На этой странице буду выкладывать главы из книги Аверина А.Б. "Адмиралы и Маршалы". Разрешение на размещение этих материалов полученно лично от автора и издателя этой книги. Любая полная или частичная перепечатка этих материалов запрещена.
От автора.
В начале 60-х годов XX века, в целях укрепления «морской мощи государства» , программа строительства надводных кораблей для ВМФ СССР была переориентирована на противолодочную оборону дальней морской (океанской) зоны страны. Именно этот «крутой поворот» вызвал появление в составе флота кораблей проекта 1134 «Беркут» и 1134А «Беркут-А». Первый, «живьем» увиденный автором корабль пр. 1134 — БПК «Адмирал Зозуля», оставил в памяти неизгладимый след. Прежде всего, поражало, на первый взгляд, отсутствие какого-либо оружия: ПУ КТ-35 в походном положении ничем не выделялись, АК-725 на фоне кормового АП СУ «Ятаган» были незаметными, но длинные не загроможденные бак и ют и одинокая мачто-труба, унизанная десятками антенн различного назначения, намекали на скрытую внутри корабля мощь, перед которой было никому не устоять. Стоявший же рядом крейсер пр. 68бис, ощетинившийся орудиями, казался совсем не грозным. Архитектурный облик корабля был нетрадиционным и футуристический внешний вид (как, впрочем, и у БПК пр. 61, и у вертолета Ка-25), как бы иллюстрировал проходившую в то время военно-техническую революцию (о чем так часто и много говорили политработники). Тогда все это вызывало необыкновенный эмоциональный подъем, чувство гордости за страну и Флот. Уже в период офицерской службы, судьба на долгие годы связала автора с кораблями 170 БрПК, основным ядром которой были «Адмиралы и Маршалы» во главе с «родоначальником» проекта — БПК«Кронштадт». Как правило, ошвартованные у 3 - 4-го причалов Североморска, корабли поражали своей красотой. Да, да — красотой. Ведь есть же «красота горящего металла», например! («Адмирал Зозуля», «Вице-адмирал Дрозд» и «Севастополь» — 5,6,8-й причалы). И за эту красоту моряки бригады любили, а некоторые даже одушевляли свои корабли и лишь иногда, от «бесконечности» корабельной службы, могли сказать сквозь зубы грубое слово — «железо»! Именно любовь к морю и «железу», а не меркантильные интересы, привела на флот многих из нас, почти всех. В последующие годы были и другие корабли: более мощные, более красивые, самое главное — более удобные для обитания, но таких переживаний они уже не вызывали. В составе бригады был еще один «родоначальник» — ТАВКР «Киев», но эта глава в истории отечественного кораблестроения и флота уже довольно полно освещена. История создания, строительства и, в особенности, службы больших противолодочных кораблей (ракетных крейсеров) проектов 1134 и 1134А, по мнению автора, остается «белым пятном». В предлагаемом читателю труде, предпринята попытка восстановить историческую справедливость в отношении кораблей, вписавших немало ярких страниц в боевую летопись Северного и Тихоокеанских флотов СССР. В книге представлены авторские фотографии О.Г.Алексеева (г.Северо-морск). И.В.Бородулина (г.Санкт-Петербург), Д.Е.Жалнина (г.Мурманск), Г.Г.Киселева (г.Северск). В.Н.Муратова (г.Владивосток). А.Ф.Хопина (г.Ви-лючинск), В.В.Костриченко (г.Севастополь), Н.Г. Масловатого (г.Санкт-Петербург). Фото моряков, служивших на 1134-х в разные годы: И.В.Джаксумбаева — «Адмирал Исаков» и «Маршал Ворошилов»; Р.Р.Тинчурина — «Маршал Ворошилов»; М.Б.Курьерова — «Адмирал Исаков»; А.Н.Ражева — «Адмирал Исаков», С.Ф.Хиврича — «Кронштадт», «Адмирал Исаченков»; С.Абаряева — «Адмирал Макаров»; А.А.Дорофеева — «Адмирал Юмашев»; А.Р.Куркова — «Адмирал Октябрьский»; А.В.Кавуна — «Адмирал Юмашев»; Н.Н.Гаврилова — «Адмирал Исаков»; В.Г.Семина — «Вице-адмирал Дрозд»; А.Н.Кононовича — «Адмирал Юмашев», «Адмирал Исаченков»; первого командира БПК «Адмирал Юмашев» А.Г.Стефанова; многих других и автора книги. Представлены фотографии из собраний А.И.Алексеева, А.П.Донченко, В.Г.Чушенкова (г.Мурманск), А.Н.Логинова, В.В.Орлова (г.Санкт-Петербург), В.В.Костриченко (г.Севастополь), А.Г.Кузенкова (г.Севастополь), Н.Ю.Прохорова (г.Конаково), А.Н.