Свинцовый занавес
За что и как российские пограничники расстреляли и потопили китайский сухогруз «Нью Стар»
Нарушитель «задержан», граница — на замке...
Китайский сухогруз New Star, обстрелянный российскими пограничниками в Японском море. Февраль 2009
В феврале в Японском море российские пограничники расстреляли и потопили китайский сухогруз New Star. Капитан принял решение эвакуировать экипаж на спасательных плотах, восемь моряков погибли.
Отечественные СМИ сообщили об очередном подвиге доблестных пограничников (не в переносном смысле — буквально) и потеряли к событию интерес. Мировые СМИ почти не заметили происшествия. Даже в китайских СМИ чуть пошумели и замолчали.
Некоторые идеалисты ожидали, что Китай устроит международный скандал. Но Китай промолчал. Мы же с ними друзья — острова вот напротив Хабаровска им подарили, зачем китайцам скандал? 5 марта посол КНР в России заявил, что инцидент с затоплением сухогруза не повлияет на китайско-российские отношения.
В отношении капитана китайского судна уголовное дело возбудили. В отношении российского командира, отдавшего приказ стрелять, — нет. Официальное расследование ведется втайне. Ведется ли?
На прошлой неделе федеральный суд Находки приговорил капитана New Star к трем месяцам лишения свободы. Он был признан виновным — внимание! — в незаконном пересечении государственной границы России. А кто виновен в гибели восьми ни в чем не повинных людей? Этот вопрос ни судом, ни обществом не рассматривался.
Пожалуй, только моряков и задела эта история — ведь каждый из них тоже может попасть под обстрел. Сразу же после трагедии на форуме сетевого издания о мировом судоходстве «Морской бюллетень — Совфрахт» российские моряки, опасаясь, что власти попытаются дело замять, стали вести свое, общественное, расследование. В отличие от официального оно открыто для всех желающих.
Мокрый груз на сухогрузе
29 января китайское судно New Star (ходившее под флагом Сьерра-Леоне), груженное обыкновенным рисом, прибыло в порт Находка, разгрузилось, и тут выяснилось: 400 тонн из 5000 тонн риса подмочены морской водой. Грузополучатель — ООО «Продпрограмма-Импульс» — был недоволен и 8 февраля подал заявление в суд с требованием наложить арест на судно.
10 февраля Арбитражный суд Приморского края отказал в удовлетворении этого заявления. Грузополучатель подал в суд второе заявление. 13 февраля суд вторично ему отказал.
Только второго решения суда сухогруз не дождался и в ночь с 12 на 13 февраля дал деру. Дело в том, что разгруженное судно стояло на рейде в вынужденном простое и пыталось оформить выход, но портовые власти тянули, ничего не объясняя. Китайский судовладелец просто испугался — ведь в российском порту ждать можно чег
...
Читать дальше »