Главная » 2015 Апрель 2 » Рыбаки и подлодки - история смертельного соседства
Рыбаки и подлодки - история смертельного соседства | 22:09 |
2 Апреля 2015 в 11:23 Подводники и рыбаки - одни из самых опасных профессий в мире. Рыболовный и подводный флоты всегда были тесно связаны между собой. Причем, в основном, доставляя друг другу неприятности. По этому поводу у моряков даже сложилась собственная поговорка: "Бойся рыбаков и военных моряков!" В ночь на четверг, 2 апреля, в Охотском море затонул Большой автономный морозильный траулер "Дальний Восток". В результате инцидента погибло 54 человека, поиски еще 15-ти продолжаются. Наиболее вероятной причиной инцидента следствие считает столкновение рыболовецкого судна с неким препятствием, в результате чего произошло повреждение корпуса траулера в районе машинного отделения и стремительное затопление. Ничто не указывает на причастность к кораблекрушению сил ВМФ. Тем не менее рыболовный и подводный флоты всегда были тесно связаны между собой, в основном, доставляя друг другу неприятности. Подводники и рыбаки - две опасных морских профессии Стоит отметить, что именно профессии рыбака и подводника признаны одними из самых опасных видов деятельности. Даже в порту погрузка груза весом несколько тонн может вызвать затруднения. Что уж говорить про открытое море с огромными волнами, непредсказуемой погодой и ледяной водой. Кроме того, зацепившийся и вовремя не вытравленный трал легко может вызвать опрокидывание судна. Интересно, что самой опасной в мире профессией называют ловлю тунца в открытом море. Считается, что именно на этой работе ежегодно погибает больше всего людей. С многочисленными рисками сопряжена и профессия подводника. Это единственная профессия, в должностных обязанностях которой говорится о необходимости погибнуть на рабочем месте в случае аварийной ситуации. "Никто не имеет право самостоятельно покинуть аварийный отсек", - указано в Корабельном уставе ВМФ РФ. Так, в случае пожара моряки должны остаться в своем отсеке, полностью герметизировать переборку и самостоятельно справляться с возникшей ситуацией. Ведь в случае, если огонь из горящего отсека перебросится в смежные отсеки, погибнуть может вся подлодка. Помимо этого, работа подводника связана с огромной физической и психологической нагрузкой, которым способствуют постоянное замкнутое пространство. АПЛ "Святой Георгий Победоносец" Военное обозрение Причины столкновений Почему же происходят столкновения подводных лодок и рыболовных судов? В первую очередь, подлодка при всплытии может не услышать дрейфующий над ней траулер, а телевизионные камеры подводного наблюдения и перископ в данном случае не всегда оказываются эффективны. "Есть специфика такая, что если рыболовное судно будет стоять с выключенным двигателем, то подводная лодка при всплытии на перископную глубину его не услышит, то есть подводная лодка ориентируется только по гидроакустике. Если рыболовное судно будет стоять в дрейфе, то может быть ненулевая вероятность очень близко всплыть", - пояснил в беседе с корреспондентом Центрального Военно-Морского Портала экс-командир атомной подводной лодки К-480 "Барс" капитан 1 ранга Федор Еленин. Кроме того, рыболовные суда зачастую осуществляют непредсказуемые маневры, что также может привести к столкновению. "У гражданских моряков есть поговорка "Бойся рыбаков и военных моряков!", это означает что гражданские моряки опасаются военных, потому что военные занимаются маневрами и учениями. А рыболовные суда - это одни из самых опасных препятствий для подводных лодок в первую очередь. Поэтому, получая данные об оперативной обстановке, мне всегда на лодку сообщали координаты районов интенсивного рыболовства. Рекомендации были однозначные: обходить такие районы. Рыболовные суда маневрируют непредсказуемо, они движутся переменными ходами и курсами, поэтому расходится с такими судами очень трудно", - рассказал корреспонденту ЦВМП председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитан 1 ранга в отставке Игорь Курдин, проходивший службу в должности командира подводных лодок. Дальнейших вариантов развития событий может быть много. Например, винты подлодки, запутавшиеся в рыболовной сети, могут привезти к гибели ПЛ. Кроме того, траулеры полярных вод имеют ледовую защиту, которая при таране ПЛ способствует более тяжелым разрушениям. Именно так погибла советская подводная лодка С-178 в октябре 1981 года. Роковые ошибки 21 октября лодка после двухнедельного похода возвращалась на базу. С-178 двигалась в надводном положении со скоростью 9 узлов. Подлодка направилась в бухту Золотой Рог во Владивостоке. Немного ранее, дежурный по подразделению охраны водного района дал разрешение на выход из бухты теплоходу РФС-13 "Рефрижератор-13". Несмотря на то, что эта информация не была оперативно передана экипажу подлодки, вахтенный гидроакустик ПЛ заметил на встречном курсе цель, однако и его доклад не был своевременно передан командиру. РФС-13 по неизвестным причинам не уступил дорогу подлодке и протаранил ее со скоростью 8 узлов. Удар пришелся в левый борт ПЛ, в 6 отсек. Поскольку экипаж не успел загерметизировать соседние отсеки, то вскоре подводная лодка, приняв на борт, 130 тонн воды, пошла ко дну. В результате трагедии погибло 32 человека. Как показывает практика, в более легких авариях могут быть повреждены выдвижные устройства ПЛ. "В случае подводной лодки поднимаются выдвижные устройства, которые могут быть повреждены. То есть перископ и радиолокационная или связная антенна", - отмечает Еленин. В свою очередь, ПЛ при всплытии может поднять рыболовное судно из воды, что приведет к последующему его опрокидыванию. Кроме того, подлодка может "утащить" трал, что также может привести к гибели траулера. Именно это чуть не произошло с английским рыболовецким судном неделю назад, когда, по словам моряка, одна из сетей внезапно начала двигаться вперед. Шкиперу пришлось прибавить обороты, чтобы не сеть не запуталась. В итоге, траулер потерял управление и был отбуксирован в свой порт спасательным ботом. По мнению моряка, в сети его судна попалась подводная лодка. "Мы никогда не знаем, с какой стороны там выставлен трал и на сколько он простирается. Поэтому движение с рыболовными судами это вещь опасная. У меня были случаи, когда я попадал в трал, потому что траулер в этот момент находился без хода и я его просто не услышал. Зацепили за ваер (стальной проволочный трос для буксировки трала - ред.), ничего страшного ни у нас, ни на траулере не случилось. Тем не менее такие случаи бывают и достаточно часто", - рассказал Курдин. Один из последних громких случаев с участием рыболовного флота и ПЛ произошел в сентябре 2011 года. Инцидент произошел в ночь с 20 на 21 сентября в Авачинской губе. Рыболовецкий сейнер "Донец" столкнулся с атомной подводной лодкой "Святой Георгий Победоносец". Удар пришелся по касательной, в связи с чем ущерб оказался незначительным. Похожих случаев немало, однако, не все они приводят к трагическим последствиям. ЦВМП ранее собрал небольшую подборку похожих инцидентов. Безопасный алгоритм Тем не менее, если будут соблюдаться все правила и инструкции, то подобных инцидентов можно избежать. "Есть специальный алгоритм всплытия, когда обязаны сначала всплыть на глубину 50 метров, которая считается безопасной, полностью осмотреться, прослушать весь горизонт. Если есть на поверхности цели, классифицируемые как рыболовный траулер или еще какие-то корабли или суда, то определяется параметр движения цели. Только после того, как командир выбирает безопасный курс всплытия, происходит всплытие", - сообщил экс-командир атомной подводной лодки "Барс". "На самом деле в моей практике "встреч" с рыбаками ни разу не было", - отметил он. Другой собеседник агентства добавил, что даже в случае столкновения подводной лодки с рыболовным судном, при соблюдении всех предписаний, ущерб будет незначительным. "Ничего страшного, даже при возможном столкновении с траулером, быть не может. Потому как лодка в этот момент должна находится в надводном положении, либо под перископом. То есть скорость лодки ограничена отметкой 4-5 узлов. На таком небольшом ходу, лодка не может нанести значительных повреждений надводному кораблю или судну, даже если бы такое столкновение случилось", - пояснил председатель клуба моряков-подводников. Он отметил, что у американских подводных лодок скорость под перископом может в два раза выше, что обусловлено конструктивными особенностями ПЛ. Поэтому подобные инциденты в практике американских ВМС встречаются гораздо чаще. | |
Просмотров: 515 | Добавил: lagnocawa | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |