Главная » 2014 » Июнь » 1 » Северный флот
Северный флот | 00:50 |
Российской Федерации (Минобороны России) Создание и становление Северного флота Северный флот – оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота. Из флотов России Северный – самый молодой – в 2008 г. ему исполнилось 75 лет. Однако следует отметить, что более 300 лет назад была сделана первая попытка создания военного флота на Севере. В 1693 г. по указанию Петра I в Архангельске была заложена Соломбальская судоверфь, и началось строительство военных кораблей. 14 августа 1694 г. построенный в Соломбале 24-пушечный фрегат «Святой Павел», 44-пушечный корабль «Святое пророчество», купленный в Голландии, и яхта «Святой Петр» под бело-сине-красным флагом во главе с Петром I вышли в море, сопровождая восемь английских купеческих судов. Однако боевые корабли в Белом море долго не оставались, а переводились на Балтику. В 1740 г. на Севере появилось первое соединение (эскадра) российских боевых кораблей, которые совершали крейсерство от Норвежского до Карского морей, предупреждая тем самым заход шведского флота в русские гавани и произвол его кораблей на побережье Мурмана. Постоянный, регулярный Северный флот берет свое начало с 1933 г. 15 апреля 1933 г. Народный комиссар обороны СССР подписал приказ, согласно которому на Север совершили переход эскадренные миноносцы «Урицкий» и «Куйбышев», сторожевые корабли «Ураган» и «Смерч», а также подводные лодки «Декабрист» и «Народоволец». Эти корабли составили экспедицию особого назначения (ЭОН-1). Циркуляром начальника штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) с 1 июня была сформирована Северная военная флотилия с местом базирования в Мурманске – Кольский залив. Первым командующим был назначен флагман 1 ранга Захар Александрович Закупнев. 5 августа 1933 г. корабли ЭОН-1 пришли в порт Мурманск - конечный пункт похода и временную базу. Жители города радушно приветствовали военных моряков. Одновременно с созданием Северной военной флотилии началось строительство первой военно-морской базы в Полярном. Во все времена североморцы напряженно трудились, осваивая северный морской театр, корабли и технику, совершенствовали свое боевое мастерство. 5 ноября 1935 г. над Екатерининской гаванью прогремел 21 залп из орудий эсминца «Карл Либкнехт» в честь перехода военных кораблей из Мурманска в Полярный, на постоянное место базирования. В том же году дивизион подводных лодок впервые совершил поход к Новой Земле. 23 декабря 1935 г. постановлением ВЦИК СССР группа североморцев была награждена орденами Ленина и Красной Звезды за успешное освоение северного морского театра и работу по укреплению обороноспособности Севера. Десять подводников были удостоены ордена Ленина. В 1936 г. два эскадренных миноносца «Войков» и «Сталин» совершили беспримерный переход из Заполярья на Дальний Восток Северным морским путем. Экипажи подводных лодок «Д-1», «Д-2», «Д-3» под командованием капитана 1 ранга К.Н. Грибоедова удачно преодолели путь через Маточкин Шар в Карское море. Подводные лодки успешно провели учения на срочные погружения. В том же году лучшим кораблем была признана подводная лодка «Д-2» «Народоволец». 11 мая 1937 г. приказом Народного комиссара обороны флотилия была преобразована в Северный флот. Командующим флотом был назначен флагман 1 ранга Константин Иванович Душенов. До назначения командующим Северным флотом он два года уже командовал Северной военной флотилией. Под его руководством на Севере продолжалось строительство баз и аэродромов, создавались береговая оборона и судостроительная база, осваивался и оборудовался морской театр. В 1938 г. подводная лодка «Д-1» провела в море 120 суток, пройдя более 11 тыс. миль. В 1938 г. подводная лодка «Д-3» впервые в истории Военно-морского флота осуществила подледное плавание, 30 минут шла подо льдами. 21 мая 1937 г. полярный летчик М.В. Водопьянов на четырехместном самолете «СССР Н-170» высадил вблизи Северного полюса на льдину четырех ученых-полярников в составе начальника станции СП-1 И.Д. Папанина, гидробиолога П.П. Ширшова, магнитолога Е.К. Фёдорова и радиста Э.Т. Кренкеля. 275 дней весь мир следил за тем, как вели научную работу ученые, как боролись с морской стихией. В начале февраля 1938 г. льдина раскололась, и течением ее понесло в Гренландское море. Людям грозила опасность. На помощь им отправились ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман», эсминец «Карл Либкнехт» и подводные лодки «Д-3», «Щ-402» и «Щ-404» и самолеты. Эсминец и подводные лодки поддерживали радиосвязь между ледоколами и радиоцентром флота.19 февраля 1938 г. отважных полярников сняли с дрейфующей льдины ледоколы «Таймыр» и «Мурман». В 1940 г. был осуществлен первый в истории переход подводной лодки «Щ-423» из Полярного во Владивосток Северным морским путем. С 30 ноября 1939-го по 13 марта 1940 г. Северный флот участвовал в боевых действиях – в советско-финляндской войне. Он выполнил все поставленные перед ним задачи. В результате занятия портов Лиинахамари и Петсамо силы флота лишили Финляндию возможности получать помощь по морю от западноевропейских стран и обеспечили перевозку личного состава и техники на приморском фланге, а также защитили свое побережье. 72 офицера, старшины и краснофлотца были награждены орденами и медалями как подтверждение проявления ими мужества, отваги, выдержки и дисциплинированности. Создание и становление Северного Флота в 30-е годы 20-го столетия – это лишь первоначальная страница истории флота и его людей, которые, несмотря на суровый климат, различные тяготы службы и жизни, выполняли задания добросовестно, ответственно, а порою и сверх своих возможностей. Северный флот в Великой Отечественной войне Суровым испытанием для молодого Северного флота явилась Великая Отечественная война. С 22 июня 1941-го по 9 мая 1945 г. Северный флот вне зависимости от времени года непрерывно действовал на открытом морском театре, который отличался огромными размерами и суровыми физико-географическими особенностями. В отличие от других флотов Северный флот в течение войны увеличил свои силы по всем классам кораблей, в авиации, береговой обороне. К началу войны флот имел в своем составе 15 подводных лодок, 8 эскадренных миноносцев, 7 сторожевых кораблей, другие корабли. Авиация насчитывала 116 боевых самолетов. К концу войны в составе флота были линейный корабль, крейсер, 17 эскадренных миноносцев, 51 сторожевой катер, 45 охотников за подводными лодками, 43 тральщика, 56 торпедных катеров, 42 подводные лодки, 718 самолетов различных классов, 256 орудий береговой артиллерии, численность морской пехоты составляла 25 тыс. человек. В ходе войны флот надежно прикрывал приморский фланг 14-й армии от десантов и обстрелов вражеских кораблей, защищал свои морские сообщения, непрерывными ударами по коммуникациям врага нарушал транспортные перевозки противника и лишал его инициативы на море. Флот высаживал десанты и разведывательные отряды в тыл врага, формировал и посылал на сухопутный фронт части морской пехоты. Североморцы прославились в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Северном Кавказе. Подвиги североморцев в Великой Отечественной войне яркими страницами вошли в героическую историю Вооруженных Сил. Североморский летчик Борис Феоктистович Сафонов первым из участников Великой Отечественной войны был дважды удостоен звания Героя Советского Союза. В течение всей войны умело организовывал и руководил боевой деятельностью флота командующий Северным флотом адмирал Арсений Григорьевич Головко. Противоборствуя с крупными силами противника, силы флота за годы Великой Отечественной войны уничтожили 628 и повредили 237 боевых кораблей и транспортов, 1308 самолетов противника. Также была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Северного Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев. Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров. И поныне североморцы помнят и чтут имена героев-подводников Ивана Колышкина, Магомета Гаджиева, Николая Лунина, Григория Щедрина, Израиля Фисановича, Фёдора Видяева, летчиков Бориса Сафонова, Ивана Катунина, Захара Сорокина, Петра Сгибнева, катерников Александра Шабалина, Владимира Алексеева, Сергея Коршуновича, отважных разведчиков Виктора Леонова, Сергея Агафонова, Ивана Каторжного, морских пехотинцев Василия Кислякова, Ивана Сивко, Анатолия Бредова и многих других несгибаемых защитников Заполярья. За героизм и мужество, проявленные в боях, 85 матросов, старшин, сержантов и офицеров были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, трое из них – летчик Б.Ф. Сафонов, катерник А.О. Шабалин и разведчик В.Н. Леонов стали дважды Героями Советского Союза. За образцовое выполнение заданий командования в годы войны десятки соединений, кораблей и частей флота награждены орденами Красного Знамени, Красной Звезды и Ушакова 1-й степени, 12 кораблей, частей и соединений флота преобразованы в гвардейские, 47 – награждены орденами, 14 - присвоены почетные наименования. 24 июня 1945 г. в Параде Победы приняли участие 200 североморцев. Флот до конца выполнил свой долг перед Родиной. Спустя два десятилетия, 7 мая 1965 г. в ознаменование 20-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Северный флот был награжден орденом Красного Знамени. Океанский, ракетно-ядерный В послевоенные годы флот продолжал совершенствоваться, он стал атомным, ракетоносным, океанским. В сентябре 1955 г. впервые в мире в Белом море был произведен старт баллистической ракеты с подводной лодки, а в июне 1956 г. первая ПЛ «Б-67» с баллистическими ракетами была принята в состав Северного флота. 1 июля 1958 г. был поднят Военно-морской флаг на первой отечественной атомной подводной лодке АПЛ) «К-3» (впоследствии получившей наименование «Ленинский комсомол»). 