торпедам, атакующим корабль. Комплекс поражает торпеды одним залпом с высокой вероятностью (0,9 для прямоидущей и 0,76 для самонаводящейся). В его состав входят реактивные снаряды (отводитель и заградительно-глубинный), автоматизированная 10-ствольная пусковая установка, автоматизированное устройство подачи снарядов в установку модульного типа с конвейером и приборы управления стрельбой. Комплекс работает в сопряжении с гидроакустической станцией обнаружения торпед. Боевая работа комплекса построена на принципе постановки на пути следования торпеды нескольких «дрейфующих завес» различных типов. «Завеса» из реактивных снарядов-отводителей создает гидроакустическую ложную цель, воздействующую на систему самонаведения торпеды. «Завеса» из снарядов заградительно-глубинных (в заградительном режиме) применяется для дистанционного минирования водного участка на пути движения торпеды. При прорыве торпедой указанных двух завес производится стрельба заградительно-глубинными снарядами (в режиме глубинного снаряда) на поражение торпеды. Алгоритм стрельбы определяется в каждом конкретном случае, исходя из тактических ситуаций. Стрельбу заградительно-глубинными снарядами (в режиме глубинного снаряда) можно вести также на поражение подводных лодок, в том числе сверхмалых. Источник: km.ru Историческая дата: 03.01.2001 |
Порт-Артур был арендован у Китая в 1898 году на 25 лет и должен был стать незамерзающей базой для русской 1-й Тихоокеанской эскадры. Город планировалось превратить в мощную крепость с хорошо укрепленными сухопутными и береговыми позициями. Но к началу войны эти планы были реализованы лишь частично - многие укрепления были не достроены и не оснащены артиллерией. К началу осады на вооружении крепости находилось 646 орудий и 62 пулемета. Гарнизон насчитывал около 40 тысяч человек; на кораблях 1-й Тихоокеанской эскадры находилось около восьми тысяч моряков. Общее руководство обороной Порт-Артура осуществлял начальник Квантунского укрепленного района генерал-лейтенант А.М. Стессель, руководителем сухопутной обороны был генерал-лейтенант Р.И. Кондратенко, комендантом крепости - генерал-лейтенант К.Н. Смирнов. В ходе героической обороны Порт-Артура гарнизон крепости сковал крупные силы противника (около 200 тысяч человек) и весь флот. За время осады русские войска отразили четыре штурма. Наиболее тяжелые бои шли за ключевые позиции крепости: гору Высокая, Второй и Третий форты, укрепление № 3. Невосполнимой потерей для защитников крепости стала гибель 15 декабря 1904 года генерала Кондратенко и его помощников. За пять месяцев осады ценой огромных усилий и потерь японским войскам удалось захватить основные укрепления оборонительной системы Порт-Артура. И хотя сильно поредевший гарнизон крепости, испытывавший недостаток в артиллерии, боеприпасах и продовольствия, еще мог продолжать сопротивление, 2 января 1905 Стессель сдал Порт-Артур. В боях за крепость японцы потеряли более 110 тысяч человек и 15 боевых кораблей. Потери русской армии составили около 25 тысяч солдат и офицеров. Погибла и почти вся 1-я Тихоокеанская эскадра - около 50 кораблей. Оборона Порт-Артура является славной и трагической страницей в истории русской армии и флота. Источник: РИА Новости Историческая дата: 02.01.1905 |
Дорогие товарищи! Завершается очередной, 2009 год, который стал знаковым в истории Вооруженных Сил современной России. Позади напряженная работа по выполнению поставленной Верховным Главнокомандующим задачи по созданию принципиально новой организационной основы армии и флота. Минувший год для нас был одним из самых сложных. Именно в этом году предстояло сформировать новый боевой состав Вооруженных Сил, перевести все соединения и части в категорию постоянной готовности. И сегодня, подводя итоги уходящего года, с удовлетворением хочу отметить, что эти задачи выполнены успешно. Мы вправе констатировать: российская армия стала более компактной, мобильной, способной оперативно и адекватно реагировать на современные вызовы и угрозы. Уходящий год был насыщен учениями различного масштаба и характера. Наиболее значимыми стали учения "Кавказ", "Ладога" и "Запад" в рамках маневров войск "Осень-2009". Их итоги подтвердили правильность выбранного нами пути по приданию Вооруженным Силам перспективного облика. Продолжается переоснащение армии современными вооружениями. В войска стали поступать новые образцы оружия и военной техники. Могу сказать, что в дальнейшем их доля будет существенно увеличена и достигнет уровня передовых стран. Нами развернута работа по созданию более совершенной образовательной структуры. Для этого создаются системообразующие вузы. Это 3 военных учебно-научных центра, 6 военных академий и военный университет. В них будут сочетаться и наука, и образовательный процесс. Новая военная школа позволит повысить профессионализм, практические и методические навыки офицеров. Самым актуальным и наиболее сложным для нас остается вопрос обеспечения военнослужащих жильем. Планы этого года выполнены. Могу с уверенностью сказать, что жилищная проблема, которую еще недавно считали вечной, будет решена. Успехи прошедшего года – это только первый шаг. Впереди нас ждет кропотливая каждодневная работа. Необходимо закрепить достигнутые результаты и идти дальше. Для этого в наступающем году потребуется довести профессиональную выучку офицерского и сержантского состава до уровня, соответствующего требованиям нового облика армии и флота. В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне реализовать намеченные планы – дело чести каждого военнослужащего. Это наш долг перед памятью тех, кто отдал свои жизни за свободу и процветание Родины. Успех преобразований Вооруженных Сил зависит от каждого из нас. Это нелегкий труд человека в погонах, который всегда пользовался заслуженным уважением у российского народа. Верю, что новые задачи нам по плечу. Дорогие защитники России! Уважаемые участники Великой Отечественной войны, ветераны Вооруженных Сил! От всего серд ... Читать дальше » |