Популярная механика
ВИДЕО: http://www.popmech.ru/blogs/post/256-hozyain-morey-atomnyie-podlodki-rossii-i-ssha/
Морские создания крупнее жителей суши – это правило относится и к военной технике. Если бы какой-нибудь титан выловил из океана подводную лодку проекта «Акула» и положил на землю, бок ее доставал бы на высоту 8-этажного дома, а в длину она накрыла бы целый квартал.
Это не преувеличение: ширина корпуса у этих гигантов достигает 23,3 м, а длина – 172 м. По водоизмещению каждая такая подлодка превосходит даже тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», о котором мы рассказывали в статье «Неавианосцы-2».
Первая лодка проекта 941 («Акула») была спущена на воду в 1981 г., и это была та самая ТК-208, которая сегодня, после модернизации, называется «Дмитрий Донской» и на которой теперь испытываются перспективные ракеты «Булава» - впрочем, об этом мы уже рассказывали в статье «Гнев Нептуна». У остальных «Акул» все сложилось трагичнее. Три из них утилизированы, или уже переданы на утилизацию. Оставшиеся две выведены в резерв и ожидают своей участи – если найдутся средства, они будут модернизированы по тому же проекту 941 УМ, по которому все обошлось и с «Дмитрием Донским».
Проблема состоит в отсутствии подходящего вооружения. Подлодки эти проектировались, чтобы нести баллистические ракеты «Вариант» (Р-39), мощные (дальность до 8250 км и забрасываемый вес 2,25 т, 10 боеголовок по 100 килотонн) и самые тяжелые (90 т стартовой массы) среди всех баллистических ракет морского базирования. Каждый подводный крейсер нес 20 таких монстров, именно поэтому они получились такими громадными.
Сегодня эти ракеты уже не выпускаются, а поставленные на службу исчерпали резерв времени. Для «Акул» просто нету подходящего вооружения. Планировавшиеся ракеты «Барк», которые могли размещаться на этих колоссальных судах и должны были доставлять до 3 т на 9 тыс км, так и не были реализованы. А выбранная вместо них «Булава» до сих пор не завершила процесс испытаний.
Да и если она будет принята, наконец, на вооружение, «Акулы» потребуется глубоко модернизировать, и еще большой вопрос, насколько это необходимо, когда на смену им идет уже новейший проект подводных крейсеров 955 «Борей». Впрочем, обо всех этих перипетиях с ракетами лучше прочесть подробней в статье «Гнев Нептуна».
Но сам по себе проект 941 «Акула» стал интересным не только благодаря исполинским размерам подводных лодок. Так, запас плавучести у них такой большой (31,3%), что когда подлодка для погружения набирает балластную воду, на нее приходится ровно половина водоизмещения – по этой причине эти корабли получили прозвище «водовозов». Зато такой запас плавучести позволяет лодке проламывать лед до 2,5 м толщиной, а значит – вести боевое дежурство и далеко в холодной Арктике.
Надежность всему колоссу придает уникальная комбинация корпусов: в
...
Читать дальше »