Эти два события произошли практически одновременно. 11 июня на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», что находится чуть ли не в самом западном городе России - Калининграде, был заложен третий фрегат проекта 11356 класса Talwar для ВМС Индии. В эти же июньские дни на другом, восточном конце страны в Амурском заливе, недалеко от города Комсомольск-на-Амуре, начались испытания многоцелевой атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 971 класса «Щука-Б», которая построена на местной верфи и в ближайшее время должна войти в боевой строй. Но в состав какого флота, это еще вопрос.
Между закладкой нового фрегата для индийских ВМС и испытаниями «Щуки» есть связь. Многоцелевую АПЛ, что строилась на заводе в Комсомольске-на-Амуре, хотели приобрести или взять в лизинг на 10 лет индийские адмиралы. Даже обещали заплатить за него около 2 млрд. долларов, но Москва пока не идет на такой шаг. Видимо, не рискует получить упрек в нарушении договора о нераспространении ядерных технологий. Хотя Советский Союз в середине восьмидесятых годов прошлого века отдавал в аренду индийцам аналогичную подводную лодку с бортовым номером К-43, известную под названием «INS Chakra». Но, правда, вахту у атомного реактора АПЛ несла группа советских моряков.
А заложенный на Калининградской верфи фрегат проекта 11356 - уже шестой в серии подобных кораблей, построенных и строящихся Россией для Индии. Первые три были спущены на воду и сданы индийским морякам в Санкт-Петербурге, на «Балтийском заводе». Они стоили Дели 1,5 млрд. долларов. Это было в 1998-2004 годах. Остальные теперь строятся на «Янтаре». Теперь их стоимость - 1,6 млрд. долларов, а выбор нового предприятия произошел по нескольким причинам. В том числе и потому, что с первыми фрегатами у балтийских корабелов слегка незаладилось. Они затянули их сдачу заказчику из-за того, что зенитно-ракетный комплекс «Штиль» (экспортная модификация отечественного ЗРК «Ураган») не вписывался в заданные для него тактико-технические параметры. А если сказать проще, частенько промахивался по воздушным целям.
Причина того «сбоя» была в том, что петербуржским конструкторам и корабелам не удалось в заданные сроки «повенчать» индийские системы, в том числе разведки и обнаружения воздушных целей, с отечественными огневыми средствами. А объединение в единый комплекс разнородной аппаратуры было одним из основных требований заказчика, на которые согласилась российская сторона. Но эта работа заняла гораздо больше времени, чем предполагалось. Сдача первых трех кораблей затянулась больше, чем на год, что, конечно же, не понравилось индийским морякам. Они даже потребовали выплат
...
Читать дальше »