Делёжка Черноморского флота и перетягивание каната между Украиной и Россией продолжались с осени 1991 года по май 1997 года. Сначала Киев хотел взять всё путём указов, затем концепция поменялась: личный состав кораблей и частей ЧФ, дислоцированных на украинской территории, всеми возможными способами — лаской, смазкой и угрозами — просто стали понуждать к принятию украинской присяги. Подразумевалось, что если хотя бы часть личного состава корабля примет украинскую присягу, то это уже украинский корабль. Доходило чуть не до мятежей и откровенных захватов в пиратском стиле. Так, 13 марта 1992 года часть экипажа подлодки Б-871 (будущая "Алроса"), приняв присягу Украине, захватила лодку, а другая часть экипажа затем эту лодку отбила. Хорошо хоть, что это произошло у причальной стенки, а не в морских глубинах и боевом походе! В июле 1992-го очередная битва разгорелась из-за сторожевого корабля СКР-112, командир которого, подняв украинский флаг, угнал корабль из Донузлава в Одессу. Дело едва не дошло до самого настоящего морского сражения: по приказу командования ЧФ в воздух подняли авиацию, а вдогонку за беглецом устремились боевые корабли. В последний момент адмиралы разумно решили не применять оружие по кораблю-дезертиру, хотя уставы и позволяли. Дальнейшая участь беглеца, ставшего первым кораблём ВМС Украины, незавидна: поскольку денег на его ремонт так и не нашлось, он простоял у причалов до конца 1997-го. Затем эту груда ржавого железа списали и в 1998-м порезали на металлолом в Инкермане. Кстати, тогда отдельные ответственные товарищи выдвигали даже такое предложение: поделить флот раздора между всеми республиками СНГ. Правда, ни Киргизия с Узбекистаном, ни даже Таджикистан горячего желания владеть подводными лодками отчего-то не выразили. Предпочтя взять свою долю обычными вооружениями. Киев же, осознав в конце концов, что кус не по зубам, потребовал поделиться по-братски: тебе половина и мне половина. Позже сошлись на более разумной пропорции: Украина получала 18,3% ЧФ, а 81,7% отходили России. В конечном счёте делители флота договорились, что Россия становится хозяйкой 388 кораблей и судов (из 833, что числились в составе флота на май 1997 года), а также 161 самолёта и вертолёта. Численный состав ЧФ (в Крыму) был определён в 25 тыс. человек. На украинской территории за Россией во временном пользовании три пункта базирования корабельного состава, два основных и два запасных аэродрома, а также один пункт дислокации береговых войск (морской пехоты). Тут бы, утерев пот со лба, и облегчённо вздохнуть. Да вот пока московские бояре с киевскими гетманами железо делили, оно банально гнило у причальной стенки: деградация ЧФ обрела характер почти ураганный. Достаточно сказать, что численность личного состава Черноморского флота еле дот
...
Читать дальше »
Просмотров:
866
|
Добавил:
maksimov
|
Дата:
07.12.2009
|
|
ЧП с подводной лодкой "Алроса" лишь подтверждает факт, хорошо известный специалистам: Черноморский флот России вовсе не возрождается, а совсем наоборот. Разве лишь вместо похоронного марша звучат речи о вставании с колен. Но из всех кораблей флота боеспособны от силы 30% — опять же в Севастополе это знает едва ли не каждый мальчишка. В чём убедился специальный корреспондент, побывавший в Крыму. ЧФ ныне — флот фактически без авиации и подводных лодок (после аварии "Алросы" у России на Чёрном море действующих подводных лодок больше нет), без судоремонтных заводов. И с одним-единственным ракетным крейсером, который напоминает скорее ходячую мишень, нежели полноценный боевой корабль. Впрочем, скорее стоячую: больше времени этот крейсер проводит не в море, а у причальной стенки и в ремонте. Когда видишь боевые корабли вблизи, особенно изнутри, многие вопросы отпадают сами. Я совершил такую экскурсию благодаря друзьям-офицерам (их имён-званий и названия кораблей по понятным причинам называть не стану). Скажу лишь, что побывал на кораблях одного класса, украинских и российских, да и возраст у них примерно один. Равно как и состояние: оборудование, аппаратура на тех и других одинаково устаревшие, сказал бы, даже архаичные. Рассмотрел маркировку: так оно и есть — 1970-е, хотя кое-где видел новенькие на вид приборы и какие-то механизмы с маркировкой середины 1980-х. Моряки пожали плечами: а какой ещё аппаратуре быть, если и корабли старые? Но как же тогда модернизация, о которой постоянно поют, разве после неё корабли не как новенькие? В ответ мне выдали: "Корабли не резиновые — в них всё не впихнёшь. И они не вечные: невозможно полноценно модернизировать конструкцию 30—40-летней давности, рассчитанную под вполне конкретный срок службы и совсем под иные условия, вооружение и механизмы и аппаратуру 60—70-х годов прошлого века. Корабль — это боевая платформа, но вовсе не с беспредельным ресурсом и возможностями. Эти корабли, — тут офицеры дружно кивнули на ракетный крейсер "Москва", большой противолодочный корабль (БПК) "Сметливый" и украинские фрегаты, — свои ресурсы для модернизации уже исчерпали. Можно, конечно, поменять вооружение 30—35-летней давности на "новейшее", сконструированное четверть века назад. И что?" Эх, ведь были же времена, когда применительно к ЧФ хотелось декламировать: "Богат и славен Кочубей..." На момент распада Советского Союза в списочном составе ЧФ значились четыре крейсера: два ракетных — "Адмирал Головко" и "Слава" (которую потом переименуют в "Москву"), противолодочный крейсер "Москва" и лёгкий крейсер "Михаил Кутузов". Хотя, впрочем, был ещё и пятый крейсер — "Адмирал флота Лобов": его спустили на воду в августе 1990 года, но введённым в строй он формально ещё не числился. Также в том строю значились 11 бо
...
Читать дальше »
Просмотров:
816
|
Добавил:
maksimov
|
Дата:
07.12.2009
|
|
Впервые в отечественной авиации ВМФ на палубу корабля совершил посадку вертолет Ка-10. Историческая дата: 07.12.1950
Просмотров:
463
|
Добавил:
maksimov
|
Дата:
07.12.2009
|
|
Президент группы "Онэксим" Михаил Прохоров обратился к главкому Военно-морского флота Владимиру Высоцкому и губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко с предложением финансировать крейсер "Аврора". Соответствующее письмо опубликовано на сайте журнала "Русский пионер", принадлежащего бизнесмену. Крейсер "Аврора" оказался в центре скандала после того, как в ночь на 6 июня на нем состоялось празднование дня рождения журнала "Русский пионер", на которое были приглашены известные политики, общественные деятели и бизнесмены. Прокуратура Ленинградского военного округа инициировала проверку по факту проведения вечеринки на "Авроре", а главком ВМФ РФ издал приказ о запрете проведения на кораблях мероприятий, "не связанных с жизнедеятельностью войск". "В последнее время в средствах массовой информации развернулась острая дискуссия по поводу возможного вывода крейсера из состава ВМФ и, как следствие, прекращения финансирования объекта из средств министерства обороны. Я вижу в этом опасность того, что крейсер "Аврора", и так ставший в последние годы местом проведения огромного количества мероприятий и празднеств, съемок фильмов и клипов, окончательно превратится в развлекательную площадку", - говорится в письме Прохорова. По мнению бизнесмена, это нанесет серьезный удар по идеалам и чувствам многих патриотов, ветеранов и жителей Санкт-Петербурга: "Горделивый символ нашей истории также не должен превратиться в объект споров между хозяйствующими субъектами по поводу его дальнейшего содержания и обеспечения". "В случае принятия решения о выводе крейсера из состава ВМФ РФ мой благотворительный фонд готов предоставить необходимое финансирование для перевода "Авроры" на баланс города и под патронаж губернатора с целью его сохранения, качественного совершенствования материально-технической базы музея, более активного внедрения современных музейных технологий и повышения его популярности и посещаемости", - пишет Прохоров. Крейсер "Аврора" является кораблем №1 Военно-морского флота России и филиалом Центрального военно-морского музея. Из орудия "Авроры" в 1917 году был произведен холостой выстрел, послуживший во время Октябрьской революции сигналом к началу штурма Зимнего дворца. Бурная вечеринка бизнесменов и чиновников на борту крейсера состоялась в ночь на 6 июня под занавес Петербургского экономического форума. Ее "хозяином" был миллиардер Михаил Прохоров, гостями - практически весь городской бомонд и бизнес-элита, а также губернатор Валентина Матвиенко и министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Спустя четыре месяца после скандальной светской вечеринки Главная военная прокуратура сообщила результаты проверки на крейсере "Аврора". Прокуратура пришла к выводу, что в ночь на 6 июня чиновники и бизнесмены пили там
...