Одайника (г.Одесса), А.М.Коногова (г.Москва), А.И.Петрова (г.Москва), В.А.Русалова (г.Москва), В.А.Казакова (г.Москва), В.М.Курникова и М.Д.Богослова (п.Мирный), И.А.Корзунова (п.Сафонове),Б.А.Айзенберга (г.Харьков), С.Н.Машенского (г.Пушкино), сайтов: http://admiral-umashev.narod.ru/; http://foto.mail.ru/mail/korsar42 и Defence-Vizual Information Center: http://www.dodmedia.osd.mil/. Автор выражает огромную признательность и благодарность всем, оказавшим помощь в раскрытии этой темы и, прежде всего: Петрову Андрею Игоревичу — начальнику штаба — первому заместителю командира 10 ОПЭСК, контр-адмиралу, балтийцу и тихоокеанцу, оказавшему автору поддержку, давшему ряд полезных сведений и рекомендаций, принявшему участие в создании этого труда, Алексееву Александру Ивановичу — собирателю истории БПК «Адмирал Исаков»; Правиленко Валерию Григорьевичу — первому командиру в офицерской службе автора, научившего автора не только служить, но и записывать. Логинову Александру Николаевичу, служившему долгие годы на ВПК «Адмирал Юмашев» и щедро поделившемуся своими воспоминаниями; Сорокину Юрию Федоровичу, Протасевичу Александру Ярославовичу, Штерну Александру Петровичу — патриотам паросиловых установок «Беркутов»! Болошенко Сергею Борисовичу, Максименко Сергею Алексеевичу, Симонову Николаю Юрьевичу, оказавшим автору неоценимую помощь по отдельным вопросам; Донченко Александру Петровичу — ветерану боевых походов на кораблях СФ, скромному борттехнику вертолета с бортовым №84; Костриченко Виталию Васильевичу — корабельному врачу, энтузиасту и собирателю истории ВМФ СССР и России, несмотря на возникшие между нами границы. Алексееву Олегу Геннадьевичу, Бурменскому Андрею Дмитриевичу, Жалнину Дмитрию Евгеньевичу, Романчуку Константину Ивановичу, Тарасову Вадиму Тимофеевичу и многим друзьям и товарищам автора, кто напомнил хотя бы об одной, самой неприметной детали или истории. Автор с признательностью отмечает бескорыстный и весомый вклад, внесенный в книгу, создателями сайта http://admiral-umashev.narod.ru/, и особо, принявшему самое деятельное участие в разрешении различных вопросов, Александру Васильевичу Кавуну — моряку БЧ-3 БПК «Адмирал Юмашев» первой половины 80-х гг., старшине 1-й статьи запаса. Особую благодарность автор хотел бы выразить Орлову Валерию Владимировичу — капитану 1 ранга, прошедшему свою офицерскую службу от младшего штурмана БПК «Адмирал Исаченков» до начальника ПВО Краснознаменного Северного флота. Из 23-х лет корабельной службы именно «Адмиралы и Маршалы» оставили в памяти Валерия Владимировича самую добрую память и приятные воспоминания. И это притом, что служба на них никогда не считалась легкой. В те времена корабли редко отстаивались у причалов. Особых слов благодарности заслуживает помощь Муратова Василия Николаевича, «нештатного историографа» Тихоокеанского флота. Только благодаря проделанной им работе, достаточно полно освещена история Тихоокеанских «Беркутов» и «Беркутов-А». Автор выражает чувство глубокой признательности Военно-Морскому музею Краснознаменного Северного флота во главе с капитаном 2 ранга Чушен-ковым Валерием Геннадьевичем. Без помощи этого доброго и отзывчивого коллектива история этих кораблей из белого листа просто превратилась в серый! Искренняя юлагодарность Ермолаевой Светлане Анатольевне — заместителю генерального директора ОАО «Судостроительный завод "Северная верфь"» по связям с общественностью и СМИ за предоставленные сведения о стрителях кораблей пр. 1134 и 1134А. В заключение хотел бы сказать огромное спасибо Машенскому Сергею Николаевичу, одному из борттехников вертолета Ка-25 — ветерану боевых походов на «Беркутах» николаевской постройки, увлеченному человеку, другу. Именно он заставил автора поднять свои архивы и заняться делом. Благодаря чему этот труд и появился. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ АББРЕВИАТУР
АВ авианосец ЛВМ авианосец многоцелевой АВМА авианосец многоцелевой атомный АО авиационное оборудование АП антенный пост АПЛ атомная подводная лодка АС артиллерийская стрельба АСУ автоматизированная система управления АТСК авиационно-технические средства корабля АУ артиллерийская установка БДК большой десантный корабль БИП боевой информационный пост БИУС боевая информационная управляющая система БКЩ большой корабельный щит БОКА быстроходный акустический охранитель корабля БП боевой пост БПК большой противолодочный корабль БрПК бригада противолодочных кораблей БрРК бригада ракетных кораблей БС боевая служба БЧ боевая часть ВВ взрывчатое вещество ВИ I выносной корабельный пост ВМБ военно-морская база ВИИ взлетно-посадочная площадка ВЦ воздушная цель ГАК гидроакустический комплекс ГАС гидроакустическая станция ГБ главная база ГИ государственные испытания ГиСу гидрографическое судно ГКП главный командный пункт ГМУ гидрометеорологические условия ГСМ горюче-смазочные материалы ГСН головка самонаведения ГТЗА главный турбозубчатый агрегат ГУРО группа управления ракетным оружием ГШ ВМФ главный штаб ВМФ ГЭУ главная энергетическая установка ДД дивизион движения ДнНК дивизия надводных кораблей ДиПК дивизия противолодочных кораблей ДП диаметральная плоскость ДПЛ дизельная подводная лодка ЗАК зенитный артиллерийский комплекс ЗРАК зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ЗРБ зенитно-ракетная батарея ЗРК зенитный ракетный комплекс ЗУР зенитная управляемая ракета ИАС инженерно-авиационная служба ИКО индикатор кругового обзора ИТС инженерно-технический состав КБ конструкторское бюро КБП курс боевой подготовки КД кассетный держатель КМКО кормовое машинно-котельное отделение КПУГ корабельная противолодочная ударная группа КР крылатая ракета КРЛ легкий крейсер КТУ котлотурбинная установка КУ корабль управления КУГ корабельная ударная группа КШУ командно-штабные учения КХП контрольно-химический пост ЛБ левый борт МКГ машинно-котельная группа МКЩ малый корабельный щит МО Министр обороны МПК малый противолодочный корабль МРА морская ракетоносная авиация МРК малый ракетный корабль МРСЦ морская радиолокационная система целеуказания МСК морской спасательный костюм МОП министерство судостроительной промышленности МЦ морская цель НК надводный корабль НМКО носовое машинно-котельное отделение НЦ надводная цель ОБК отряд боевых кораблей ОВМС объединенные военно-морские силы ОГАС опускаемая гидроакустическая станция ОДнСРК отдельный дивизион строящихся и ремонтирующихся кораблей ОКБ опытное конструкторское бюро ОКПЛВП отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк ОМАБ ориентирная морская авиационная бомба ОПЛВП отдельный противолодочный вертолетный полк ОПЭСК оперативная эскадра ОРВИ отдел реализации военного имущества ОС опытовое судно ОЭХ оперативный экономический ход ПБ правый борт ПБПЛ плавучая база подводных лодок ПВО противовоздушная оборона ПД плавучий док ПЗХ полный задний ход ПКБ проектно-конструкторское бюро ПКК помощник командира корабля ПКР противолодочный крейсер, противокорабельная ракета ПКРК противокорабельный ракетный комплекс ПЛ подводная лодка ПЛАБ противолодочная авиационная бомба ПЛАРБ атомная подводная лодка с баллистическими ракетами ПЛАРК атомная подводная лодка с крылатыми ракетами ПЛАТ противолодочная авиационная торпеда ПЛК противолодочный комплекс ПЛО противолодочная оборона ПАП противолодочная подготовка ПМ плавучая мастерская, парашютная мишень ПМУ простые метеорологические условия ПО политический отдел ПОУ подъемно—опускное устройство ПУ пусковая установка, политическое управление ПУС приборы управления стрельбой ППХ полный передний ход ПЭЖ пост энергетики и живучести РА разведывательная авиация РГБ реактивная глубинная бомба, радиогидроакустический буй РДТТ ракетный двигатель твердотопливный ракетный крейсер РАС радиолокационная станция РПКСН ракетный подводный крейсер стратегического назначения ракетная стрельба РТВ радиотехническое вооружение РТС радиотехническая служба РЭБ радиоэлектронная борьба РЭО радиоэлектронное оборудование СКА сторожевой катер СКПВ стартовый командный пункт вертолета СКР сторожевой корабль СМУ сложные метеорологические условия СОИ система отражения и обработки информации СПК старший помощник командира корабля СРЗ судоремонтный завод ССЗ судостроительный завод ССН система самонаведения СУ система управления СУАО система управления артиллерийским огнем ТА торпедный аппарат ТАВКР тяжелый авианосный крейсер ТАРКР тяжелый атомный ракетный крейсер ТВД турбина высокого давления ТГ тактическая группа, трюмная группа ТКА торпедный катер ТН танкер ТС торпедная стрельба ТТД тактико-технические данные ТТЗ тактико-техническое задание ТЩ тральщик ТТЭ тактико-технические элементы ТУ технические условия УДК универсальный десантный корабль УЗРК универсальный зенитный ракетный комплекс УК учебный корабль УМГТ управляемая малогабаритная торпеда УРК универсальный ракетный комплекс УРПК (ПАРК) управляемый ракетный противолодочный комплекс ФКМ флагманский командный пост ЦУ целеуказание ЧВС член военного совета ЭДЦ элементы движения цели ЭМ эсминец ЭОС экспедиционное океанографическое судно ЭПЖН электропожарный насос ЭУ энергетическая установка ЭЭУ электроэнергетическая установка ЯБЧ ядерная боевая часть
КОРАБЛИ ПРОЕКТА 1134А «БЕРКУТ-А»
История создания кораблей проекта 1134А
К середине шестидесятых годов совершенно конкретно обозначилось новое направление боевой ориентации Флота — поиск и уничтожение атомных подводных лодок с баллистическими ракетами. Именно быстрое нарастание угрозы ракетно-ядерных ударов с морских направлений требовало скорейшего количественного и качественного увеличения мощи сил противолодочной обороны ВМФ СССР. Создание дальней зоны ПЛО стало одной из важнейших задач для Флота. 10 августа 1964 года Совет Министров СССР принял постановление о строительстве противолодочных надводных кораблей с усиленным составом вооружения для дальнейшего наращивания сил ПЛО страны. В январе 1965 года совместным решением Госкомитета по судостроению и ВМФ было принято решение о строительстве кораблей по новому проекту и за его основу Северным ПКБ был взят «Беркут» с модификацией в сторону увеличения его противолодочных возможностей. Реализации этого решения способствовало появление новых средств противолодочной борьбы: управляемого противолодочного ракетного комплекса УРПК-3 «Метель», ГАС МГ-332 «Титан-2». Наконец-то, появились долгожданный УЗРК — М-11 «Шторм» с системой управления «Гром», существенно повышавший возможности ПВО корабля и трехкоординатная РАС освещения воздушной обстановки и выдачи ЦУ новому ЗРК МР-600 «Восход». Соответствующим постановлением ЦК КПСС и СМ СССР была поставлена точка в строительстве «Беркутов» и определена постройка кораблей нового проекта, получившего обозначение пр. 1134А шифр «Беркут-А», начиная с пятого корпуса. Тактико-техническое задание определяло его боевое предназначение: - поиск, обнаружение, слежение и уничтожение атомных подводных лодок противника в удаленных районах Мирового океана; - придание боевой устойчивости тактическим группам флота; - обеспечение противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороны кораблей и судов на переходе морем. Технический проект разрабатывался в Северном ПКБ в 1964-1965 годах. Главным конструктором вновь стал Аникиев Василий Федорович (1918-1988 гг.). Заместители главного конструктора: Ю.А.Бабич, М.С. Натус, В.Д.Рубцов. Главными наблюдающими от ВМФ по пр. 1134А стал капитан 2 ранга О.Т.Сафронов, затем капитан 2 ранга М.А. Янчевский и после увольнения его в 1970 году в запас инженер-капитан 2 ранга М.А. Котлер. В номере проекта, его шифре явно просматривается связь с предшественником, хотя, по своему боевому предназначению, это был уже совершенно другой корабль, с существенными изменениями не только в составе вооружения, но и конструкции. При этом следует отметить: по проекту размерения корабля изменялись незначительно (ширина оставалась прежней), что обуславливалось размерами построечных мест. Также необходимо было в максимальной степени унифицировать комплектующее оборудование нового и старого проектов. Разработка чертежей происходила с указанием детальных установочных размеров, что исключило переделки и подгонки на корабле при монтаже оборудования и корабельных систем, также учитывалось внедрение прогрессивных технологий сборки корпуса. Конструкторским бюро