Главная » 2013 Февраль 17 » Несколько слов о комбриге Стефанове А.Г.
Несколько слов о комбриге Стефанове А.Г. | 20:35 |
Капитан 1 ранга Стефанов Алексей Георгиевич, комбриг
170 бпк 7 ОпЭск СФ уже несколько лет назад ушёл из жизни. Мне довелось быть
активным участником его становления в составе первого экипажа БПК «Адмирал
Макаров», командиром которого я был назначен осенью 1970 года. Постройка
задерживалась, и часть офицеров были переназначены на другие корабли. Офицеры,
оставшиеся в экипаже, были нами распределены по кораблям на стажировку. Все они были выпускники училищ
и не имели опыта службы. Сам я убыл в Севастополь на БПК «Кронштадт», где
завершились испытания главного комплекса
оружия и шла подготовка к боевой службе в Средиземном море с последующим
переходом на Север. Старпом допуска не имел и я, как говорится, послан был для несения командирской вахты. Не
редкий случай, когда отдельные командиры не ставят себе задачу подготовки своих
помощников к самостоятельному управлению кораблём. После прибытия на Север
осенью 1971 года экипаж благополучно прибыл в Ленинград, разместился в казармы
на площади труда. Командир БЧ-1 убыл на повышение и вместо него прибыл в экипаж
капитан-лейтенант Стефанов А.Г. Представление, короткий разговор – началась
совместная служба. За исключением командиров БЧ и дивизионов, основная масса
офицеров - выпускники училищ. Срочная
служба - с разных кораблей, носители, в
том числе, и отрицательных традиций. Началась учёба воспитателей. Следует
отметить, что в силу своих личных качеств: простота, скромность,
добропорядочность, дружелюбие к товарищам по службе внимание и забота о своём
личном составе, Алексей уверенно вписался в работу командования корабля по
решению одной из главных задач – создания дисциплинированного экипажа на основе любви к кораблю, к морю и морской службе. Обладая хорошим
чувством юмора, высокой культурой, будучи хорошим рассказчиком, пользовался
авторитетом у команды корабля. Не случайно,
когда в Североморске корабль обеспечивал съёмки к/ф «Океан»,он сумел
актёру Гусакову Б. , игравшему роль штурмана БПК, дать полноценную консультацию
, показав все нюансы штурманской службы. Впоследствии по рассказам Алексея в
Москве о флоте и флотской службе писателю Юрию Пахомову удалось написать и
издать роман «После шторма», пользующийся большим успехом у широкого круга
читателей. Роман посвящён автором Комбригу А. Стефанову. Писатель отмечает в
предисловии: «Алексей Георгиевич – человек многосторонне одарённый…». Среди
командиров боевых частей Алесей выделялся пунктуальностью и высокой
исполнительностью. Шли дни активной
боевой учебы, службы. Экипаж корабля отличался высокой воинской дисциплиной,
чувством гордости за свой корабль. Офицерские кадры БПК «Адмирал Макаров»,
прошедшие определённую школу воспитания, потребовались на других кораблях. Ушёл
старпом А.С. Ковальчук – командиром на РКР «Адмирал Зозуля», впоследствии
комбриг, контр-адмирал. Старпомом к нему ушёл помощник командира Казаков В.И.,
впоследствии командир, контр- адмирал. Ушел на повышение замполит Бичурин А.И.
впоследствии контр- адмирал. Командирами стали впоследствии Лебедев С.В. ( в
будущем контр-адмирал), Светлов А.А. (впоследствии начальник факультета училища
имени Фрунзе). Ряд офицеров стали флагманскими специалистами. В этой обстановке
курс был взят на продвижение своих офицеров, участников создания традиции: на «
Макарове» всё должно быть лучше, чем у всех. Не- долго побыв помощником
командира, Алексей назначается старпомом БПК «Адмирал Макаров». Период освоения новой должности был осложнён
временным моим отсутствием на корабле. Сказалось активное участие на ЭМ
«Озарённый» в обеспечении испытаний ядерного и термоядерного оружия на
Новоземельском полигоне в 1958 и 1961 годах. Полуторамесячная госпитализация
закончилась заключением о негодности к плавсоставу. Корабль в это время
отрабатывал первую курсовую задачу. Алексей успешно справился. Приём задачи
проходил после моего выхода из госпиталя:
оценка - «хорошо». Новый 1974 год корабль встретил в Атлантике.
Спасательный буксир, ушедший на боевую службу, потерял ход из-за поломки машины
в условиях шторма. Нас подняли по тревоге и направили для оказания помощи.
Часть офицеров осталась на берегу. Выходили из Кольского залива по данным
берегового БИПа, локаторы не сразу ввели в строй. Был сильный шторм и Кольский
залив был пуст. Подготовка корабля к штормовому плаванию была качественной –
опять заслуга Алексея. Задача была выполнена. Нашли буксир. Навели на него
рыбака, который на буксире повёл его в базу. Был у Алексея ещё один экзамен. В
марте 1974года во время вечерней поверки в первой машине вахтенный услышал шум
воды в трюме. Аварийная тревога. Вода поступала в результате проржавления
патрубков турбоциркуляционных насосов.
Была угроза затопления машинного отделения. В процессе постройки
«наукой» для уменьшения физических полей были не поставлены в необходимых местах антикоррозийные
средства. Результат дал ответ на научные изыскания. Для цементирования нужно
было остановить воду. Пластырей на флоте не существовало. Они применялись при
адмирале Макарове. В мороз и пургу под руководством старпома несколько часов
готовили этот пластырь, завели его с помощью водолазов АСС флота, остановили
воду, зацементировали отверстие. Вся эта напряжённая работа продолжалась сутки.
Окончательно вопрос был закрыт во время планового докования. Я привёл всего два примера. Их можно привести
немало. Такова флотская служба. Алексей откомандовав бригадой, не получил
заслуженное воинское звание контр-адмирал. Очевидно, для этого нужны ещё и
другие таланты, которых у него не оказалось. Но, он остаётся в нашей памяти
настоящим человеком, военным моряком высочайшего ранга. | |
Просмотров: 1109 | Добавил: Alekso | Рейтинг: 5.0/1 |