Читать дальше »
Просмотров:
580
|
Добавил:
maksimov
|
Дата:
07.12.2009
|
|
Россия готова расширить свое военное присутствие у берегов Сомали, чтобы и далее бороться с пиратами, заявил постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин по итогам заседания Совета Россия-НАТО, состоявшегося 4 декабря в Брюсселе. В следующем году Россия не будет участвовать в антитеррористической операции НАТО "Активные усилия" в Средиземном море, но обеспечит присутствие у берегов Сомали военных кораблей и, возможно, морской авиации. Впрочем, окончательное решение за Минобороны, подчеркнул Рогозин. Сегодня Россия представлена у берегов Сомали отрядом боевых кораблей во главе с большим противолодочным кораблем (БПК) Северного флота "Адмирал Чабаненко". Отряд 1 декабря приступил к выполнению задач по обеспечению безопасности судоходства в районе Африканского Рога, 4 декабря начал проводку первого каравана из 7 судов по Аденскому заливу и 8 декабря проследует с караваном в обратном направлении. Ранее источник в штабе Балтийского флота сообщил, что сторожевой корабль "Неустрашимый" вышел в Атлантический океан и, возможно, заступит на антипиратскую вахту у берегов Сомали во второй раз. "Неустрашимый" стал первым кораблем ВМФ РФ, отправленным на борьбу с пиратством. Он выполнял задачи по обеспечению безопасности судоходства в районе с октября 2008 года по январь 2009 года. В январе 2009 года его сменил БПК Тихоокеанского флота (ТОФ) "Адмирал Виноградов" – он участвовал в антипиратской миссии по март текущего года. В апреле "Виноградова" сменил БПК ТОФ "Адмирал Пантелеев", вернувшийся во Владивосток в июне. Следом за ним вахту в Аденском заливе с июля по октябрь нес БПК ТОФ "Адмирал Трибуц". 16 ноября он вернулся во Владивосток. С января 2009 года по настоящее время корабли ТОФ конвоировали более 100 российских и иностранных судов, предотвратили несколько попыток захвата судов пиратами. По данным Международного морского бюро, с 1 января по 20 октября 2009 года в мире предпринято 327 пиратских нападений, захвачены 37 судов и 639 заложников. За аналогичный период 2008 года эти показатели составили 194, 36 и 631 соответственно. В Аденском заливе и у восточного побережья Сомали с 1 января по 20 октября 2009 года предпринято 174 нападения, захвачены 35 судов и 587 заложников. Через Аденский залив осуществляется около десятой части мирового судоходства и реализуются около трети всех перевозок нефти морем. Ежегодно этот регион проходят порядка 20000 судов. Район Африканского Рога сегодня патрулируют порядка 30 кораблей более 15 стран.
Просмотров:
396
|
Добавил:
maksimov
|
Дата:
07.12.2009
|
| |