Главная » 2011 Март 19 » День моряка-подводника.
День моряка-подводника. | 02:36 |
Подводные лодки стали самостоятельным классом кораблей. (с) Flot.com Хотя попытки создать корабль, который мог бы погружаться под воду и оттуда поражать противника, проводились еще с XVII века, до 1900 года ни в одном военно-морском флоте мира не было боевых подводных лодок. Но зато в первые три года ХХ века все морские державы стали проводить интенсивные разработки и строительство различных подводных кораблей и приспосабливать их для ведения боевых действий. Начали создаваться такие лодки и в России. Русско-японская война стала первой в мировой истории, в которой принял участие, еще официально не признанный, но уже заставивший противника считаться с собой, новый класс военных кораблей - подводные лодки. Именно в это время начал пробивать себе дорогу через недоверие морских ведомств и бюрократию чиновничества русский подводный флот. И если к началу русско-японской войны в составе российского флота числилась только одна, первая, русская боевая подводная лодка "Дельфин”, то к концу 1904 года только во Владивостоке находилось 7 подводных лодок различных конструкций, регулярно выходивших на боевое дежурство и разведку в воды Тихого океана. 1 января 1905 года из них был сформирован "отдельный отряд миноносцев” под началом командира лодки "Касатка” лейтенанта А.В. Плотто. Отчаянно охраняла подступы к Николаевск-на-Амуре лодка "Кета” лейтенанта С.А. Яновича с экипажем всего 3 человека. Еще 4 лодки находились в осажденном японцами Порт-Артуре, но их пришлось затопить при сдаче города. На этих, по сути дела полуэкспериментальных образцах подводных лодок, не прошедших настоящих заводских и полигонных испытаний, с плохо подготовленными экипажами и офицерами, осваивавшими новую технику благодаря своему энтузиазму и вере в ее будущее, приобретался бесценный конструкторский, эксплуатационный и боевой опыт. Конечно трудно было ожидать в это время от подводников значительных успехов, но моральный эффект от самого факта возможного удара из-под воды был велик. 6 марта 1906 года в официальную классификацию кораблей и судов Российского Императорского флота (1891 года) был внесен новый класс боевых кораблей - подводные лодки. До этого они числились миноносцами. К сожалению, это не послужило толчком к бурному развитию подводного флота в России. После окончания войны подводные лодки посчитали оборонительным оружием умеренной ценности и отдали главную роль линейным кораблям-дредноутам. Такое отношение привело к тому, что дальнейшие работы по развитию российского подводного флота проводились больше на личном энтузиазме и финансировались казною по остаточному принципу. По этой причине к 1909 году в Российском Императорском флоте насчитывалось 32 лодки 10 типов водоизмещением от 17 до 500 тонн. Только в июне 1912 года была заложена первая по тем временам удачная серия подводных лодок типа "Барс”, но они начали вступать в строй уже в ходе 1-й мировой войны. В это время главный противник России - Германия имела многочисленный современный подводный флот и, что не менее важно, большие производственные мощности по созданию новых, более совершенных лодок. Это не замедлило сказаться на результатах: в ходе войны 340 германских лодок уничтожили 5860 транспортных судов различных стран общим водоизмещением более 13 миллионов (!) тонн и 192 боевых корабля, в том числе 12 линкоров, 23 крейсера, 39 миноносцев. Всего же за время 1-й мировой войны подводные лодки воевавших флотов потопили торговых судов водоизмещением 19 миллионов тонн и 237 боевых кораблей. Со времени появления в составе флотов первых подводных лодок прошло менее 20 лет. Несмотря на роль догоняющего, русским подводникам удалось вписать во время 1-й мировой войны немало славных страниц в боевую летопись Российского флота. В 1995 году приказом Главнокомандующего ВМФ день объявления подводных лодок самостоятельным классом кораблей (19 марта по новому стилю) считается Днем моряка-подводника. Источник: www.rosflot.ru, автор: А.Н. Болосов, кандидат технических наук | |
Просмотров: 536 | Добавил: lagnocawa | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |