Главная » 2011 Декабрь 18 » Французские корабли будущего. Проекты SMX-25 и ADVANSEA
Французские корабли будущего. Проекты SMX-25 и ADVANSEA | 22:08 |
Автор Рябов Кирилл Среди всех разговоров о покупке Россией французских кораблей класса «Мистраль» очень редко встречается вполне очевидная и логичная мысль. Суть ее в том, что данное сотрудничество, среди прочего, говорит и о достаточно хорошем развитии французского судостроения. Однако по какой-то причине спорщики предпочитают это не упоминать. И, надо признать, Франция действительно не плетется в хвосте рейтинга стран, строящих собственные боевые корабли. Причем Пятая республика не забывает и про перспективные проекты. Из этих работ наибольший интерес представляют два корабля, о которых сейчас пойдет речь. SMX-25: фрегат-подлодка В военно-технической среде время от времени бывают некие всплески активности на почве универсализма. Так, к примеру, появились те же истребители бомбардировщики. Но «унификаторы» не обошли своим вниманием и флот, хотя первые опыты и были не совсем удачны. Английская подводная лодка X1, вошедшая в строй в 1925 году, имела очень серьезное для своего класса вооружение. Это были шесть торпедных аппаратов и четыре 132-мм пушки. В 29-м французы спустили на воду свой «Сюркуф», оснащенный 12 (!) торпедными аппаратами и двумя пушками калибра 203 мм, не считая зенитную «мелочь». Тем не менее, оба революционных проекта не оказались удачными, хотя бы потому, что с надводными кораблями при помощи пушек сподручнее воевать надводным кораблям, а подлодки должны работать торпедами и не попадаться на глаза противнику. В итоге X1 в 36-м отправилась «на иголки», а «Сюркуф» в 42-м – на дно. Англичане еще до разделки своей лодки отказались от идеи «комбинированного» надводно-подводного корабля. Французы также не стали развивать концепцию, но лишь до поры до времени. С середины 2000-х годов в различных источниках начала появляться информация, что Франция намерена вернуться к концепции надводно-подводных кораблей, хотя и с поправкой на нынешние технологии. Все это оставалось лишь слухами до выставки Euronaval-2010: на ней фирма DCNS представила макет своего «гибрида», получившего название SMX-25. Сей чудо-корабль длиной почти 110 метров и с подводным водоизмещением порядка трех тысяч тонн, по задумке создателей, должен соединить в себе все лучшие качества надводных кораблей и подводных лодок. Наверное, можно немного поехидничать и сказать что-то наподобие «где-то и когда-то мы это уже слышали». В то же время, нельзя не признать, что заявленные характеристики корабля выглядят довольно правдоподобными. Конструкторы утверждают, что новая мощная газотурбинная силовая установка с тремя водометами должна разгонять SMX-25 на поверхности до 35-38 узлов (вполне на уровне современных надводных кораблей) и до 10 узлов в подводном положении (значительно меньше, чем у современных подлодок). Обещаемая дальность хода составляет две тысячи морских миль. В этом году, на выставке LIMA-2011 были объявлены обновленные характеристики корабля. Ходовые остались почти такими же, зато изменилось водоизмещение. Теперь оно составляет около 2850 тонн в надводном и 4500 т в подводном положении. Экстерьер SMX-25 весьма и весьма футуристичен. Он соединяет в себе тонкий обтекаемый корпус, облегчающий подводное движение и развитую надстройку. В последней размещаются командный пост, все необходимые антенны различных систем, а также пусковые установки ракет в количестве 16 штук. По заверению DCNS, в вертикальных шахтах могут находиться как зенитные, так и противокорабельные ракеты – что пожелает заказчик. Однако конкретное «меню», из которого можно выбрать состав вооружений, пока так и не было опубликовано. Вероятнее всего, разработчик и сам еще не определился с ним, хотя это может быть намеком на совместимость корабля со всеми имеющимися и доступными типами ракет. Не забыты и классические для подлодок торпеды – для них в носовой части предусмотрено четыре торпедных аппарата. Тактически, как считают в DCNS, их корабль должен занять ниши фрегатов и подлодок-«охотников». Одновременно с этим SMX-25 может использоваться и для перевозок десанта, пусть даже всего десяти человек в полной выкладке. В таком случае корабль будет вынужден подходить к берегу на минимально возможное расстояние, тут-то в очередной раз ему и пригодится малозаметность для радаров противника. Именно малозаметностью объясняются специфические обводы надстройки. Кроме патрулирования или атаки вражеских кораблей SMX-25 может выполнять разведку: для этого с него можно использовать беспилотники. Правда, точное их количество и доступные типы тоже не пока разглашаются. На данный момент еще ни одна страна не заинтересовалась проектом настолько, чтобы заключать контракты. DCNS, в свою очередь, с самого представления корабля публике постоянно говорит о сравнительно низкой стоимости SMX-25. Во-первых, утверждают авторы проекта, в этом корабле применяются не какие-то заоблачные, но исключительно существующие и освоенные промышленностью технологии. Во-вторых, один фрегат-подлодка обойдется значительно дешевле, чем один отдельный фрегат и одна отдельная подлодка. Что же до обычных для такого универсализма снижений «прикладных» данных, то на этот счет DCNS с французской учтивостью молчит. Можно, конечно, предположить, что они могли бы сказать на этот счет, но воспитанные люди в чужие головы залезть не пытаются. Электрический ADVANSEA На той же выставке Euronaval-2010 DCNS представили еще один перспективный проект под названием ADVANSEA (ADVanced All-electric Networked ship for SEA dominance – продвинутый полностью электрический корабль морского господства). На первый взгляд, обычный современный корабль со специфической стелс-внешностью, но самое интересное у него внутри. Широчайшим использованием во флоте электрических систем уже давно никого не удивишь. Так что корабль длиной 120 метров и водоизмещением 4500 тонн будет приводится в движение неудивительными электромоторами. Однако питаться они будут не от генератора, присоединенного, например, к газотурбинному двигателю, но от аккумуляторов. Вероятнее всего, это будут батареи с твердополимерным электролитом, хотя, пока дело дойдет до постройки, тип аккумуляторов могут и сменить. Вдобавок нельзя исключать вероятность того, что аккумуляторы, пусть даже и трижды перспективные, уберут и поставят вместо них старые добрые двигатели с генераторами. DCNS, надо сказать, огласили примерное энергопотребление корабля - порядка 20 мегаватт. Исходя из этой цифры, аккумуляторы выглядят не слишком реальным вариантом энергетической установки. Разве что французы совершат какой-то прорыв в науке и технологии или, как обещают, будут использовать в двигателях явление сверхпроводимости. Внешность «Эдванси», как и у SMX-25, достаточно футуристична, но все же более привычна глазу, хотя корпус с надстройкой и выполнены в виде пересекающихся плоскостей для снижения радиолокационной заметности. По крайней мере, по виду ADVANSEA сразу можно сказать, что это надводный корабль. Не смущает даже специфическая форма носа, которая, как утверждают конструкторы, улучшает ходовые качества и позволяет разгоняться кораблю (по предварительному проекту) до 28-30 узлов. По своему предназначению «Эдванси» является фрегатом и вооружение у него соответствующее. В надстройке размещены шахты для ракет различных типов и небольшой ангар для беспилотников с лифтом, который будет доставлять их на взлетную площадку наверху надстройки. На корме корабля есть еще одна взлетная площадка больших размеров, предназначенная для вертолетов и самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, если таковые имеются у заказчика. Но самый большой интерес представляет «артиллерия» ADVANSEA. Не случайно слово взято в кавычки: на корабле не будет привычного ствольного вооружения, конечно, помимо табельного оружия экипажа. В качестве зенитных пушек и пулеметов инженеры DCNS собираются ставить на «Эдванси» лазерные установки, а в качестве дальнобойных орудий – электромагнитные «вундерваффе». Какие именно – пушки Гаусса или рельсотроны – они пока не уточняли. В DCNS отдельно отмечают, что такая «артиллерия» позволит брать на борт гораздо больше снарядов, ведь боевые электромагнитные ускорители не нуждаются в порохе и, следовательно, боеприпасы при той же эффективности получаются более компактными. А лазерам кроме электричества вообще ничего не нужно. Вот только все эти вещи требуют колоссальных затрат электроэнергии. Справятся ли с ними энергетические установки корабля – большой вопрос. На фоне вышесказанного как-то теряются обещанные разработчиком многофункциональная РЛС, единая система управления вооружением, новый комплекс РЭБ и другая «начинка» корабля. А ведь все эти вещи напрямую влияют на практические перспективы проекта. Но, по-видимому, DCNS решили привлекать потенциального клиента фантастическими на данный момент вещами. Для достижения планируемых результатов разработчик должен решить целый набор задач. Сами DCNS определяют их так: - двигатель. При небольших габаритах он должен иметь значительную мощность. Для достижения этого инженеры планируют внедрять новые технологии, в том числе и те, которые пока встречаются исключительно в лабораторных условиях. - энергетическая установка. Аккумуляторы должны иметь соответствующую емкость и мощность, что становится особо важным с учетом заявленных вооружений корабля. - новая система управления. ADVANSEA имеет кардинально новую архитектуру корабельных систем, что требует не менее нового подхода к автоматизации и управлении ею. Разработчики корабля считают, что это будет самая простая из стоящих перед ними задач. В контексте проблем, с которыми столкнулся «Эдванси», автор этой статьи считает важным упомянуть еще одну вещь. В последние несколько лет наметился определенный прогресс в сфере корабельных лазерных установок. Однако с рельсовыми пушками и прочими электромагнитными штуками дело обстоит хуже. Первые испытания рельсотрона корабельного базирования намечены только на 2018 год. Успеет ли Франция к нужному сроку обзавестись собственными подобными вооружениями? Когда? При всей высокой степени новизны обоих проектов, нельзя не признать, что они представляют определенный интерес для стран, желающих обладать современным флотом, но не имеющих возможность строить его самостоятельно. Однако и ADVANSEA, и SMX-25 даже на испытания выйдут не сегодня и не завтра. За счет адаптации к имеющимся технологиям фрегат-подлодка может быть построен уже к 2015-17 году. А вот первый «Эдванси» с полным составом оборудования даже по самым оптимистическим прогнозам будет спущен на воду не раньше 20-го. Сами же DCNS намерены сделать это в 2025 году. Но для того, чтобы успеть к этому сроку, разработчику придется решить не одну задачу. Хотя, надо заметить, у DCNS пока еще достаточно времени, чтобы успешно справиться со всеми проблемами. | |
Просмотров: 929 | Добавил: lagnocawa | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |