Служба на КБПК "Маршал Ворошилов". Продолжение.
Прибыли во Владивосток, до сдачи боезапаса "Ворошилов" встал на якорную стоянку на рейде Шкотово. Вахта стояночная, трёхсменная. После обеда и ужина демонстрируются кинофильмы. В один такой вечер только начали смотреть фильм - сыграли пожарную тревогу, согласно расписанию - бегу в электростанцию по команде и ПЭЖа, запускаю дизельгенератор и беру часть нагрузки с носовой станции. По КГС объявляют, что горит дополнительный артиллерийский боезапас по правому борту, а рядом пусковая КТ-100 с ракето-торпедами. Сидим, ждём что будет дальше. Через какое-то время объявили отбой пожарной тревоги и тут же построение на вертолётной площадке. Во время построения узнаю у ребят из носовой аварийной партии, что при тушении обнаружили выстрел от сигнальной ракеты. При перекличке обнаружили, что в БЧ-1 не хватает одного матроса. Боевая тревога: "По постам и отсекам осмотреться, десантной группе осмотреть остальные помещенияи выгреба!" Нашли этого бедолагу в адмиральской каюте. Утром пришёл катер с особистами и больше мы его не видели и ничего о нём не слышали. Вскоре сдали боезапас, пополнили топливо, воду и пришли к своему 33 причалу и всё вернулось "на круги своя": ППО и ППР, проворачивания, политичиские и специальные занятия, стояночная вахта, увольнительные в город. Вернулся командир из госпиталя. На подъёме флага объявил экипажу свою благодарность, что не подвели его в походе. За выполнение боевой задачи последовали благодарности, повышения по службе, по званиям, награждения. Весь личный состав был награждён житонами "За дальний поход"; командир дивизиона движения старший лейтенант Ладонцев Ю.С. - медалью "За боевые заслуги"; командир БЧ-5 капитан-лейтенант Сорохин ушёл на повышение, его место занял капитан III ранга Путов; командир ЭТГ старлей Николаенко ушёл в Ленинград в ВВМУ им. Фрунзе на преподовательскую работу, его место занял лейтенант Шароков (в своё время курсантом проходил у нас стажировку). Осенью почти всю эскадру собрали в бухте Абрек, была отличная погода, командование устроило соревнования между кораблями, БЧ и группами на шлюпках. На всех этапах шлюпочных гонок "ворошиловцы" были первыми.
Наступил ноябрь. Сошли с корабля - старшина I статьи Мезенцев П (с. Лесное Юргинского района, Тюменской области), старший матрос Чернядьев А (Киров). Пришло новое пополнение. Во второй половине декабря 1976 года "Ворошилов" вышел в море в район острова Сахалин для работы с подводными лодками. Море было неспокойное, немного штормило, но задачу по работе с лодками мы выполнили на отлично о чём сообщал сообщил командир и добавил, что идём во Владивосток - Новый год будем встречать дома. Я в этот день был бачковым и как раз накрывал столы. Поступила команда о приёме пищи, первая смена расселась по банкам. Разливаем и раздаём первое, в это время по КГС голос командира: "Команде приготовиться к повороту корабля!" и резкий крен на левый борт. Всё что было на столах, сами столы, банки и сидящие на них, оказались на палубе столовой. С этого момента мы на несколько дней забыли про горячую пищу, да и не требовалась она нам в 10ти бальный шторм. Командир сообщает, что «Ворошилов» идёт в район Камчатки, где терпят бедствие три СКР камчатской флотилии, их сорвало с якорей, они потеряли ход и их несёт в сторону Японии. Когда вошли в эпицентр тайфуна, поступило сообщение, что затоплен первый отсек и там моё хозяйство – электрооборудование и двигатели носовых шпилей, сорвана с тумбы носовая пусковая установка, выведена из строя антенна носовой навигационной станции «Волга». Командир через определённый промежуток времени разворачивал корабль, чтобы работать кормовой «Волгой». Что творилось в это время внутри корабля не нужно объяснять. И всё-таки мы их нашли, взяли на буксир один СКР, координаты остальных сообщили приближающимся кораблям. Отбуксировали СКР в одну из бухт, отдали его местному буксиру. Я, когда вышел на бак, оцепенел – это не корабль, а глыба льда, одна антенна станции «Восход» чистая. Откачали воду из помещения электрошпилей, произвели соответствующие замеры. Все электроприборы и двигатели показывают нулевое сопротивление – работать нельзя. Командир принимает решение идти в базу и швартоваться без электродвигателей. В общем, как бы то ни было, а к своему причалу мы пришвартовались, правда после этой швартовки мы со старшиной баковой команды – старшиной I статьи Урюпиным с полпачки «Примы» выкурили. Были пострадавшие: помощнику командира – старшему лейтенанту Петрову раздробило ногу тяжёлой дверью 39 тамбура и несколько матросов и старшин с ушибами и переломами.
После короткого отдыха начались ремонтные и восстановительные работы по кораблю. Все электрики, свободные от вахт, работали в помещении носовых шпилей – вскрывались и промывались спиртом электроаппаратуры управления. Электродвигатели были разобраны, статоры были подняты наверх и доставлены в душевую. Кто видел эти двигатели, то хорошо представляет, что это был за труд. Обмотка статоров была белой от соли, решили их промывать кипятком из пожарных рукавов, тогда я получил травму: кипятком обварили голень левой ноги. Но как бы то ни было, а носовые шпили через определённое время были в рабочем состоянии.
