Главная » 2015 Январь 24 » Штурман на базе
Штурман на базе | 22:56 |
23 Января 2015 в 13:35 Владимир Пасякин В преддверии Дня штурмана ВМФ корреспондент Центрального Военно-Морского Портала встретился с флагштурманом Крымской военно-морской базы Черноморского флота капитаном 3 ранга Олегом Гуторовым и узнал, какие корабли ходят в море чаще других Олег Александрович Гуторов родился в Севастополе в 1982 году. В 1999 году поступил на штурманский факультет в Санкт-Петербургского ВМИ имени Петра Великого, который закончил в 2004 году по специальности "Судовождение". Был направлен на Черноморский флот для дальнейшего прохождения службы. Прошел следующие должности: командир штурманской боевой части малого противолодочного корабля бригады кораблей охраны водного района, слушатель ВСОК ВМФ, дивизионный штурман дивизиона противолодочных кораблей, флагманский штурман бригады кораблей охраны водного района, флагманский штурман Крымской ВМБ. Неоднократно поощрялся вышестоящим командованием за образцовое и инициативное исполнение должностных обязанностей по организации штурманской службы и штурманской подготовки кораблей, достижение высоких показателей в боевой подготовке, работе по предупреждению навигационной аварийности, укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подчиненных штурманских боевых частях. Отсчет пошел Крымская ВМБ была сформирована и начала свой новый, уже российский, отсчет времени совсем недавно, 1 декабря прошлого года. Поэтому первый вопрос капитану 3 ранга Гуторову был: "Уже обжились на новом месте?" "Можно сказать да, - отвечает Олег. - Во всяком случае, кабинет – не самое главное. Главное то, что уже появилась и отработана схема взаимодействия с флагманскими специалистами соединений базы, а через них - с дивизионными штурманами и командирами БЧ-1 кораблей трех соединений". Офицер показал стройную графическую структуру всей штурманской службы Крымской ВМБ. На флагштурмана одних только офицеров замыкается без малого полсотни. А ведь в штурманских боевых частях есть еще контрактники, воины по призыву. Корабли второго, третьего и четвертого ранга, включая катера-торпедоловы… Словом, "хозяйство" очень обширное, даже при том, что штурманские боевые части - самые малочисленные из боевых частей кораблей. Флагштурман Крымской ВМБ отвечает за поддержание боевой готовности подчиненных, предупреждение навигационной аварийности кораблей и судов и борьбе за их живучесть в различных условиях обстановки, перечисляет Олег Гуторов. Кроме того, это руководство деятельностью флагманских штурманов соединений, входящих в состав базы, командиров БЧ-1 кораблей, подчиненных непосредственно командиру базы, оказание помощи в штурманской подготовке и проверка её уровня у командиров соединений, входящих в состав базы, их заместителей и начальников штабов при допуске к управлению соединениями и разнородными противолодочными силами, а также у лиц, допускаемых к самостоятельному управлению кораблями (судами), руководству боевыми упражнениями. С подлодки — на противолодочный Олег родился и вырос в семье флотского офицера – Александра Александровича Гуторова. "Мой отец был офицером-подводником Северного флота, - рассказывает Олег. - Сестра Елена вышла замуж тоже за подводника и "служили" они на Тихоокеанском флоте. Ну а я, чтобы расширить географический ареал нашей флотской семьи решил осваивать южные регионы страны", - улыбается Олег. Отец Олега был по специальности минером. Сын стал штурманом и после учебы в "Ленкоме", который входил в состав СПбВМИ им. Петра Великого, попал на подводную лодку ЧФ. Но пробыл там всего два месяца, поскольку лодка не ходила в море, и в перспективе её ждало списание. А Олег бредил морем, походами, кипучей полнокровной корабельной жизнью. Его просьбы и стремления реализовались. Попал он на очень плавающий корабль – МПК "Александровец", которым в ту пору командовал капитан 3 ранга (и к тому же тезка командира БЧ-1) Олег Завгородний. Вот на этом корабле и прошло офицерское становление штурмана Гуторова. Инспекции, проверки, чередовались с вереницей выходов в море. Живая и непрерывная работа по специальности. В ту пору Олег еще не был женат и всю свою энергию, все свое время отдавал любимому делу, корабельной службе. В море работал по максимуму, учился сам, учил подчиненных. И в том, что МПК "Александровец" добился звания лучшего корабля по противолодочной подготовке была, бесспорно, заслуга молодого и перспективного офицера. Два года службы на "Александровце" многое дали молодому тогда еще офицеру, стали своего рода фундаментом его дальнейшего служебного роста. После успешного окончания ВСОК ВМФ Олег был назначен дивизионным штурманом. В ту пору дивизион противолодочных кораблей решал серьезные задачи и выходов в море было не счесть. Особо памятными были действия корабля в период операции по принуждению Грузии к миру. Гуторову тогда пришлось выполнять роль командира БЧ-1 на МПК "Александровец". Вот тогда он прочувствовал, что такое не спать три ночи. В жаркие в прямом и переносном смысле августовские дни он видел, как на штурманской карте пятнами расплывались капли пота, которые не успевал смахивать с лица. Сегодня о той операции напоминает грамота Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами РФ. Она занимает видное место в папке с грамотами от командующих Черноморским флотом. Учителя и ученики "Так сложилось, что по службе в подчинении у меня на всех должностях, которые занимал, нередко были люди старше меня по возрасту, - говорит Гуторов. - И нужно было правильно выстраивать с ними отношения. Мое отношение к старшим было всегда уважительное. Я не стеснялся учиться не только у старших по должности, но и у подчиненных – старших по возрасту и опыту службы". Собственно, первым серьезным его учителем и наставником стал командир корабля Олег Завгородний - ныне офицер штаба Краснознаменной бригады кораблей ОВР, капитан 2 ранга. "Если же говорить об учителях по специальности, то ими были капитаны 1 ранга Сергей Иванович Гарматенко, Вячеслав Сергеевич Мальцев, Михаил Евгеньевич Ворошилов и остается капитан 1 ранга Александр Владимирович Плохотнюк, - говорит Гуторов. - Я благодарен им за науку, строгий спрос, помощь в разных вопросах и требовательность. Штурман – это олицетворение точности. Ошибка штурмана в море может дорого стоить кораблю и всему экипажу. От неё до навигационного происшествия – один шаг. Твердо усвоил эту истину еще лейтенантом. Сегодня моя задача передавать тот опыт и знания, которые получил от своих учителей и наставников". Сегодня флагштурман Крымской ВМБ учит, наставляет и контролирует флагманских специалистов трех бригад. Прежде всего, своего преемника флагманского специалиста Краснознаменной бригады кораблей ОВР капитана 3 ранга Михаила Фадеева, а также флагштурмана бригады ракетных катеров капитана 3 ранга Дениса Рулева, с которым вместе учился в военном институте и врио флагштурмана бригады десантных кораблей капитан-лейтенанта Евгения Драникова. Корабли не застаиваются Шесть лет службы в бригаде кораблей ОВР стали хорошей школой профессионализма. Сейчас эта школа должна быть востребована. Корабли трех бригад и сейчас, в январе, активно ходят в море. Прежде всего, большие десантные корабли, поменьше МПК и морские тральщики. "В январе, который еще не закончился, корабли Крымской ВМБ за 106 ходовых суток уже отмерили 18000 миль", - свидетельствует Олег Гуторов. Активно морячат в январе БДК "Ямал" и "Саратов", добавляет врио флагштурмана бригады десантных кораблей капитан-лейтенант Евгений Драников. А за 2014 год корабли бригады отмерили 88957 миль. Более всех на счету БДК "Ямал". За 199 суток он оставил за кормой 32885 миль. На втором месте БДК "Новочеркасск" - родной корабль Евгения Драникова. За 153 ходовых дня он прошел 26838 миль. Тройку лидеров замкнул БДК "Саратов". На его счету за 134 суток 24480 миль. Лучшие на базе Флагштурман Крымской ВМБ высоко отозвался о капитан-лейтенанте Драникове. Когда требовалось, тот выполнял обязанности не только командира БЧ-1, но и оставался за старшего помощника командира БДК "Новочеркасск". В преддверии профессионального праздника флагштурман Крымской ВМБ выделил помощника командира тактической группы по штурманской подготовке старшего лейтенанта Вадима Шубина, командира БЧ-1 морского тральщика "Иван Голубец" старшего лейтенанта Алексея Карлюка, командира БЧ-1 РКВП "Самум" капитан-лейтенанта Ивана Бойцова, успешно выполнившего задачи боевой службы корабля в Средиземном море, помощника командира тактической группы капитан-лейтенанта Павла Семякина. Впрочем, не забыл он и о тех, кто штурман не в чистом виде. Скажем, на том же торпедолове нет командира БЧ-1. Его обязанности ложатся на плечи капитана, который обязан быть и штурманом. Так вот капитан 3 ранга Гуторов отметил высокую штурманскую подготовку капитанов трех торпедоловов. Это старшие офицеры запаса и в отставке Валерий Тицкий, Леонид Рогулев, Константин Васильцев. Слова благодарности выразил Олег и в адрес своего помощника капитана 3 ранга Евгения Матясова, который контролирует техническую готовность аппаратуры штурманских боевых частей кораблей, средств навигации. Штурман – это олицетворение корабельной точности, недаром его самого и его подчиненных можно видеть с секундомером. Он определяет местонахождения корабля, ведет прокладку, рекомендует курс при расхождении с целями… Именно представители БЧ-1 стоят у руля, отвечают за точность корабельных часов, по которым живет и ведет боевую учебу, включая стрельбы, весь экипаж. "На корабле каждая боевая часть важна по-своему, - говорит Олег Гуторов. - Мой девиз - "работа штурмана носит творческий характер". | |
Просмотров: 589 | Добавил: lagnocawa | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |