Более полувека лучшие конструкторские умы всех морских
держав решали головоломную задачу: как найти для подводных лодок
двигатель, который работал бы и над водой, и под водой, да к тому же не
требовал воздуха, как дизель или паровая машина. И такой двигатель,
единый для подводно-надводной стихии, был найден....
Им стал — ядерный реактор
Никто
не знал, как поведет себя ядерный джинн, заключенный в стальную
«бутыль» прочного корпуса, сдавленного прессом глубины, но в случае
успеха выгода такого решения была слишком велика. И американцы рискнули.
В 1955 году, через пятьдесят пять лет после первого погружения первой
американской субмарины, на воду был спущен первый в мире корабль с
атомным двигателем. Назван он был в честь подводной лодки, придуманной
Жюлем Верном — «Наутилус».
Начало советскому атомному флоту было положено в 1952 году, когда
разведка доложила Сталину, что американцы приступили к строительству
атомной субмарины. И спустя шесть лет советская атомарина «К-3»
раздвинула своими бортами сначала Белое море, потом Баренцево, а затем и
Атлантический океан. Ее командиром был капитан 1-го ранга Леонид
Осипенко, а создателем — генеральный конструктор Владимир Николаевич
Перегудов. Кроме тактического номера у «К-3» было и собственное имя, не
столь романтичное, как у американцев, зато в духе времени — «Ленинский
комсомол». «По сути, КБ Перегудова, — отмечает историк советского
подводного флота контр-адмирал Николай Мормуль, — создало принципиально
новый корабль: от внешнего вида до номенклатуры изделий.
Перегудову удалось создать форму атомохода, оптимальную для движения под водой, убрав все, что мешало его полной обтекаемости».
Правда, на вооружении «К-3» были только торпеды, а время требовало
таких же дальноходных, долгоходных, но и принципиально иных ракетных
крейсеров. А потому в 1960 — 1980 годы главную ставку сделали на
подводные ракетоносцы. И не ошиблись. Прежде всего потому, что именно
атомарины — кочующие подводные ракетодромы — оказались наименее
уязвимыми носителями ядерного оружия. Тогда как подземные ракетные шахты
рано или поздно засекались из космоса с точностью до метра и тут же
становились целями первого удара. Сознавая это, сначала американские, а
потом и советские ВМС стали раз-мещать ракетные шахты в прочных корпусах
подводных лодок.
томная шестиракетная субмарина «К-19», спущенная на воду в 1961 году,
была первой советской ракетной атомариной. У ее
...
Читать дальше »