В начале марта мне был объявлен отпуск и я убыл на Родину. По прибытии из отпуска, в апреле 1977 года «Ворошилов» уже находился в «Дальзаводе» в сухом доке.
В мае начались работы по ремонту оборудования, дежурная и вахтенная службы, командировки на флотские склады и предприятие «ЭРА».
4 ноября 1977 года корабль вышел из дока и встал к стенке в «Дальзаводе». Через несколько дней нас, электриков сильного тока, вызывают в ПЭЖ и сообщают, что сработала сигнализация о поступлении забортной воды в среднюю электростанцию. Выяснили, что вода поступает из пожарной системы, в колодце не закрыт клинкет. В течение нескольких часов, мы всем отделением по очереди ныряли в этот колодец, но клинкет всё-таки закрыли.
Прибыло новое пополнение, сошли с корабля «годки» и мы, пополнение осени 1975 года, переходили в красный угол кубрика: «Всё! Мы «годки»!
Новый 1978 год мы встречали уже у своего 33го причала. Предстояла новая сдача курсовых задач. В январе курсовые задачи корабль успешно сдал. После короткой стоянки в базе, в феврале, корабли бригады начали постоянно выходить в море. Начались отработки задач с лодками, авиацией и кораблями. Затем начались вестись стрельбы из всех видов вооружения: по три-четыре раза в неделю и днём и ночью. Если отстрелялись ракетами и торпедами идём в «Стрелок», если артиллерией и РБУ идём в «Патрокл» для пополнения боезапаса и заодно в «Галдобин» для пополнения топлива и воды.
Нам объявили, что корабли эскадры готовятся к учениям на которых будет присутствовать генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев Л. И. и министр обороны Устинов.
Вскоре к нашей бригаде присоединился крейсер «Сенявин». В одни из дней, когда производились ракетные стрельбы на ГКП из БЧ-2, поступил доклад, что одна из ракет на носовой пусковой во время пуска не сошла – не сработал двигатель. После отбоя боевой тревоги мы узнали, что один из офицеров БЧ-2 лазил на пусковую и отсоединял автоматику ракеты.
Во второй половине марта все корабли вышли в море, где отрабатывали ход кораблей в кильватере и различных построениях. Я в это время стоял на вахте в КЭС. Командир по КГС объявляет, что «Ворошилов» выходит из строя – уступает место другому (по-моему «Октябрьскому») и идёт с ним параллельным курсом. В это время начинает работать АК-725 по левому борту. Крик командира: «БЧ-5! Снять питание с АК-725!». Подскочил к ГРЩ, вырубил оба автомата, доложил в ПЭЖ, в носовой станции сделали то же самое. До конца учений эти батареи так и были отключены. Потом уже приезжали специалисты – разбирались. Оказалось, что в цепи управления в одном из ??? запал контакт и дал команду на «Огонь!». Только реакция и самообладание командира предотвратили страшное – расстрел соседнего корабля.
В апреле корабли бригады во главе с крейсером «Сенявин» в полном составе ошвартовались в базе. Нам сообщают, что на следующий день прибывает Генсек и министр обороны. На завтра в 10:00 общее построение на всех кораблях. К «Сенявину» подъезжают несколько машин, оттуда выходит группа людей и поднимается на крейсер. Вскоре, оттуда раздаётся рёв сотен глоток: «Здравия желаем!». Затем боевая тревога, выход в море, отработка всех задач согласно учениям и обратно в базу. После этих учений корабль получил звание «Отличный» и бортовой номер 555. Замполит Булгаков получает капитана I-го ранга и уходит на повышение. На его место прибывает новый офицер в звании капитан-лейтенанта (фамилии не помню, поговаривали, что он из морпехов). Вскоре и командир получает капитана I-го ранга. Весь экипаж был рад за него.
Наступил май, пришло новое пополнение. 5 мая 1978 года с корабля сходит первая группа «годков». У электриков сходят – Лопарев А, Кучков В, Осинцев А. Прощаемся, обнимаемся. Особенно долго прощаюсь с Кучковым Валерой – мы с ним с Хабаровска с учебки вместе, в одной роте, в одном отделении, в одной смене, койки рядом стояли!
7 мая неожиданно выходим в море на обеспечение стрельб баллистическими ракетами подлодки. После выполнения задачи ночью 9 мая возвращаемся в базу. 13 мая провожают нас: Худышкина Алексея, Ермолаева Николая и трюмного Быкова Николая. Сошли по трапу на пире, последний раз отдали честь флагу и кораблю, идём к проходной радостные, вышли с базы, оглянулись на корабль и на душе «кошки заскребли», но домой! Домой!
14 мая в 01:00 ночи мы в Тюмени, переночевали у знакомых и с утра пораньше Худышкин домой – он местный, городской; мы с Быковым на ж/д вокзал. Выходим на привокзальную площадь, навстречу нам ведут колонну призывников. Из колонны крики: «Мужики! У нас команда 70! Как там? Жить можно, нет?». Вот тут стало понятно окончательно: «Всё! Мы на гражданке!».
Краткий экскурс по датам:
13.04.1975г – повестка о призыве на службу
13.05.1975г – зачислен в 4-ю роту 2 ЭМШ 9 УОНК
13.11.1975г – прибытие на «Ворошилов»
13.05.1978г – сход с «Ворошилова»
|