был разработан комплекс мероприятий по снижению уровня физических полей корабля, помех гидроакустическим станциям, воздушного шума. Уже в процессе постройки кораблей были внесены изменения в проект по усилению зенитных огневых средств дополнительной установкой автоматов АК-630. Численность экипажа при этом возросла, что отразилось на обитаемости корабля. Архитектурный тип корабля остался практически аналогичным пр. 1134 — длиннопалубный, полубачный, с умеренно развитыми надстройками. Особенностью корпуса явилось появление большого носового бульбового обтекателя для размещения в нем антенного устройства ГАС. Из-за этого якоря пришлось вынести как можно дальше в нос и ВПК пр. 1134А приобрели стремительный внешний вид. Для обеспечения благоприятных углов обзора и обстрела оружия и вооружения дымо-выпускные устройства двух машинно-котельных отделений были сведены в одну башенноподобную мачтотрубу, где размещались все основные АП радиоэлектронного вооружения. Постоянное базирование на борту противолодочного вертолета Ка-25 усиливало боевой потенциал корабля. Для уменьшения воздействия на него водяной пыли и брызг при взлете и посадке взлетно-посадочную площадку подняли до уровня палубы полубака. Для хранения вертолета предусматривался стационарный, полуутопленный в корпус, ангар со специальным подъемным устройством.
Основные кораблестроительные элементы
Водоизмещение, т стандартное ....................................................... 5640 - 5735 нормальное ....................................................... 6610 - 6705 полное ............................................................ 7575 - 7670 Главные размерения, м длина наибольшая ................................................158,8 - 158,9 длина по конструктивной ватерлинии ............................ 152 ширина наибольшая ............................................... 16,8 - 16,81 ширина по конструктивной ватерлинии .......................... 16,2 осадка носом ..................................................6,06 осадка кормой ................................................5,7 - 5,88 Выступающие за киль части, м МГ-332 «Титан-2» .............................................1,8 - 1,96 винты .........................................................1,045 - 1,05 руль ...........................................................0,36 трубка лага в выдвинутом положении .........................1,22 Общая высота рангоута от основной плоскости ..............40,0 Коэффициент общей полноты ................................0,5
Устройство корабля
Корпус, надстройки и общее расположение. Корпус корабля был выполнен полностью сварным из стали СХЛ-4 (300 шпангоутов, шпация — 500 мм). Надстройка выполнялась из алюминиево-магниевых сплавов, соединение с корпусом — клепанное. Между корпусом и надстройкой — «юбка». Корпус имел: - 5 «плавающих» (гибких) швов; -15 главных водонепроницаемых переборок, разделяющих его на 16 водонепроницаемых отсеков, - 3 палубы (палуба полубака (ПБ), верхняя палуба (ВП), нижняя (НП) палуба), - 3 платформы (I, II, III снизу вверх). В нижней части носовой оконечности, между 6 и 36 шп. {6—17 шп. — звукопрозрачная часть обтекателя) располагался обтекатель ГАС МГ-332 «Титан-2», а между 86 и 88 шп. — обтекатель шахты ГАС звукоподводной связи и опознавания МГ-26. С 257 шп. — дейдвудный вырез в кормовой части корпуса. На 1-й платформе размещались: гидроакустический пост; отделение водоотливных насосов; гиропост и шахта лага; носовое МКО, занимавшее объем между 112— 138 шп. и ВП; отделение вспомогательного котла и успокоителей качки — 138-155 шп., средняя электростанция — 155-167 шп., кормовое МКО — 167-193 шп. - ВП; кормовая электростанция — 193-212 шп., КХП, коридоры гребных валов №1,2, носовая и кормовая холодмашины, отделения НЭПЖН и КЭПЖН. Румпельное отделение располагалось в 16 водонепроницаемом отсеке с 283 по 293 шп. На 111-й платформе были расположены: кладовая строительных материалов, гидроакустические посты, носовой центральный пост «Гром», погреб №1 РГБ-60 (25-41 шт.)
Проекция «Корпус» теоретического чертежа.
агрегатные различного назначения, носовой пост стабилизации «На-дир-1134А», посты постановки пассивных помех «Терция» и «Салют-А». На нижней палубе размещались: кладовые различного назначения (малярная, тентов и брезентов, сухой провизии). Погреб №2 ЗУР В-611 — 50-68 шп. Посты МВУ-202 «Корень», МРО-ЗЮА, МВУ-203 («Аллея»), АПА «Тюльпан» рубка гидроакустики и другие (от погреба №2 ЗУР до носового МКО). Пост МРП 15-16. Пост дистанционного управления кормовым МО — 188-193 шп. Носовая электростанция. Посты стабилизации «Надир-1134А» и кормовой СУ «Гром». Погреб №6 ЗУР В-611 — 204-232 шп. Погреба авиационного боезапаса, РГБ-10 (погреб №8 — 248-254 шп.). Кубрик №7 на 36 человек, керосинохранилище и кубрик №9 на 23 человека. На верхней палубе были размещены: МИ-ПОР (перед якорными клюзами), такелажная кладовая. Шпилевая (6-17 шп.) и кладовая тентов и брезентов. Кубрик №7 на 20 человек. Кубрик №3 на 38 человек. Командный пост связи. Совмещенный ФКП, ГКП и БИП (88-104 шп.) и штурманская рубка. Носовая шахта МКО (112-138 шп.). Столовая личного состава (клуб) — 138-155 шп. Посты РЭБ. Кормовая шахта МКО — 167-193 шп. Кубрик №4 главстаршин на 12 человек. Вертолетный ангар — 232-260 шп. Вертолетные кладовая и мастерская. Вентиляторные и тамбуры. На палубе полубака в районе 25 шп. размещались 2 РБУ-6000 «Смерч-2». Надстройка была расположена между 40 шп. и 260 шп. Вертолетная площадка — 260-299 шп. Леерное ограждение выполнялось из сварных труб и цепей, на ВПП — заваливающееся. В надстройке на палубе полубака были расположены: тамбуры, вентиляторные, каюты офицеров, секретная канцелярия и архив, пищеблок, приемный радиоцентр, пост МР-103 «Барс». По боковым сторонам ангара на 250 шп. устанавливались РБУ-1000 «Смерч-3». СКП вертолета примыкал к ангару по левому борту 248-257 шп. Торпедные аппараты ПТА-53-1134 устанавливались на 180 шп, по правому и левому бортам. Ярусом выше на палубе надстроек располагались: носовая ПУ Б-187А — 60 шп. ПУ ЗИФ-121 №1 и №2 (правая и левая) на 74 шп. Вентиляторные, пост носовой СУ *Гром», посты РТС и СУ «Вымпел-А», по бокам — автоматные площадки АК-630М правого и левого бортов. Слева и справа от ходовой рубки, под крыльями мостика размещались счетверенные ПУ КТ-М-1134А (КТ-100) №2 и №1 УПРК-3 «Метель» шп. 100-115. Далее под первым ярусом надстройки находились кают-компания офицеров, коридор и вентиляторная. Побортно на 192-201 шп. устанавливались две АУ АК-725. Между ними — кормовой АП СУ «Гром», кормовой пост телевизионного отображения ближней надводной обстановки МТ-45Н, антенна НРЛС «Волга» №2. Над кают-компанией оборудовались каюты командира, флагмана и флагманских специалистов соединения, пост МР-103 «Барс». На втором ярусе посты и высокочастотные блоки РАС «Восход» и МР-310А, на третьем — посты МВУ-200 и «Гурзуф». Надстройку венчала антенна РАС МР-600 «Восход», дымовую трубу — АП РАС МР-310А «Ангара-А». Над ПУ КТ-100 — ходовая рубка, перед ней — МТ-45Н и пеленгаторная рамка АРП-50. Над ходовой рубкой — командирский перископический визир ВБП-453, антенна НРЛС «Волга» №1, навигационный перископический визир ВБП-451. Антенна «Гром-М», по бортно за ней АП СУ МР-123 «Вымпел-А» правого и левого борта. Мореходность, непотопляемость и остойчивость. Мореходность корабля была неограниченной. Непотопляемость гарантировано обеспечивалась при затоплении любых трех смежных отсеков. Использование оружия было возможным при волнении моря до IV баллов без успокоителей качки и до V баллов — с включенными успокоителями качки. Запас плавучести, т: при стандартном водоизмещении ............................... 11015 - 11710 при нормальном водоизмещении ............................... 10645 - 10740 при полном водоизмещении ...................................... 9630 - 9750 Начальная поперечная метацентрическая высота, м: при стандартном водоизмещении .........................................1,07 при нормальном водоизмещении ......................................... 1,55 при полном водоизмещении ..............................................1,83 Продольная метацентрическая высота, м: при стандартном водоизмещении ..........................................403 при нормальном водоизмещении ..........................................358 при полном водоизмещении ...............................................325 Маневренные характеристики, инерция при нормальном водоизмещении. Корабль сохранял устойчивость на курсе в пределах 0,6° - 0,9", при скорости ветра 9 м/с и волнении моря до III баллов на скорости 24 уз (15 перекладок руля). При нормальном водоизмещении и волнении до III баллов допускалась буксировка корабля с максимальной скоростью 6 уз при застопоренных винтах, или со скоростью до 10 уз при свободно вращающихся винтах. Время/пройденное расстояние до полной остановки с момента подачи: команды «стоп» на полном переднем ходу (ППХ) .....545-549 с/2540-2940 м; команды «стоп» на полном заднем ходу (ПЗХ) ........274-277 с/1155-1180 м; команды ПЗХ на ППХ ....................................95-115 с/560-750 м; команды ППХ на ПЗХ ..........................................32-55 с/160 м. Поворотливость при угле перекладки руля 35' и скорости 32 уз: вправо на 360° .............. 190 с, диаметр циркуляции 860 м (5,8 длин корабля) влево на 360° ............... 190 с, диаметр циркуляции 816 м (5,5 длин корабля) крен .........................................................................9° Диаметр циркуляции (каб) при угле перекладки руля 15° .............. 5,8-7,7 Диаметр циркуляции (каб) при угле перекладки руля «на борт» ..........4-6 Движительный комплекс. Представлен двумя гребными четырехлопастными бронзовыми винтами без ограничений по ресурсу. Рулевые устройства и устройство умерения качки. На кораблях был установлен один полубалансирный руль, рулевая машина и аппаратура авторулевого. Имелось два бортовых руля с закрылками и аппаратурой управления бортовыми рулями. В качестве пассивных успокоителей качки использовались скуловые кили. Якорное устройство. Состояло из двух четырехтонных становых якорей Холла, двух якорных цепей калибром 46 мм общей длиной по 300 м (12 смычек по 25 м), вес — 14250 кг, трех электрических якорно-швартовных шпилей ШЭ-29. Максимальная глубина постановки на якорь — 100 м. Автономность по топливу и пресной воде ...........................................18 суток по провизии ..........................................................45 суток. В ходе проведения модернизационных работ на некоторых кораблях, где устанавливались системы «Шлюз» и «Цунами-БМ», для обеспечения остойчивости в нефтяные цистерны (№5, №11, №30) загружался дополнительный балласт (около 60 тонн). По этой причине запасы флотского мазута незначительно уменьшились (около 30 тонн). Экипаж. 42 офицера (по проекту — 33), 61-62 мичмана, 57-58 старшин и 224 человека рядового состава. Всего — 385 человек (по проекту — 343). Спальных мест: офицерских — 46-54; мичманских — 39-54; срочной службы — 286-291. По другим данным: офицеров — 46, мичманов — 56, матросов — 277. Корабельные запасы (без мертвого запаса), т. Топливо (флотский мазут Ф-5) .................................... 1830 - 1952 Дизельное топливо (ДС) ................................................49-55 Авиационный керосин (Т-1, Т-7), л ..................................... 13000 Масло турбинное Тп-46 .................................................... 46 Масло МС-20П ........................................................2,8-3,0 Воды пресной, котельной/питьевой/мытьевой ........................66/47/45 Провизии .................................................................. 40
Главная энергетическая установка
Котлотурбинная установка.
Практически не отличимая от КТУ кораблей пр. 1134, была скомпонована эшелон-но в два машинно-котельных отделения — носовое и кормовое. Носовое машинно-котельное отделение (112-138 шп.) включало два паровых котла и один ГТЗА и обеспечивало вращение правого винта. Кормовое МКО (167-193 шп.) имело такой же состав и обеспечивало вращение левого винта. Четыре главных паровых котла марки КВН 98/64-2 с турбокомпрессорным наддувом имели паропроизводительность 98 т/ч (при давлении 66 кг/смг и температуре пара 470+10'С). Два главных турбо-зубчатых агрегата типа ТВ-12-1. Общая мощность ГЭУ на ППХ составляла 90000 л.с., со сроком службы 20 лет (50000 часов работы). Мощность на ПЗХ — 18000 л.с. Энергетическая установка обеспечивала следующие ходовые элементы:
Электроэнергетическая установка.
Включала два агрегата марки ТД-1000, имевшие приводные двигатели ТД-1000 (с ресурсом 25000 часов), генераторы марки МСК 1250-1500 (мощностью 1000 кВт), один агрегат ТД-750 с приводным двигателем ТД-750 (ресурс 25000 часов) и генератором МСК-940-1500 (мощностью 750 кВт), четыре агрегата АСДГ-500/1 с приводным двигателем М-845 (моторесурс — 6000 часов) и генераторами МСК625-1500 (мощностью 1000 кВт). В корабельной сети применялся трехфазный переменный ток 380 В, 50 Гц.
Вспомогательные системы и оборудование.
Для обеспечения корабля паром на стояночных режимах и приготовления ГЭУ к походу в отделении вспомогательного котла и успокоителей качки (ПВК) на первой платформе между 138 и 155 шп. размещался один вспомогательный котел типа КВВА-12/28А, обеспечивающий паропроизводительность 12 т/ч (при давлении 28 кг/см: и температуре пара 340+10'С). В зависимости от степени готовности корабля к бою и походу расход топлива составлял от 13,2 до 24 т/сут, котельной воды — 8-12 т/сут. Имелись два компрессора типа 18 ДКС 9/400 производительностью 9 л/мин при давлении 400 кг/см:. Два испарителя-опреснителя марки ИВС-16/2,5 с производительностью до 60 тонн воды в сутки и один — марки ИВС-1 с производительностью 3 тонны в сутки. Пять холодильных машин типа 10-ЭМ. Двухканальная система кондиционирования воздуха летом функционировала от холодильных машин, а зимой — от отопительной системы жилых и служебных помещений. Рефрижераторная установка типа МАК-4 имела объем камеры 41,4 м.куб. (температура в камере -ГС).
Вооружение
Штурманское вооружение.
На БПК пр. 1134А устанавливались: два комплекта двухгирокомпасной системы «Курс-5», один магнитный компас УКП-МЗ, лаг МГЛ-50М — 2 комплекта, один автопрокладчик АП-4-1134А (с четырьмя столами), один эхолот НЭЛ-5 (начиная с ВПК «Маршал Тимошенко» — НЭЛ-10), один радиопеленгатор АРП-50Р, который, впоследствии был заменен на ДРВП «Румб» на всех кораблях, кроме БПК "Маршал Тимошенко", один корабельный индикатор КИ-55, один корабельный приемо-индикатор импульсный КПИ-4, замененный в 1979 году на всех североморских «азах» на КПИ-5Ф, один корабельный приемо-индикатор фазовый КПФ-2, снятый в 1979 году с вооружения и замененный на КПФ-ЗК — один комплект, за исключением БПК «Адмирал Исаченков», где был установлен опытный образец аппаратуры «Пирс-1» (совмещенная аппаратура приема сигналов РСДН и «Декка»), полученный с ЭМ «Скромный» пр. 56. В течение 1980 года на всех кораблях к приемо-индикаторам КПФ-ЗК и КПИ-5Ф была установлена приставка ПКГ-2 (преобразователь координат географических). В состав штурманского вооружения входил и корабельный измеритель ветра КИВ. Для обеспечения ночного совместного плавания корабли снабжались инфракрасной аппаратурой «Огонь-50-1». На всех кораблях, кроме С-721, С-723, С-725 устанавливалась аппаратура спутниковых морских систем АДК-2М или АДК-3 системы спутниковой навигации «Шлюз». Вместе с тем, следует отметить, что БПК «Маршал Тимошенко» пришел на флот с системой АДК-1, которую перед выходом на боевую службу в 1980 году заменили в Североморске на АДК-2М. Изначально она была установлена на БПК «Василий Чапаев» и «Адмирал Юмашев» и в период средних ремонтов на БПК «Адмирал Исаченков», «Адмирал Макаров», «Адмирал Исаков», «Адмирал Октябрьский», В 1980-1981 годах на всех кораблях проекта были установлены ПИ «Галс» для работы с системой «Брас». Для решения задач тактического маневрирования, автоматического кораблевождения и выработки ЭДЦ с первого корпуса устанавливалась система МВУ-2А, с 1979 года началась ее плановая модернизация, на БПК «Адмирал Юмашев» это сделали в заводе. На остальных кораблях были поданы ремонтные ведомости на демонтаж и отправку системы на завод изготовитель (г.Баку). К сожалению, на всех кораблях выполнить эти работы не удалось. |