Главная » 2009 Июнь 4 » Море денег.
Море денег. | 08:28 |
Вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов озвучил перспективы развития Военно-морского флота России на ближайшие годы. Заявление оказалось в некотором роде сенсационным: впервые было сказано, какая часть военного бюджета идет на строительство и модернизацию военных кораблей. Газета ВЗГЛЯД проанализировала, что стоит за заявлениями вице-премьера и что может ожидать российский флот в будущем. Львиная доля военного бюджета РФ – до 40% – будет израсходована на нужды Военно-морского флота, заявил в среду вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов, сообщает РИА «Новости». Несмотря на некоторые недомолвки, касающиеся судьбы части недостроенных или ожидающих модернизации атомных подлодок, вице-премьер обозначил приоритеты развития ВМФ на ближайшую перспективу. Из его заявлений можно сделать вывод, что в ближайшие годы расходы на модернизацию морской компоненты Вооруженных сил будут высоки, а возможно, и вырастут еще, несмотря на кризис. «Более 40% бюджета Минобороны России идет на ВМФ, гораздо больше, чем РВСН, Космическим войскам и ВВС вместе взятым. В основном эти деньги направлены на стратегические подводные лодки. Это сотни миллиардов рублей», – заявил Иванов. Таким образом, впервые появилась возможность оценить примерные затраты российского бюджета на развитие морских вооружений. Поскольку общий гособоронзаказ по закупкам вооружений составляет в текущем году 592 млрд руб., то финансирование строительства новых кораблей, поскольку оно проходит по этой статье расходов, составит 1 480 млрд руб. Заявление можно рассматривать как маленькую сенсацию: до сих пор считалось, что большая часть военного бюджета расходуется на поддержание и совершенствование комплексов РВСН. По словам Иванова, количество ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) будет зависеть от финансирования. Предполагается, что подводные крейсеры класса «Борей» в перспективе заменят подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО). Напомним, ранее Минобороны сообщало, что всего до 2015 года планируется построить восемь РПКСН проекта 955/955A «Борей», однако в настоящее время в постройке находятся только три из них («Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах»), а закладка четвертого корпуса состоится в течение 2009 года (ранее предполагалось, что это произойдет в 2008 году). Эти субмарины должны войти в строй в 2010–2012 годах. Очевидно, что четыре субмарины – совершенно недостаточное число для того, чтобы вообще оправдать существование морской компоненты СЯС. Однако продолжение постройки серии на сегодняшний день, вероятно, – отложенный вопрос. Возможно, он найдет разрешение в Государственной программе вооружений на 2011–2020 годы, разработка которой, по словам вице-премьера, уже началась. Пока основу подводной компоненты СЯС составляют РПКСН проекта 646БРДМ – «Верхотурье», «Екатеринбург», «Тула», «Брянск» и «Карелия», которые уже были модернизированы, а «Новомосковск» готовится к передаче флоту в следующем году. Срок службы кораблей продлен примерно до 2020 года, однако в случае задержек финансирования, вероятно, им предстоит пройти еще одну модернизацию. Кроме того, Россия располагает тремя РПКСН проекта 941 «Акула» (из шести построенных) – вероятно, самыми совершенными кораблями в своем классе. Однако две из них находятся в резерве из-за отсутствия боекомплекта – ракет Р-39. Лишь одна «акула» – ТК-208 (ТК – «тяжелый крейсер») «Дмитрий Донской» используется сегодня для испытания ракетного комплекса «Булава». Возможно, в условиях дефицита финансирования под эти комплексы будут модернизированы и два других корабля (проект 941УМ) – это было бы оптимальным решением. Если с РПКСН все ясно – такие лодки нужны и необходимость их наличия определяет политическое руководство страны, а не Министерство обороны, – то с судьбой кораблей проекта «Антей», так называемых «убийц авианосцев», полной ясности пока нет. Речь идет об атомных подводных лодках с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 949А, вооруженными комплексами П-700 «Гранит». Корабли этого класса предназначены, прежде всего, для уничтожения авианосных ударных групп – основы морской мощи потенциального противника. В настоящее время в строю семь таких лодок из 12 построенных (план – 14 кораблей), две находятся в отстое, одна (К-141 «Курск») погибла и одна – К-139 «Новомосковск» – законсервирована в 2006 году в стадии 80% готовности. О ее судьбе Иванов высказался довольно туманно: «Будет зависеть от позиции Министерства обороны». Вероятно, военным предлагается решить, насколько эти корабли необходимы, определить их роль и место в составе ВМФ, после чего правительство решит вопросы с порядком и сроками финансирования их постройки и модернизации. Относительно перспектив надводного флота вице-премьер также довольно четко обозначил приоритеты. Так, основными кораблями прибрежной зоны в ближайшем будущем станут корветы типа «Стерегущий» проекта 20380, а для дальней морской зоны создаются фрегаты типа «Адмирал Горшков» проекта 22350. Последние, впрочем, относятся к классу «тяжелых фрегатов», близких по вооружению и возможностям к эсминцам. Головной корвет, «Стерегущий», передан в состав ВМФ в феврале 2008 года, а головной фрегат будет передан флоту в следующем году. Всего командование ВМФ России планирует построить серию из 20 многоцелевых корветов проекта 20380 (по 3–8 на каждый из флотов), но, возможно, кризис внесет коррективы в эти планы. Источники ВЗГЛЯДа также отмечают, что кораблями типа «Стерегущий» интересуется Индия – неслучайно именно этот корабль назначен для встречи индийского фрегата INS Beas, который прибывает сегодня в Кронштадт для участия в совместных российско-индийских учениях ПАССЕК, которые должны пройти с 7-го по 8 июня в акватории Финского залива. Примечательно, что Иванов ничего не сказал о кораблях более тяжелого класса – эсминцах и крейсерах, хотя, по сведениям источников газеты ВЗГЛЯД, работа над конструкторской документацией по эсминцам проекта 21956, которые должны прийти на смену кораблям проекта 956 «Современный», ведется достаточно интенсивно. Подводя итог, следует отметить, что развитый и современный военно-морской флот во все времена и во всех странах был самой дорогой составной частью вооруженных сил, потреблявшей порой львиную долю военных бюджетов. По разным причинам в новой России долгое время это было не так, прежде всего потому, что нашей стране достался большой задел кораблей СССР. Но пришло время модернизации и замены устаревших кораблей – а это всегда затратно. Более того, сейчас в производстве или эксплуатации (с учетом модернизируемых) находятся как минимум четыре проекта кораблей основных боевых классов, которые обходятся в 3–4 раза дороже, чем серийные изделия. Поэтому в ближайшие 5–7 лет доля оборонных расходов, приходящихся на флот, будет весьма велика, а возможно, и ощутимо возрастет. Взято здесь: http://www.vz.ru/society/2009/6/3/293623.html | |
Просмотров: 771 | Добавил: Alekso | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||