Главная » 2010 Март 25 » Постановление СМ СССР о сокращении флота
Постановление СМ СССР о сокращении флота | 16:22 |
Едва только закончилась война, как по приказу Сталина продолжились работы по созданию для советского флота тяжелых крейсеров проекта 82. По замыслу вождя это должен быть «крейсер-пират», «крейсер-бандит» способный уничтожить слабейшего противника и уйти от более сильного. Водоизмещение этого «пирата» должно было составлять 42300 тонн, а стоимость строительства – 1.200.000.000 рублей в ценах 1946 года. В 1951 году в Николаеве и Ленинграде были заложены 2 таких крейсера – «Сталинград» и «Москва». На основе трофейной документации разрабатывались проекты новых линкоров с 18-дюймовыми орудиями. В апреле 1946 года было принято решение о внесении изменений в конструкцию и достройке легких крейсеров проекта 68. Одновременно закладывались и строились десятки новых эсминцев, сторожевиков и подводных лодок. В 1950-1951 годах в состав флота вошли первые пять крейсеров проекта 68К (типа «Чапаев»), которые были заложены еще в 1939 году. Принятый в соответствии с законом о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства от 18 марта 1946 года план военного судостроения на 1946-1955 годы предусматривал строительство, в лежащей в руинах и потерявшей в сражениях более 25 миллионов своих граждан стране: 2 громадных линкоров проекта 24, 4 тяжелых крейсеров проекта 82, 30 легких крейсеров проекта 68-бис, 188 эсминцев, 177 сторожевых кораблей, 352 различных подводных лодок и большого количества малых кораблей (всего 2482 единицы). Интересно отметить, что в этом плане не было авианосцев, прекрасно зарекомендовавших себя на Тихоокеанском театре военных действий и в Атлантике. Поэтому, принимая во внимание традиционные отставания в графиках строительства больших военных кораблей, к концу 50-х годов советский флот пополнился бы морально устаревшими огромными линкорами и тяжелыми крейсерами с артиллерийским вооружением, не имевшими в море прикрытия с воздуха. И это в начале ракетно-космической эры. Смерть Сталина положила конец реализации этого 10-летнего плана. 5 марта 1953 года страна узнала о кончине вождя, а уже 23 апреля вышел приказ министра транспортного и тяжелого машиностроения о прекращении всех работ по проекту 82. К этому времени на головном крейсере готовность по корпусу составляла около 90%. Несколько раньше были остановлены исследовательские работы по линкору проекта 24. Новые руководители страны, армии и флота для достижения стратегического паритета в океане сделали ставку на ракетное оружие и подводный флот. Исходя из положений военной реформы Н.С. Хрущева, крупные корабли являлись «большими мишенями для ракет». Это поставило крест на планах создания больших надводных эскадр, на строящихся и уже построенных кораблях, на судьбах многих моряков. Вероятно, было бы целесообразнее ввести изменения в проекты строящихся крейсеров, модернизировать почти готовые, тем более что подобные работы широко практиковались в то время в странах НАТО. Но 25 марта 1958 года вышло постановление Совета Министров СССР, по которому прямо на стапеле или после спуска на воду были порезаны на металлолом тяжелые крейсера проекта 82, 7 легких крейсеров проекта 68-бис, 6 эсминцев, 12 подводных лодок, 7 десантных кораблей, 30 тральщиков, 89 торпедных катеров. Всего 240 кораблей и судов. 375 боевых кораблей ставились на консервацию. Экипажи кораблей расформировывались, а многие высококвалифицированные офицеры увольнялись в запас. Источник: www.rosflot.ru, автор: А.Н. Болосов, кандидат технических наук Историческая дата: 25.03.1958 | |
Просмотров: 402 | Добавил: maksimov | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||