Главная » 2009 Декабрь 7 » Как умирает Черноморский флот. Часть 1
Как умирает Черноморский флот. Часть 1 | 23:27 |
ЧП с подводной лодкой "Алроса" лишь подтверждает факт, хорошо известный специалистам: Черноморский флот России вовсе не возрождается, а совсем наоборот. Разве лишь вместо похоронного марша звучат речи о вставании с колен. Но из всех кораблей флота боеспособны от силы 30% — опять же в Севастополе это знает едва ли не каждый мальчишка. В чём убедился специальный корреспондент, побывавший в Крыму. Когда видишь боевые корабли вблизи, особенно изнутри, многие вопросы отпадают сами. Я совершил такую экскурсию благодаря друзьям-офицерам (их имён-званий и названия кораблей по понятным причинам называть не стану). Скажу лишь, что побывал на кораблях одного класса, украинских и российских, да и возраст у них примерно один. Равно как и состояние: оборудование, аппаратура на тех и других одинаково устаревшие, сказал бы, даже архаичные. Рассмотрел маркировку: так оно и есть — 1970-е, хотя кое-где видел новенькие на вид приборы и какие-то механизмы с маркировкой середины 1980-х. Моряки пожали плечами: а какой ещё аппаратуре быть, если и корабли старые? Но как же тогда модернизация, о которой постоянно поют, разве после неё корабли не как новенькие? В ответ мне выдали: "Корабли не резиновые — в них всё не впихнёшь. И они не вечные: невозможно полноценно модернизировать конструкцию 30—40-летней давности, рассчитанную под вполне конкретный срок службы и совсем под иные условия, вооружение и механизмы и аппаратуру 60—70-х годов прошлого века. Корабль — это боевая платформа, но вовсе не с беспредельным ресурсом и возможностями. Эти корабли, — тут офицеры дружно кивнули на ракетный крейсер "Москва", большой противолодочный корабль (БПК) "Сметливый" и украинские фрегаты, — свои ресурсы для модернизации уже исчерпали. Можно, конечно, поменять вооружение 30—35-летней давности на "новейшее", сконструированное четверть века назад. И что?" Правда, моща та и тогда вызывала особый восторг скорее у дилетантов. И, разумеется, у впечатлительных особ женского пола, регулярно в воздух чепчики бросавших, когда в день ВМФ корабли торжественно проходили в парадном строю, громыхая и салютуя. Адмиралы же прекрасно знали: ЧФ уже не в лучшей форме. Хотя для турок его бы, возможно, ещё и хватило, но и только. Потому как развитие его к тому времени уже заглохло и новой техникой корабельный состав не пополнялся, а старая обслуживалась как обычно — кое-как и от случая к случаю. Дальних походов и вообще выходов в море становилось заметно меньше, если сравнивать с тем, что было до середины 1980-х, а ЧП и нештатных ситуаций во время этих выходов — больше. Так, 30 августа 1974 года во время учений в районе Севастополя на БПК "Отважный" самопроизвольно сработал маршевой двигатель зенитной ракеты, взлетел на воздух кормовой погреб, возник пожар и после 5,5 часов борьбы за живучесть корабль затонул, погибло 24 моряка. 2 февраля 1975 года мощный пожар вспыхнул на противолодочном крейсере "Москва", стоявшем в Северной бухте Севастополя. Взрыв боезапаса разнёс бы половину города, но пронесло, погреба отстояли, огонь тушили свыше семи часов, не обошлось без жертв. Горел эсминец "Совершенный". В 1981 году корабль комплексного снабжения "Березина" столкнулся в проливе Босфор с другим кораблём и повернул обратно. Но на пути к Севастополю на полузатопленном корабле вспыхнул пожар, полыхавший четыре часа и лишь благодаря титаническим усилиям спасательной команды чудом не дошедший до хранилища с сотнями тонн боеприпасов. В общем, всё было как всегда. Вооружение советских кораблей было мощным и даже считалось современным, но, поскольку техническую революцию 1970—1980-х годов советские корабелы, электронщики и приборостроители проспали, фактор эффективности советского управляемого вооружения (и эффективность противодействия ему) стыдливо вынесем за скобки: главное, что ракет много, уж что-нибудь и долетит, а то и попадёт... И хотя в советских военных академиях регулярно и успешно защищались дипломы и диссертации об организации десантных операций на Босфоре, вряд ли советские флотоводцы питали иллюзии на сей счёт. Прекрасно понимая, сколь уязвим ЧФ в своей севастопольской мышеловке. Флот, в мирное время имевший выход через проливы в Средиземноморье и дальше, в военное становился смертником в одночасье: в случае начала боевых действий с блоком НАТО он, невзирая на свою мощь, не имел бы ни шанса вырваться из черноморской ловушки. Да и какое там "вырваться" — его довольно быстро вывели бы из строя, уничтожив ключевые корабли ракетно-авиационными ударами в практически бесконтактных сражениях. Поскольку советским адмиралам всё это было очевидно, то последние два десятилетия существования СССР Черноморскому флоту внимание уделяли сугубо символическое, не особо стараясь насыщать его кораблями современной постройки. И стратегические задачи черноморцев на час икс были чисто вспомогательные: принять на себя удар, оттянув часть сил противника. В общем, флот был красивым, но второстепенным, зато базировался в тёплом месте, где было чудесно и служить, и доживать свой век. Об этом — в следующем материале. | |
Просмотров: 812 | Добавил: maksimov | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | |
| |