Главная » 2009 Август 8 » Деваться им некуда
Деваться им некуда | 15:41 |
Правительство Индии впервые официально заявило о готовности пересмотреть спорный контракт по поводу авианосца «Адмирал Горшков» («Викрамадитья»). Именно этого два года добивалась Россия Во вторник представитель военного ведомства Индии помощник министра обороны Индии Паллам Раджи озвучил согласие на пересмотр условий контракта с «Северным машиностроительным предприятием» на авианосец «Викрамадитья», бывший некогда «Адмиралом Горшковым». Министерство обороны страны надеется, что сторонам «удастся прийти к приемлемому для всех соглашению». Газета ВЗГЛЯД попыталась проследить, что стоит за таким решением индийской стороны. Напомним вкратце предысторию вопроса. Соглашение о передаче Индии авианосца «Адмирал Горшков» было заключено в январе 2004 года. Предполагалось, что авианесущий крейсер советской постройки переоборудуют и модернизируют. Тогда стоимость сделки составляла 875 млн долл., но впоследствии она выросла до 1,82 млрд долл. Однако и эта сумма была занижена Рособоронэкспортом (организацией, заключившей сделку) в условиях, когда российское судостроение остро нуждалось в крупных заказах, хотя бы для загрузки мощностей. По оценке производителя – «Северного машиностроительного предприятия» («Севмаша») – полная стоимость проекта должна была составить более 2 млрд долл., иначе предприятие несло убытки. Как пояснял в свое время газете ВЗГЛЯД источник на предприятии, это было связано во многом с изменениями в проекте, которые вносила индийская сторона по мере постройки корабля, что требовало дополнительных работ и испытаний. Однако индийская сторона упорно не желала признавать сложившиеся реалии, настаивая на исполнении изначальных условий контракта. В сложившейся ситуации «Севмаш» продолжал постройку корабля за свои средства, рискуя оказаться банкротом в случае разрыва контракта: российскому флоту такой корабль не нужен и не по карману (да еще и без авиагруппы – истребители МиГ-29К/КУБ охотно скупили индийцы, а на строительство новых требуются время и деньги), а найти альтернативного покупателя на авианосец не так-то просто. Тем более что в свое время президент Дмитрий Медведев (а ранее нынешний премьер Владимир Путин) недвусмысленно дал понять, что государственных дотаций на достройку корабля ожидать не следует. Более того, предвидя возможные риски, нынешний руководитель «Севмаша» Николай Калистратов, вступая в должность в 2007 году, поставил одним из условий своего перехода с ФГУП «Звездочка» передачу предприятию части (говорили о 6–7 кораблях) экспортных контрактов на дизельные подводные лодки проекта 663, что могло бы спасти завод от финансового краха. На этом основании отношения Калистратова с партнерами по сделке – Рособоронэкспортом, буквально навязавшим «Севмашу» «Горшкова» (для чего был активно задействован «административный ресурс»), остаются довольно острыми. Пока же имеются лишь предварительные соглашения о постройке двух лодок для иностранного заказчика (предположительно для Ливии или Вьетнама). Как сообщила пресс-служба предприятия, соответствующее решение приняло Министерство промышленности и торговли РФ 30 июня 2009 года на основании запроса ФГУП «Рособоронэкспорт». Активные переговоры о пересмотре контракта с индийской стороной ведутся с конца прошлого года. В мае, по информации источников в отрасли, в переговорах наметился перелом, однако для принятия решения о продолжении переговоров требовалось решение индийских госорганов. В конце июля генеральная палата по контролю и аудиту Индии потребовала отчет от министерства обороны по этой сделке. «Доклад палаты, опубликованный в эту пятницу, ставит под вопрос разумность действий министерства обороны по покупке подержанного российского корабля, который уже отслужил половину предписанного ему срока, а стоит на 60% дороже нового авианосца», – изложил содержание претензий палаты один из ее руководителей А. Авасти в интервью газете The Hindustan Times. Тем не менее подобное заявление было расценено как попытка давления на российскую сторону, тем более что ни одно из его положений не соответствует действительности. Во-первых, ресурс корпуса восстановлен практически до первоначального, а во-вторых, на авианосце, так и не бывшем в эксплуатации, не осталось практически ни одной старой советской системы. Тем не менее переговоры были прекращены. Очевидно, что альтернативы приобрести корабль такого класса у индийской стороны сегодня нет: американский АВ Kitty Hawk, который предлагали американцы, еще более старый, а его стоимость оценивалась изначально в 3,1 млрд долл. без авиагруппы. Такая покупка потянула бы за собой необходимость приобретения палубных самолетов F/A-18 и/или адаптации МиГов под американский корабль, что тоже стоит немало. А главное: новый АВ нужен индийцам в обозримое время, раньше, чем такими кораблями обзаведется главный геополитический противник страны в регионе – Китай. То есть не позднее 2015 года. Однако индийское правительство все же пришло к выводу, что в нынешней ситуации альтернативы приобретению «Адмирала Горшкова» просто нет, так как флоту все же нужен авианосец. По словам Раджи, переговоры «будут вестись насчет снижения заявленной стоимости корабля». Представитель министерства выразил уверенность, что сторонам «удастся прийти к приемлемому для всех соглашению». Приемлемая для российской стороны цена корабля – 2,8 млрд долл., но, по некоторым сведениям, наши оборонщики готовы «упасть» до 2,5 млрд. В этих пределах и предстоит вести торг. | |
Просмотров: 535 | Добавил: 675ai | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |