До конца текущего года Россия рассчитывает заключить с Францией договор о покупке вертолетоносца, подтвердили в Генштабе. В перспективе стороны планируют совместно построить еще несколько таких кораблей. Россия рассчитывает до конца года подписать с Францией соглашение о покупке вертолетоносца Mistral, заявил, по сообщению Reuters, начальник Генштаба вооруженных сил России Николай Макаров. «Мы рассматривает возможность приобретения корабля у Франции и налаживания совместного производства кораблей такого класса в будущем», — сообщил Макаров. Впервые информация о возможной сделке по вертолетоносцу появилась в середине лета во французской прессе. Тогда источники утверждали, что официально о сделке может быть объявлено в сентябре. Переговоры касались в том числе вопроса передачи технологий. «Переговоры на данном этапе касаются только одного корабля, но мы хотим наладить совместное производство для создания серии из четырех-пяти таких кораблей. Рассчитываем достичь контрактных обязательств к концу года», — заявил в среду начальник Генштаба. Сумму контракта Николай Макаров не раскрыл. Вместе с тем, по данным РИА «Новости», Макаров говорил о возможности производства «трех-четырех кораблей». Генерал объяснил мотивы покупки корабля, который может использоваться для проведения десантных операций. По его словам, Россия в настоящее время не располагает кораблями такого класса. «Думаю, ни одна страна не способна одна производить все на самом высоком технологическом уровне. Нам все равно придется что-то покупать», — отметил он. По данным французской прессы, ВМФ Франции располагает всего двумя десантно-штабными кораблями этого класса, а именно Mistral, принятым на вооружение в 2006 году, и Tonnerre, поступившим на флот в 2007 году. Третий корабль планируется ввести в эксплуатацию в 2012 году. В классификации НАТО эти корабли именуются LHD. Вертолетоносец вмещает на борту 450 военнослужащих, различные транспортные средства, включая танки и другую бронетехнику, а также 16 вертолетов. Кроме того, корабли оснащены средствами и оборудованием для оказания медицинской помощи и управления войсками. Компания-производитель DCNS предлагает на экспорт варианты вертолетоносцев водоизмещением от 14 тыс. до 25 тыс. т. Решаемые тактические задачи Выдержка из статьи Французская гордость российского флота Называть Mistral большим десантным кораблем или вертолетоносцем неверно. Сами французы считают корабли этого класса универсальными базами для планирования и проведения операций. Mistral способен перевозить десант и осуществлять его высадку с помощью четырех десантных катеров, базирующихся на борту. Численность десанта — 900 человек при непродолжительном размещении, 450 — при длительном. В состав десанта также может входить 59 транспортных средств, 13 из которых — танки. При необходимости от автотранспорта и БТР можно отказаться, тогда Mistral берет на борт танковый батальон. Основной французский танк Leclerc весит 54,6 т, а Т-90 – 46,5 т, поэтому российских танков поместится на этом корабле больше. На корабле могут базироваться 16 тяжелых или 35 легких вертолетов. В зависимости от применяемой винтокрылой техники Mistral сможет вертолетами высаживать десант; оказывать ему огневую поддержку, в том числе и противотанковую; вести разведку; эвакуировать раненых; осуществлять противолодочное охранение флотских ордеров. На борту корабля оборудован госпиталь на 69 коек, который может пригодиться как при проведении военных операций, так и при участии флота в ликвидации последствий гуманитарных, техногенных и природных катастроф. Mistral способен разместить 200 специалистов управления флотом, что превращает корабль в мобильный центр планирования операций и руководства их проведением. Условия и комфорт на борту для проживания и работы офицеров управления достаточны для решения задач в течение длительного времени. Аргументы «за» Сторонники подписания контракта приводят следующие доводы правильности принятого решения: 1. Приобретается готовый корабль по относительно низкой цене. Предполагается, что стоимость корабля, в зависимости от выбранного варианта послепродажного обслуживания, составит от €340 до €450 млн. 2. Покупка одного корабля и совместное строительство еще трех дает возможность в кратчайшие сроки создать России на каждом флоте по одной современной флотской группировке, способной качественно решать задачи поддержки действий сухопутных войск в операциях, подобной августовским событиям 2008 года. 3. Концепция развития Военно-морского флота России, рассчитанная на период до 2050−2060 годов, предусматривает создание пяти-шести авианосных групп. Российская промышленность в ходе работы над проектом сможет быстро освоить современную технологию создания авианесущих кораблей большого тоннажа. 4. Российский флот сможет быстро освоить современные методики содержания больших авианесущих кораблей, эксплуатации летательных аппаратов, получить опыт планирования и проведения операций с применением подобной техники. Аргументы «против» У критиков планируемого контракта аргументация следующая: 1. Франция — страна НАТО. При продаже столь сложной техники будут приняты все меры по контролю и противодействию в случае необходимости: от закладок в электронной аппаратуре до возможного отказа в обслуживании и поддержке запасными частями в ходе эксплуатации. 2. России необходимо поддерживать своего производителя и своих разработчиков, а не тратить деньги на западную технику. Россия может разработать и построить любой необходимый корабль. 3. Обслуживание западными специалистами в ходе эксплуатации корабля, запасные части будут обходиться дорого, и потраченные деньги будут работать на французскую экономику, а не на российскую. |