Российский флот — тема высокопатриотичная. Cимвол былой национальной гордости. Безвозвратно, впрочем, утраченный символ…
Тому способствовало много обстоятельств. В первую очередь гигантомания Советского Союза, компенсировавшая великолепной мощью самых больших в мире кораблей и подводных лодок неимоверные и неоправданные траты ресурсов страны.
В 90–е вся эта мощь превратилась в безнадежную обузу и стала чуть ли не единственным источником выживания для военно–морских сил России. Перед угрозой бесславной гибели от бюджетной нищеты к боевым кораблям стали относиться, как к большой куче металлолома, которую можно было продать бывшим стратегическим врагам.
Возможно, и руководство страны, и начальство флота тогда думали, что торговля флотом — явление временное. Но постепенно акция государственного отчаяния трансформировалась в весьма прибыльное коммерческое занятие. И вот, в результате, это целая отрасль, в основе которой черный и цветной лом в виде пока еще не спустивших андреевский флаг кораблей ВМФ.
«Новая газета» провела исследование этой гигантской распродажи. Многие факты публикуются впервые: схемы, контракты, цены, подписи принимавших решения должностных лиц. У нас не было цели закрыть вопрос, да и сделать это невозможно. Потому что тема не закрыта самими участниками бизнеса. Он окреп и обрел структуру — владельцами многочисленных посреднических фирм стали бывшие морские чины. Они продают все, что можно продать. И что нельзя тоже. Мы отследили судьбу кораблей и людей. Всего того, что когда–то было флотом, а теперь уместилось в нескольких карманах.
«Академики»
(Научно–исследовательские суда)
Имущество флота реализовывалось по двум направлениям: на внутреннем рынке — через СГХП (специализированное государственное хозрасчетное предприятие), на внешнем рынке — через ЦУМР и ВЭС МО РФ (Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны РФ).
ЦУМР продавал иностранным фирмам корабли и суда обеспечения для последующей разделки на лом. То есть иностранная фирма–покупатель получала не металл, а списанный корабль, подводную лодку, судно обеспечения и проч. Покупатель за свой счет должен был «распилить корабль на иголки» и представить в ЦУМР сертификат разделки на лом.
Судно, проданное на лом, не облагается таможенной пошлиной, в отличие, скажем, от черного и цветного лома или от судна, проданного для дальнейшего использования.
Очень важен такой аспект: ЦУМР не имел право реализовывать корабли и суда обеспечения для дальнейшего их использования по назначению. Только как лом.
В 1999–м указом президента № 385 военное имущество было поделено на движимое и недвижимое. Если корабль/судно продавалось для дальнейшего использования, то считалось недвижимым имуществом и продажей занимался РФФИ (Российский фонд феде
...
Читать дальше »
Просмотров:
457
|
Добавил:
maksimov
|
Дата:
25.01.2015
|
|
Военное обозрение Если в России 25 января задать вопрос о том, какой праздник сегодня отмечается, то подавляющее большинство людей вспомнит, конечно же, о Татьянином дне – дне студента. Но только ли Татьянин день (как главный день Московского государственного университета отмечается) 25 января? Не только. 25 января – это ещё и дата, которая напрямую связана с российским флотом России, так как именно в этот день свой профессиональный праздник отмечают штурманы ВМФ РФ. Впервые 25 января стало официальной датой празднования Дня штурмана в 1997 году на основании указа российского президента от 15 июля 2006 года. Указ представлял перечень воинских праздников России и носил название «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности». Дата была выбрана в соответствии с историческими предпосылками. 25 января 1701 года Петром Первым был подписан указ об открытии первой в стране штурманской (навигацкой) школы. Располагалась штурманская школа, необходимость открытия которой назрела в связи с появлением у России собственного военного флота, в Москве. Зданием школы, которая получила название «Школа математических и навигацких наук», стала Сухарева башня. Петровский приказ предполагал обучение в навигацкой школе не только штурманов, но и артиллеристов, морских инженеров. По сути, это было полноценное многопрофильное военное училище, в котором преподавательской работой занимались выдающиеся личности того времени: Яков Брюс, Генри Фарварсон, Ричард Грейс. Это, как бы сейчас сказали, привлечённые из-за рубежа квалифицированные кадры. В навигацкой школе преподавательской деятельностью занимались и отечественные учёные и военные. Одно из наиболее известных имён – Леонтий Магницкий (Теляшин) – выдающийся российский математик, создатель первого в России математического справочника. Кстати, с 1732 года именно Леонтий Магницкий возглавил школу.
В 1710 году в России издаются "Инструкции и артикулы военные надлежащие к Российскому флоту". В этих инструкциях определялись обязанности должностных лиц на флоте. Один из разделов говорит о штурманской служ
...
Читать дальше »
Просмотров:
470
|
Добавил:
lagnocawa
|
Дата:
25.01.2015
|
|
На что рассчитывает ВМФ России после 2020 года
ТАРКР «Петр Великий» у побережья Венесуэлы
Фото: Gerard Julien / AFP
Программы военного кораблестроения порой затягиваются на долгие годы. Причем итоговый результат часто оказывается совсем не таким, как задумывалось. Российскому флоту придется восстанавливать утраченные возможности и обретать новые уже в следующем десятилетии.
Проклятие «Большого флота»
Средней ядовитости шутка среди любителей военной истории гласит: с XIX века повелось, что, как только Россия собирается построить океанский «Большой флот», у нее тут же случаются крупные внутренние (или внешние) проблемы, не дающие этому флоту появиться на свет.
Первая попытка была запущена в 1881 году 20-летней кораблестроительной программой, уточненной в 1895 году, финальная расширенная часть которой с 1898 года специально маркировалась замечанием «для нужд Дальнего Востока», потому что была призвана укрепить позиции империи на Тихом океане. Результаты этого грандиозного строительства почти в полном составе, кроме черноморских кораблей, были затоплены на порт-артурском рейде или ушли на дно Цусимского пролива.
Вторая попытка была порождена залихватским планированием военно-политического руководства СССР 30-х годов. «На Марс летим в этой пятилетке?» — иронично обыграли подобные настроения создатели фильма «Укрощение огня». Идея серийной постройки линкоров и иных тяжелых кораблей оборвалась сначала рефлекторными репрессиями авторов кораблестроительной программы при первых же трудностях, а потом и Великой Отечественной, закончившей на какое-то время увлечения страны Советов большим флотом.
Между двумя этими заходами лежала грамотная попытка морского министра Григоровича восстановить перед Первой мировой войной флот, уничтоженный в Цусиме. Опираясь на деятельных офицеров японской войны, многие из которых к тому моменту уже доросли до высоких чинов, и прекрасных специалистов по кораблестроению, таких как А.Н. Крылов, И.Г. Бубнов, В.П. Костенко и других, министр вернул Россию в число морских держав (насколько это было возможно в тех условиях). Во второй половине 1910-х годов судостроители уже рисовали на кульманах эскизы тяжелых артиллерийских кораблей с прицелом на постройку после Великой войны, однако две революции 1917 года и Гражданская опрокинули эти намерения.
Точно так же не была «довинчена» и послевоенная программа строительства тяжелого
...
Читать дальше »
Просмотров:
513
|
Добавил:
Alekso
|
Дата:
25.01.2015
|
| |