Летучий китаецПекин объявил о начале строительства собственного авианосца
На этой неделе военное ведомство Китая объявило о планах строительства первого авианосца. Корабль, по словам официального представителя министерства обороны Китая старшего полковника Хуана Сюэпина, должен стать "символом силы нации и конкурентоспособности флота страны". Однако военные аналитики полагают, что авианосец нужен Китаю для других целей - он станет средством сдерживания США в случае конфликта вокруг Тайваня. Эти заявления далеко не голословны - возможности для того, чтобы обзавестись таким кораблем, у Пекина уже есть. Впрочем, как и сами авианосцы.
Слухи по поводу планов Китая по созданию собственного авианосца ходили давно. Еще в 2005 году в СМИ появилась информация о намерениях китайских военных построить корабль водоизмещением 78 тысяч тонн. Однако она была опровергнута оборонным ведомством страны.
Другие источники утверждали, что первый китайский авианосец должен быть построен к 2020 году и его водоизмещение составит 93 тысячи тонн. Но вопреки этим слухам и домыслам, можно сказать точно - у Пекина уже есть авианосец. Причем не один. Хотя использовать эти корабли в интересах обороны, судя по всему, нельзя. Или пока нельзя.
Еще в 1990-е годы Китай, как и некоторые другие страны, продуманно воспользовался недальновидностью некоторых государств, некогда входивших в состав СССР, и впоследствии поспешивших избавиться от доставшегося им в наследство вооружения.
Первый претендент В апреле 1998 года Пекин приобрел тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) "Варяг", доставшийся в 1993 году Украине после раздела флота. "Варяг" оказался весьма выгодным приобретением для китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd. Ей он достался всего за 20 миллионов долларов. Для сравнения, строительство современного авианосца обходится в миллиарды.
Корабль, носивший до 1990 года имя "Рига", был разработан в Невском проектно-конструкторском бюро и заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве 6 декабря 1985 года. В 1992 году строительство авианесущего крейсера, техническая готовность которого составляла около 67 процентов, было приостановлено.
Буксировка "Варяга" в Китай оказалась делом хлопотным и продлилась 627 дней. Так, Турции, которая должна была пропустить корабль через Босфорский пролив, эта идея не показалась привлекательной. Турки посчитали, что "Варяг" - это огромный корабль, который представляет угрозу безопасности судоходства в узком проливе. Но в конце-концов согласились его пропустить.
В апреле 2001 года "Варяг" сорвался с буксирных тросов во время шторма вблизи греческого острова Скирос и 14 часов бесконтрольно дрейфовал в Эгейском море при десятибалльном шторме. В итоге турецким и греческим спасателям с трудом у
...
Читать дальше »