10 апреля 1959 г. АПЛ «К-3» вступила в состав Северного флота. В сентябре 1960 г. произведен первый в мире пуск баллистической ракеты из подводного положения подводной лодкой «Б-67» (командир – капитан 2 ранга В.К. Коробов). 17 июля 1962 г., совершив поход подо льдами Арктики, АПЛ «Ленинский комсомол» впервые в истории всплыла в районе Северного полюса, где были водружены Государственный флаг СССР и Военно-морской флаг. Всего с 1962 г. подводники побывали на Северном полюсе и выполняли задачи в приполюсных районах более 300 раз. В сентябре 1963 г. две атомные подводные лодки СФ впервые в истории совершили переход подо льдами Арктики с Северного на Тихоокеанский флот. В последующие годы такой переход совершили более 25 подводных лодок. Подводниками Северного флота с 1962 по 1996 г. совершено более 300 плаваний в приполюсные широты, более 25 подводных лодок совершили межфлотские переходы Северным морским путем с Северного на Тихоокеанский флот, а три - с Тихоокеанского флота на Северный. В 1966 г. отряд подводных лодок Северного флота совершил групповое кругосветное плавание, пройдя без единого всплытия 25 тысяч миль. С 1972 по 1996 г. 69 кораблей Атлантической эскадры надводных кораблей выполнили задачи 33 боевых служб только с отличными и хорошими оценками. Первенцем авианосного флота – авианесущим крейсером «Киев» с 1976 по 1992 г. было совершено 16 боевых служб, пройдено более 20 тысяч миль. Впервые поднял в небо самолет с палубы корабля полковник Ф. Матковский. С 1991 г. в заполярное небо взлетают самолеты палубной авиации с борта тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» регулярно выполняет задачи боевой службы в Атлантике и Средиземном море. Мужественно и героически действовали морские пехотинцы флота во время проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе. Десяти из них присвоено звание Героя Российской Федерации, более 1000 воинов награждены орденами и медалями. Всего в послевоенный период за самоотверженное выполнение воинского долга, мужество и героизм звание Героя Советского Союза присвоено 41 североморцу, 28 воинов флота стали Героями Российской Федерации. В последние годы Северный флот возобновил свое присутствие в Мировом океане. В 2007–2009 гг. тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» регулярно выполнял учебно-боевые задачи в Атлантическом океане и Средиземном море, совершил две боевые службы, в ходе которых совершенствовали свое мастерство палубные летчики. В 2008–2009 гг. тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» с кораблями сопровождения дважды пересек Атлантику, прошел экватор в «Золотой точке» с нулевыми координатами, совершил заходы в Венесуэлу, Южно-Африканскую Республику, Индию, Францию, Сирию, принял участие в международных учениях «Венрус-2008», «Индра-2009». В 2010 г. крейсер по кратчайшему пути через Суэцкий канал в Индийский океан перешел на Дальний Восток, где принимал участие в оперативно-стратегическом учении «Восток-2010». С борта корабля за учением наблюдал Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Он высоко оценил профессионализм и морскую выучку военнослужащих Северного флота, также как и в октябре 2008 г., когда в ходе стратегического командно-штабного учения «Стабильность-2008» Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами России следил за эпизодами учения с борта ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Одна из важнейших задач, которую в настоящее время решают североморцы, - обеспечение безопасности гражданского судоходства. В районе Аденского залива регулярно находятся боевые корабли Северного флота. Успехов в борьбе с пиратством достигли моряки тяжелого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий», больших противолодочных кораблей «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Левченко». У командования флота, кораблей и частей налажены хорошие связи и деловое сотрудничество с руководителями администраций регионов базирования сил флота, многих других субъектов РФ. Совершенствуется деятельность Межрегиональной ассоциации субъектов Российской Федерации и городов, шефствующих над кораблями и частями Северного флота. С 1997 г. организация оказывает разнообразную шефскую помощь кораблям и частям, что значительно способствует повышению боевой и технической готовности сил флота, решению социально-бытовых проблем личного состава, совершенствованию героико-патриотического воспитания воинов-североморцев. В числе ведущих партнеров Северного флота – Северо-Западный банк Сберегательного банка России, с которым реализовано множество социальных проектов, улучшающих жизнь военнослужащих и членов их семей. В настоящее время воины Северного флота продолжают совершенствовать профессионализм и боевую выучку, бдительно несут нелегкую вахту и высоко держат звание североморца, сохраняя традиции предшественников. | |
Просмотров: 726 | Добавил: lagnocawa | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |