13 марта 1986 года американские крейсер “Йорктаун” и эсминец “Кэрон” провокационно зашли на 6 миль в наши территориальные воды на Черном море в районе южного побережья Крыма. При этом на кораблях работали все радиотехнические средства ведения разведки. В этот раз долгий путь согласования принятия решительных действий не позволил дать достойный отпор нарушителям, но к следующему подобному визиту наши моряки подготовились.
Через два года 12 февраля 1988 года в Черном море появились те же самые американские корабли и прямиком направились к нашим берегам. Командующий флотом адмирал В.Н. Чернавин тут же дал подтверждение командующему Черноморским флотом адмиралу М.Н. Хронопуло на применение решительных мер по защите морской границы СССР, вплоть до вытеснения их корпусами кораблей. Так оно и вышло. Не обращая внимания на неоднократные предупреждения пограничных кораблей “Измаил” и “Ямал” и сторожевых кораблей “Беззаветный” и “СКР-6” о приближении к территориальным водам СССР, американские корабли не сворачивали с провокационного курса.
Когда до наших вод осталось всего 20 кабельтовых “Беззаветный” передал на “Йорктаун” недвусмысленное предупреждение: “До входа в территориальные воды СССР - 20 кабельтовых. В случае нарушения Вами террвод имею приказание вытеснять Вас вплоть до навала”. В 10 часов 45 минут 12 февраля американские корабли пересекают государственную границу СССР. “Измаил” поднял соответствующий сигнал, а “СКР-6” двинулся на эсминец “Кэрон”. “Беззаветный” стал приближаться к “Йорктауну” и в 11 часов 02 минуты носовой частью с боку навалился на левый борт американского крейсера. Раздался скрежет металла и на “Йорктауне” помят борт, согнуты леера и повреждена пусковая установка ПКР “Гарпун”.
Почти одновременно “СКР-6” наваливается на левый борт ближе к корме эсминца “Кэрон”. У того оказывается смятым борт с леерами, погнута шлюпбалка и повреждена шлюпка.
После этого наши корабли отошли от американцев, готовые повторить навал. Но идти на этот рискованный маневр больше не пришлось. “Йорктаун” и “Кэрон” легли на курс выхода из наших вод и вскоре их покинули. В нейтральных водах они легли в дрейф и после интенсивных шифрованных переговоров со своим командованием покинули Черное море, больше не заходя в наши воды.
Источник: www.rosflot.ru, автор: А.Н. Болосов, кандидат технических наук