Главная » 2010 Март 26 » Заладится ли дело с "Ладой"?
Заладится ли дело с "Ладой"? | 17:10 |
Флот может отказаться от подлодок проекта 677 "Лада" Напомним, на совещании руководителей ОПК с участием президента России Дмитрия Медведева в Реутово в октябре прошлого года начальник вооружений ВС РФ генерал армии Владимир Поповкин выступил с резкой критикой проекта 677: "Лада" "даже хуже "Варшавянки". Накануне Дня Подводника начальник Главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев заявил, что "Санкт-Петербург" - головная лодка проекта - поступит на вооружение флота в 2010 году, а ВМФ намерен построить в ближайшем будущем 8 лодок нового поколения. Кому верить? Попробуем разобраться. Технические сложности Согласно Государственной программе развития вооружений на 2007-2015 год в боевой состав военно-морского флота должны войти 4 современные дизельные подводные лодки, что, по оценкам аналитиков, составляет менее 10% реальной потребности. Речь может идти только о подводных лодках проекта 677 "Лада" разработки ЦКБ МТ "Рубин", которые должны прийти на замену отлично зарекомендовавшим себя "Варшавянкам", заслужившим прозвище "черной дыры" благодаря своей низкой шумности - "хитом" экспортных поставок 1980-1990-х лет. Возможно ли, что проект 677, в основу которого положены итоги НИОКР конца 1980-х, успел морально устареть и растерять конкурентные преимущества, заметно отличавшие "Ладу" и ее экспортный вариант "Амур 1650" от ближайших соперников на мировом рынке НАПЛ IV-го поколения: германской ПЛ типа 212 (включая ее экспортные разновидности 212А и 214), французской Scorpene и шведской субмарины типа Gotland? Критики "Лады" убеждены, что она не является субмариной IV-го поколения, поскольку не оснащена вспомогательной анаэробной энергетической установкой, теоретически обеспечивающей значительное увеличение времени пребывания в подводном положении и запасов хода. Согласно оценкам экспертов, наличие анаэробных энергетических установок мощностью от 100 до 300 кВт способно увеличить продолжительность подводного плавания субмарины до 700–1000 часов. Так, например, энергетическая установка на лодках проекта 212 включает в себя обычную дизель-электрическую энергетическую установку (ЭУ), дополненную анаэробной энергоустановкой на основе электрохимического генератора (ЭХГ) мощностью около 306 кВт, и обеспечивает субмарине полную подводную скорость 8 узлов, а на крейсерской скорости 3 узла субмарина, согласно заверениям фирмы-производителя, может находиться под водой в течение 14 суток. По заявлениям конкурентов из Швеции, продолжительность подводного хода НАПЛ Gotland с анаэробной установкой на основе двигателей Стирлинга, продемонстрированная во время испытаний, достигала 20 суток. В отличие от этих лодок, французская Scorpene является эволюционным развитием субмарины III поколения Agosta и изначально проектировалась как экспортный вариант подводной лодки, которая по желанию заказчика может быть оборудована паровой турбиной замкнутого цикла (ПТЗЦ) MESMA. Предполагается, что в воздухонезависимом режиме эта лодка преодолеет 1300 миль на крейсерской скорости 4 узла. Расчетная дальность плавания НАПЛ проекта 677 в подводном положении под аккумуляторами составляет 650 миль при скорости 3,5 узла, что существенно выше показателей германской и французской лодок ( 420 и 550 миль соответственно при сопоставимой скорости). При этом, по мнению специалистов, "Лада" уже сейчас может находиться под водой до 9 суток. Нетрудно предположить, что при замене использующихся в настоящее время аккумуляторных батарей на перспективные литий-ионные, производство которых успешно осваивается отечественными предприятиями, "Лада" сможет уверенно конкурировать по показателю продолжительности нахождения под водой с другими лодками лидеров подводного кораблестроения. При этом, вероятно, удастся избежать технических, финансовых и организационных трудностей, связанных с попытками создания отечественных аналогов зарубежных анаэробных двигателей типа дорогостоящих ЭХГ, двигателей Стирлинга или ПТЗЦ, предполагающих формирование соответствующей научно-производственной кооперации и инфраструктуры на флоте. Что до остальных характеристик, то "Лада" даже в своем "бальзаковском" для современного кораблестроения возрасте по-прежнему остается грозным противником для кораблей своего класса. Заложенный в субмарину проектировщиками немыслимо высокий коэффициент обновления оборудования (до 70%) оказался тем самым "запасом плавучести", который до сих пор помогает ей сохранить спортивную форму. В числе революционных новшеств и достоинств проекта наряду с исключительно низкой шумностью подводной лодки (на уровне 50% от шумности ПЛ проекта 877 "Варшавянка", что означает уровень шума около 30 дБ в штиль), отметим наличие следующего вооружения: * высокоавтоматизированный ракетно-торпедный комплекс, предназначенный для стрельбы как обычными и телеуправляемыми торпедами, так и ракето-торпедами "Шквал" и ПКР "Бирюза" (Club-S), запускаемыми из торпедных аппаратов; и целого ряда других новинок – всего 127 образцов новой техники. Низкая шумность в сочетании с большой дальностью обнаружения целей и высокой огневой мощью делают "Ладу" грозным оружием, особенно в условиях ведения боевых действий в литоральной зоне, где теряются определенные преимущества гидроакустического вооружения даже такого опасного противника, каким может стать новейшая американская многоцелевая АПЛ типа "Виржиния". В ходе испытаний лодки наибольшие замечания вызвала работа всережимного главного электродвигателя на постоянных магнитах СЭД-1, обладающего улучшенными ключевыми характеристиками по сравнению с германским аналогом "Пермазин" и претендующего на звание лучшего в мире двигателя для НАПЛ. Однако, по заверениям предприятия-разработчика (ГНЦ ЦНИИ "Электроприбор"), двигатель избавился от "детских болезней", и военные моряки могут рассчитывать на его надежную эксплуатацию в любых условиях. Сообщалось также о трудностях, которые возникли в процессе отладки программного обеспечения БИУС "Литий" - в частности, проблем интеграции различных компонентов РЭВ корабля. Если верить словам руководства организации-разработчика этой системы (НПО "Аврора"), и эти проблемы разрешились: "Санкт-Петербург" готов к проведению заключительных испытаний. Казалось бы, устранение технических недостатков проекта должно внушать уверенность в успешном завершении испытаний "Санкт-Петербурга". Но сообщения о возможных закупках ЭХГ для отечественных НАПЛ в Германии и скептические оценки представителей командования ВМФ ограниченных возможностей отечественной судостроительной промышленности дают основания предположить, что помимо технических трудностей "Ладе" предстоит справиться с трудностями иного рода. Принятие лодки на вооружение и подтверждение на практике заложенных в нее тактико-технических возможностей должно сыграть решающую роль для выхода отечественной НАПЛ IV-го поколения с ее экспортными модификациями "Амур 1650" и "Амур 950" на мировой рынок, потребность которого оценивается в 400 боевых единиц. Немудрено, что в сложившихся условиях конкуренты используют все способы лоббирования и защиты своих интересов. Коррупционные скандалы в Греции и Индии, связанные с заключением контрактов на поставку германских лодок 214 проекта, говорят о том, что респектабельному западному бизнесу не чуждо ничто человеческое, а поглощение в 2004 году шведской кораблестроительной компании Kockums Naval Systems германской верфью Howaldtswerke-Deutsche Werft означает, что немцы, по сути дела, прибрали к рукам и шведские стирлинг-технологии для своих подводных лодок. Трудно представить, что германская компания Siemens, которая завладела внушительным пакетом акций "Электросилы", получившей контракт на производство СЭД-1, проявит джентльменское великодушие к судьбе этого ключевого элемента конструкции "Лады". Также нельзя не отметить, что продвижением своих НАПЛ на мировой рынок вооружений в Германии занимается лично канцлер страны, а в переговорах с руководителями Малайзии по вопросу приобретения Scorpene ключевой фигурой стал президент Франции Ширак. На фоне агрессивной командной тактики продвижения своих проектов НАПЛ нашими конкурентами ситуация с "Ладой" выглядит неутешительно. Проблемы военного кораблестроения и состояния ВМФ РФ обсуждалась на совещании с участием премьер-министра Владимира Путина, состоявшемся в декабре прошлого года в Санкт-Петербурге на "Адмиралтейских верфях". Та же проблематика поднималась на заседании Морской коллегии, состоявшейся перед этим в Москве. Но дальше обращения к руководству ОПК с призывом "в самые сжатые сроки разработать долгосрочную программу" развития отечественного кораблестроения и констатации того, что, в отличие от гражданского судостроения, в военном кораблестроении "такого качественного рывка" пока что не последовало, дело не пошло. В первую очередь потому, что государство (в лице Минобороны и ВМФ РФ) сегодня не готово обеспечить отечественные проектно-конструкторские организации и верфи должным количеством хорошо и вовремя финансируемых заказов. Такое положение подтверждает и сам Владимир Путин: "Нельзя не принимать во внимание и реальные возможности государства по финансированию соответствующих проектов". В результате этого отношения между заказчиком "Лады" и кооперацией предприятий, участвующих в ее постройке, приобретают все более напряженный характер. Не лучше выглядят отношения самих корабелов. Череда скандальных увольнений на заключительном этапе испытаний головной лодки ведущих специалистов ЦКБ МТ "Рубин", включая идеолога и создателя "Лады" Юрия Кормилицына, а также бывшего руководителя предприятия Игоря Спасского, завершилась недавней отставкой уволившего их Владимира Здорнова, в 2007 году ставшего генеральным директором "Рубина". Проблемы проекта так и не вынесены на обсуждение экспертного совета при Главнокомандующем ВМФ, задачей которого является критическая оценка состояния дел по головным кораблям ВМФ с последующим докладом рекомендаций и предложений главкому и проектанту. По мнению многих ведущих специалистов в области военного кораблестроения, политологов и военных моряков, отказ от программы строительства лодок проекта 677 может иметь самые плачевные последствия: разрушение кооперации разработчиков "Лады", утрату стимулов к перспективным разработкам в области подводного судостроения, безвозвратный уход России с мирового рынка НАПЛ, и закрыть эту брешь в системе национальной безопасности и обороны "Варшавянками" не удастся. | |
Просмотров: 557 | Добавил: maksimov | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||