Главная » 2009 Декабрь 7 » Как умирает Черноморский флот. Часть 2
Как умирает Черноморский флот. Часть 2 | 23:36 |
Делёжка Черноморского флота и перетягивание каната между Украиной и Россией продолжались с осени 1991 года по май 1997 года. Сначала Киев хотел взять всё путём указов, затем концепция поменялась: личный состав кораблей и частей ЧФ, дислоцированных на украинской территории, всеми возможными способами — лаской, смазкой и угрозами — просто стали понуждать к принятию украинской присяги. Подразумевалось, что если хотя бы часть личного состава корабля примет украинскую присягу, то это уже украинский корабль. Доходило чуть не до мятежей и откровенных захватов в пиратском стиле. Кстати, тогда отдельные ответственные товарищи выдвигали даже такое предложение: поделить флот раздора между всеми республиками СНГ. Правда, ни Киргизия с Узбекистаном, ни даже Таджикистан горячего желания владеть подводными лодками отчего-то не выразили. Предпочтя взять свою долю обычными вооружениями. Киев же, осознав в конце концов, что кус не по зубам, потребовал поделиться по-братски: тебе половина и мне половина. Позже сошлись на более разумной пропорции: Украина получала 18,3% ЧФ, а 81,7% отходили России. В конечном счёте делители флота договорились, что Россия становится хозяйкой 388 кораблей и судов (из 833, что числились в составе флота на май 1997 года), а также 161 самолёта и вертолёта. Численный состав ЧФ (в Крыму) был определён в 25 тыс. человек. На украинской территории за Россией во временном пользовании три пункта базирования корабельного состава, два основных и два запасных аэродрома, а также один пункт дислокации береговых войск (морской пехоты). Тут бы, утерев пот со лба, и облегчённо вздохнуть. Да вот пока московские бояре с киевскими гетманами железо делили, оно банально гнило у причальной стенки: деградация ЧФ обрела характер почти ураганный. Достаточно сказать, что численность личного состава Черноморского флота еле дотягивает ныне до 15 тыс. человек, а сам флот после распада СССР не получил не только ни одного корабля мало-мальски нового и современного проекта — вообще ни одного нового корабля! Не считать же таковыми строившийся аж 13 лет — с советских времён — ракетный корабль на воздушной подушке "Бора". А также морские тральщики устаревших проектов 30-летней давности "Валентин Пикуль" и "Вице-адмирал Захарьин" (которые тоже ваяли 12 лет). Пикантность ещё и в том, что оба корабля изначально предназначались вовсе не для нашего флота: "Пикуль" строился для ВМС Индии, "Захарьин" — для Вьетнама. Но затем обе страны категорически отказались принимать тральщики почти античной конструкции. Ну а нам сошло и это: по принципу "на тебе, боже, что нам негоже", непригодное даже Вьетнаму вполне удовлетворило Главкомат ВМФ России! За всё послевоенное время ЧФ не получил и ни одного нового самолёта. Да что там новые корабли и самолёты, Москва не выделяла средств даже на элементарное поддержание флота в нормальном состоянии хотя бы у причальной стенки. Из четырёх крейсеров в составе флота остался лишь один. Построенный ещё в 1952 году крейсер "Михаил Кутузов" списали, хотели пустить на слом, затем передумали и, перегнав в Новороссийск, превратили в музей. Рождённую в 1965 году "Москву" вывели в резерв, затем списали и в 1997-м отправили в Индию на разделку. "Адмирала Головко" (спущен на воду в 1962 году) списали в 2002-м. Осталась лишь "новенькая" "Слава" (заложена в 1976 году), которую переименовали в "Москву". С 1990 года этот корабль в море фактически не выходил, проходя то ремонт, то модернизацию. Лишь в апреле 2000-го "Москва" впервые после краха СССР отошла от причальной стенки. Катая вас возле этого ракетного крейсера на катере, экскурсоводы не преминут с придыханием в голосе поведать про его мощь: держит, мол, в страхе весь турецкий флот, потому как способен "достать Стамбул", даже не отходя от причальной стенки. Однако этот корабль проекта 1164 "Атлант" спущен на воду 30 лет назад и никак не может считаться современным. Аппаратура, электроника на нём отечественные, значит, по определению устаревшие и морально, и физически. Отечественное приборостроение ведь скорее мертво, чем живо, какой аппаратурой оно может оснастить корабль — той, которая основана на достижениях советской электроники середины 1980-х?! Зато у крейсера мощное вооружение. Ранее на нём стояло 16 пусковых установок противокорабельного комплекса (ПКР) "Базальт", стрелявшего крылатыми ракетами П-500. В своё время комплекс считался уникальным, а ракеты именовали не иначе как "убийца авианосцев". "Волчья стая" из восьми ракет (ведущая на высоте 5 км, остальные — на высоте 40—50 метров) самостоятельно шла в сторону цели, а поиск её вела ведущая ракета, передающая данные ведомым. Она же выбирает самую крупную цель, наводя на неё ракету со спецзарядом, распределяя остальные мишени. Вот только чудо-комплекс "Базальт" принят на вооружение ещё в 1975-м — это уровень электроники начала 1970-х. Но с тех пор система корабельной ПВО на Западе шагнула далеко вперёд: эти ракеты и обнаружат, и, скорее всего, уничтожат задолго до подлёта к цели либо дезориентируют системой помех. Потому "Москву" модернизировали, заменив "Базальт" на ПКР П-1000 "Вулкан". Но и этот комплекс разработан в 1979-м и новейшим его можно назвать лишь после принятия на грудь немалого количества "адмиральского чая". Достаточно сказать, что за эти десятилетия системы противодействия потенциальных противников на месте не стояли, в то время как отечественные разработчики систем наведения применительно к себе это говорить могут лишь с трибун: наш ВПК все эти годы лишь проедал доставшийся ему в наследство запас советских разработок, так и не создав абсолютно ничего своего и нового. Но, главное, истёк предельный 25-летний срок службы корабля, и, по сути, исчерпаны возможности его модернизации как платформы для современных вооружений и механизмов. Из 11 БПК советского времени формально "выжили" лишь три ("Керчь", "Очаков", "Сметливый"), остальные в 1992—2002 годах разделаны на иголки. Из трёх уцелевших же боеспособен (да и то относительно) лишь один 42-летний "Сметливый". 38-летний "Очаков" фактически списан и мучается в ремонте уже 19-й год, 35-летняя "Керчь", как признались флотские знакомые, фактически небоеспособна, и её тоже вот-вот должны списать. Из 12 сторожевиков ровно половина ушла в утиль, остальное поделили. С субмаринами тоже ясно: формально в строю уже лишь одна, реально — ни одной. Списано в утиль восемь ракетных кораблей, семь передано Украине. Из 24 МПК в ЧФ осталось лишь семь, а из свыше полусотни десантных кораблей "выжили" семь, тральщиков осталось 10... Когда в прошлом году обсуждал проблемы ЧФ с контр-адмиралом Олегом Лазаревым (бывший начальник Управления боевой подготовки ВМФ РФ), тот в разговоре со мной бросил: "Это уже фактически флотилия". Из всех боевых кораблей, по признанию моряков, боеспособно не более 30%. Самому молодому из этих кораблей 17 лет, самому старому — 45, а средний их возраст — около 30 лет. А ведь служить реально любому военному кораблю положено не свыше 25 лет: на большее корпус просто не рассчитан. При хорошем уходе, конечно, корабль может протянуть и много дольше, но никаких гарантий на этот счёт корабелы уже не дают: тут возможно всё что угодно, усталость металла ещё никто не отменял. Да и модернизировать старый корабль под современные условия боя фактически невозможно. Кстати, судьба многих кораблей, вошедших в состав ВМС Украины, столь же печальна: большая часть их точно так же гниёт у стенки, поскольку средств на их содержание и морские походы нет. Как нет и инфраструктуры для их обслуживания. Потому доставшийся ВМС Украины ракетный крейсер "Украина" (бывший "Адмирал флота Лобов") в строй так и не встал, тихо ржавея у стеночки. Авианосный крейсер "Варяг" не был достроен, и его продали Китаю. Для содержания единственной подводной лодки у ВМС Украины также не оказалось ни средств, ни кадров, ни инфраструктуры. Посему "Запорожье" (придумали же название!) на вечном ремонте. Был флот, да весь сплыл... | |
Просмотров: 839 | Добавил: maksimov | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||