Главная » 2011 Март 22 » Проблема выбора: модернизация, или новая техника
Проблема выбора: модернизация, или новая техника | 17:40 |
topwar.ru Принятая Госпрограмма вооружения на 2011–2020 годы делает основную ставку на приобретение новой техники и вооружений. Но оправдана ли ставка на новые образцы ВВТ? Не логичнее ли одновременно массово закупать новую технику и модернизировать старую. В большинстве стран именно так и поступают: модернизируют имеющийся парк вооружений, закупая партии новых вооружений по направлениям, где есть серьезные «пробелы» в обороноспособности страны. Проблема технологического барьера Последний раз технологический барьер человечество преодолело «благодаря» Второй мировой войне – авиация перешла от винтовых машин к реактивным, была освоена атомная энергия, созданы баллистические ракеты и т. д. Для технологического рывка нужны огромные финансовые вливания, которые с точки зрения ближней перспективы не окупятся. На такие вложения способны государства, которые готовятся к войне за мировое господство или за своё выживание, как Третий рейх, США и СССР. Эти три державы сделали «скачок» и потащили за собой всё человечество. После этого прорыва - конца 30-х начала 60-х годов - великие державы перешли к стратегии совершенствования уже имеющихся наработок. В этот барьер уткнулись все страны «доноры технологий» - Россия, США, Германия, Франция, Великобритания; неизбежно в него упрутся и индустриальные державы, которые пользуются наработками русской, европейской, американской инженерной мысли – КНР, Индия, Иран. В этих условиях цикл «жизни» военной техники начинает расти, так, самолеты 30–40-х годов устаревали и уступали место «в первой линии» своим преемникам через 3–5 лет, конца 40-х – начала 50-х – в течение 6–8 лет, 50–60-х – по прошествии 15–20 лет и т. д. Самолёты 4-го поколения, которые были созданы за 12-17 лет и потребовали огромных материальных затрат, в настоящее время составляют основу парка боевых самолётов ведущих держав и будут таковыми ещё не одно десятилетие. «Потолок» самолётов 4-го поколения труднопреодолим, с учетом финансовых и ресурсных ограничений продолжается их совершенствование в основном путем замены бортового оборудования – технологический барьер в электронике хотя уже и виден, но еще не достигнут. Самолёты 5-го поколения США Ф-22, которые приняли на вооружение, не заменят парк самолетов 4-го поколения, т. к. очень дороги и сложны в эксплуатации. Массово ставить их на вооружение - значит «заморозить» все остальные военные программы. Похожая ситуация складывается также в сфере других ВВТ – достаточно взглянуть на время разработки современных основных боевых танков как в России, так и на Западе, на главные виды стрелкового оружия и наиболее распространенные артиллерийские системы, на боевые корабли и ракетное вооружение. Постоянная модернизация позволяет поддерживать давно созданные изделия на уровне требований сегодняшнего дня. Например: российский танк Т-90 является модернизацией советского танка Т-72, выпускавшегося с 1973 года, основной танк бундесвера Leopard 2 выпускается в Германии с 1979 года. За это время машина прошла шесть основных программ модернизации и в настоящее время выпускается в версии 2A6. С 2012 года ожидается начало серийного производства следующей версии - 2A7+. США воюют на танках M1A2 Abrams модернизация M1 1980 года, а Израиль - на Merkava Mark IV - потомок Merkava Mark I 1978 года. В итоге мы видим, что практически все виды вооружений на современном рынке – это усовершенствованные разработки весьма далёких времен. Вечный конструкторский спор, кто лучше сделает, сместился в плоскость, кто лучше модернизирует. Так, советские танки, стоящие на вооружении многих стран, например, Т-55, предлагают модернизировать до уровня современных танков украинские, израильские, российские компании. Нужно ли покупать новую технику? Конечно, да, принципиально новые системы, обладающие возможностями, недоступными платформам прошлого поколения, а зачастую и не имеющие предшественников, все же создаются. Они имеют довольно большое преимущество над модернизированными образцами. К тому же отсутствие серийных закупок вооружения и военной техники грозит деградацией и распадом оборонно-промышленного комплекса, который не может существовать только за счет модернизации ранее выпущенных образцов. Это подорвёт обороноспособность страны, лишит страну дополнительных доходов от продажи ВВТ за рубеж, сделает массу людей с высокой квалификацией безработными, тем самым осложнив социальную проблему. Наконец, не все виды ВВТ отличаются таким долголетием, как танки или военно-транспортные самолеты, многие системы приходится менять просто из-за их физического износа. Основные задачи - Ныне перед Россией стоят две основные задачи в области военного дела . Во-первых, это развитие оборонно-промышленного комплекса, который должен быть способен оснащать Сухопутные войска, ВВС и ВМФ современным оружием. - Во-вторых, собственно укрепление Вооруженных Сил перед лицом приближения Большой Войны. Армии, авиации и флоту нужны такие образцы ВВТ, которые позволят эффективно реагировать на военные угрозы национальной безопасности. Проблема выбора Понятно, что серийная закупка образцов новых ВВТ не может закрыть всех потребностей ВС, для этого нет ни денег, ни уже физических возможностей – русский ВПК уже не может давать новое оружие массово (износ материальной базы, потеря кадров – 20 лет развала и деградации). Особенно это касается дорогостоящих образцов, таких как боевые самолеты, системы ПВО и т. п. В таких условиях модернизация ВВТ предыдущих поколений крайне необходима, это вопрос боеспособности наших вооруженных сил, а значит, и всей цивилизации. Среди тех видов ВВТ, которые наверняка прослужат в модернизированном виде еще многие годы, можно назвать самолеты фронтовой и стратегической авиации, боевые вертолеты, зенитно-ракетные системы, атомные подводные ракетоносцы и мн. другое. Так, авиацию надо модернизировать более быстрыми темпами - число усовершенствованных Су-27СМ за шесть лет перевалило всего лишь за полсотни машин, а МиГ-31БМ пока еще не достигло и этой цифры. Надо брать пример с США. Штаты также столкнулись с этой проблемой, они испытывают серьёзную нехватку новых машин (истребитель F-22 слишком дорог для крупной серии, а F-35 все никак в нее не пойдет), занимаются модернизацией старых самолетов очень активно. В настоящее время ведутся работы по переделке штурмовиков А-10А во всепогодный вариант А-10С. Совершенствование парка, насчитывающего без малого 200 машин, предполагается осуществить в течение чуть более трех лет. Модернизируют они и истребительный парк. Модернизация примерно 10-ти самолетов в год неспособна удовлетворить потребности российских ВВС в обновлении техники и грозит серьезным провалом их боевых возможностей в ближайшее время. ВМФ: Ещё более тяжёлая ситуация в ВМФ – модернизация кораблей настолько дорога (в большинстве случаев), что проще (быстрее) и дешевле строить корабль с нуля. И прямо сейчас. Иначе после вывода из строя последних советских кораблей у нас не будет флота, будут только единичные экземпляры для выставок. Но и в области кораблестроения необходимо не только массово строить корабли, но и модернизировать часть флота. Это относится, например, к АПЛ стратегического назначения проекта 667БДРМ, которые в ходе ремонта и модернизации оснащаются ракетным комплексом «Синева», к единственному авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов», к ракетным крейсерам проектов 1144 и 1164: при должном ремонте они могут прослужить еще десятки лет, получив современное радио-электронное оборудование и системы вооружения. Эти гиганты ещё советской эпохи могут стать ядром Русского флота будущего. Возможна модернизация и ряда других проектов, например, больших противолодочных кораблей проекта 1155, которые сегодня являются едва ли не самыми «ходовыми» боевыми единицами надводного флота. Оснащение их современным вооружением, включая противокорабельные ракеты, могло бы значительно поднять потенциал этих кораблей. Продление же срока их службы с помощью капитального ремонта заметно снизит нагрузку на судостроительную промышленность. Сухопутные войска: С одной стороны находящиеся в их частях образцы ВВТ требуют замены и по физическому износу, и по моральному устареванию – отечественные танки, БМП и БТР не всегда отвечают современным требованиям (особенно это касается защищенности экипажей). С другой стороны нет возможности массовой замены бронетехники, поэтому необходима модернизация существующей, при одновременном создании новых образцов. РВСН: также наблюдается синтез обоих подходов, как наиболее позитивный вариант. Продление сроков и модернизация стратегической авиации многоблочных МБР типа «Воевода» и «Стилет» при одновременном создании новой тяжёлой МБР, подготовке к принятию на вооружение МБР морского базирования «Булава» и принятия на вооружения новых «Ярсов». | |
Просмотров: 450 | Добавил: lagnocawa | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | |
| |