Главная » 2013 Сентябрь 3 » Первый этап исследования найденной подлодки Щ-216 завершен
Первый этап исследования найденной подлодки Щ-216 завершен | 15:14 |
03.09.2013 Текст: Yтро.ua Фото: Щ-216. town.ural.ru Первый этап исследований советской подводной лодки Щ-216, которая затонула у берегов Крыма во время Великой Отечественной войны, завершен успешно, сообщил глава администрации президента Украины Сергей Левочкин. "Впервые в истории Украины проведены научные подводно-археологические исследования объекта времен Второй мировой войны на глубине 53 метра", - цитирует Левочкина пресс-служба президента Украины Виктора Януковича в понедельник. Глава администрации президента отметил, что исследования осуществляются в тесном сотрудничестве со специалистами Российской Федерации. "Это единственный общий успешный проект, посвященный Великой Отечественной войне", - отметил Левочкин. По его словам, впервые объектом внимания государства является объект военно-морской истории акватории Украины. "За период независимости Украины подводная лодка Щ-216 является единственным объектом военно-морской боевой техники, который имеет героическую биографию и погиб в бою вместе с экипажем, исследования которого инициированы и направляются главой государства", - подчеркнул он. Левочкин отметил, что ученые исследуют единственный сохранившийся в мировой истории объект этого типа и серии с целью создания уникального музея. "Следующий этап совместных украинско-российских исследований запланирован на середину сентября согласно разработанному плану работ", - добавил глава администрации президента Украины. Как сообщалось, в начале июля подводную лодку Щ-216 обнаружили водолазы Центра черноморских подводных исследований в районе каменной гряды в районе мыса Тарханкут на глубине 52 метра. Данные государственных архивных фондов позволяют утверждать, что это одна из 16-ти без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны советских подводных лодок типа "Щука". Согласно архивным данным, лодка пропала без вести в феврале-марте 1944 года во время выполнения боевого задания. Президент Украины Виктор Янукович 5 августа распорядился изучить вопрос возможного подъема советской подводной лодки Щ-216. Дизель-электрическая подводная лодка Щ-216 (типа "Щука") была построена в 1940 году. Она входила в состав Черноморского флота. Принимала участие в боевых операциях, пропала без вести в 1944 году. Вероятно, была потоплена в результате взрыва глубинной бомбы. Экипаж погиб. Не вернулась на базу Военное обозрение Евгений Подзоров Первоисточник http://www.redstar.ru/ В северо-западной части Чёрного моря украинские и российские специалисты готовятся к операции по подъёму подводной лодки Щ-216, погибшей в феврале 1944 года В Крыму, как уже сообщала «Красная звезда», стартовала масштабная подводная поисковая экспедиция неподалёку от мыса Тарханкут. Там, в северо-западной части Чёрного моря, в 20 километрах от мыса, этим летом специалистами украинского Черноморского центра подводных исследований была обнаружена лежащая на дне советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка Щ-216, входившая в состав советского Черноморского флота. Она принимала участие в боевых операциях Великой Отечественной войны и не вернулась на базу в феврале 1944 года. Решениями командующих ВМС Украины и Черноморского флота России создан совместный судоподъёмный отряд. С украинской стороны к работам привлечены морское водолазное судно «Почаев» с подводным обитаемым аппаратом «Риф» и рейдовое буксирное судно «Кременец» с группой водолазов на борту, с российской стороны – специализированные суда ЧФ, взаимодействующие с опытным судном Главного управления глубоководных исследований Минобороны России «Селигер». На первом этапе решается задача обследования района и подводной лодки. Первый вывод специалистов: подводники «Щуки» геройски погибли в бою. В радиусе 100–120 м от лодки локаторами обнаружены воронки от взрывов глубинных бомб. В связи с этим появились опасения, что некоторые немецкие глубинные бомбы могли не взорваться. Но они не подтвердились: после гидроакустического поиска взрывоопасных предметов не обнаружено. Два водолаза в подводном аппарате «Риф» на несколько часов спустились на глубину 52 метра, чтобы со всех сторон обследовать корпус «Щуки». За 69 лет лодку частично заилило, её корпус на 80 процентов облеплен старыми сетками и тралами рыболовецких сейнеров. В кормовой части более чем на 5 метров отсутствует лёгкий корпус. Руководитель объединённого отряда двух флотов Сергей Воронов (он возглавляет Черноморский центр подводных исследований) сделал не слишком утешительный вывод: в день гибели немецкая глубинная бомба изрядно искромсала советскую подводную лодку. «Повреждения во втором отсеке серьёзнее, чем мы думали. Взрывом сильно повреждены как второй, так и первый отсеки», - сообщил он. Однако в большинстве отсеков (видимо, в пяти), закрытых герметично друг от друга, воды нет, и есть основания полагать, что в них всё осталось так, как было в момент гибели лодки 69 лет назад. «Полагаем, что отсеки до сих пор герметичны, а значит, в них всё сохранилось таким, каким было 69 лет назад, - заявил Сергей Воронов. - Мы надеемся найти останки подводников, провести эксгумацию и перезахоронить героев...» Пока преждевременно делать какие-либо выводы, ведь обследование только начато. Лишь после обстоятельных исследований руководство экспедиции будет принимать решение о целесообразности и порядке подъёма легендарной «Щуки». Одна из самых серьёзных проблем – наличие торпед на борту субмарины. * * * О подлодке Щ-216 и её экипаже исследователям известно уже достаточно много. Она относилась к средним подводным лодкам проекта «Щ» - «Щука». Субмарины этого типа строились в СССР в 1930–1940-x годах. В Великой Отечественной войне приняли участие 44, из них 31 погибла (70 процентов). «Щуки» строились несколькими сериями. В серию X-бис вошли одиннадцать лодок, из них две были построены уже после войны. Из девяти лодок военной поры четыре (Щ-135, Щ-136, Щ-137, Щ-138) оказались в составе Тихоокеанского флота, четыре (Щ-405, Щ-406, Щ-407, Щ-408) – Балтийского флота, и лишь одна, Щ-216, воевала на Чёрном море. На Балтийском флоте погибли три из четырёх лодок (Щ-405, Щ-406, Щ-408). На ТОФ была потеряна одна лодка. 18 июля 1942 года на подводной лодке Щ-138, стоявшей у пирса в Николаевске-на-Амуре, по неизвестной причине взорвались торпеды. $IMAGE5$ Основные тактико-технические данные «Щук»: длина – 57 метров, предельная глубина погружения – 90 метров, скорость надводная - до 14 узлов, подводная - 8,5 узла, автономность плавания - 20 суток (10.000 км), автономность плавания под водой - 185 км, экипаж – 41 человек. Субмарина этого типа имела четыре носовых торпедных аппарата и два кормовых, боекомплект 533-мм торпед – 10 штук. Лодка Щ-216 была заложена 23 июля 1939 года на Судостроительном заводе имени 61 коммунара (завод № 200) в Николаеве и спущена на воду 30 мая 1940 года. Уже после начала Великой Отечественной войны, 17 августа 1941 года, её включили в состав Черноморского флота. Она участвовала в Великой Отечественной войне, выполнила четырнадцать боевых походов, в которых провела 299 суток, и один транспортный поход в Севастополь. Боевые походы складывались по-разному, экипажу удалось совершить пять торпедных атак. Достоверно известно, что удачными оказались две. 10 октября 1942 года подводники трёхторпедным залпом потопили румынский транспорт «Карпати» (Carpati) с грузом военного снаряжения и каменного угля; 6 августа 1943 года опять трёхторпедным залпом поразили немецкий танкер «Фируз» (Firuz) с грузом газойля (смесь жидких углеводородов. – Ред.). Но танкер, хотя и получил серьёзные повреждения, не затонул. Долгое время её судьба была окончательно неясна. Предположительно 17 февраля 1944 года она была потоплена немецким противолодочным кораблём UJ 106. Все находившиеся на борту субмарины подводники погибли. У подлодки сменились три командира. Первым был И.И. Касьяненко (2 ноября 1939 г. - 21 ноября 1940 г.), вторым - А.В. Девятко (21 ноября 1940 г. - 1 февраля 1941 г.), последним – капитан 3 ранга Г.Е. Карбовский. Григорий Евстафьевич Карбовский родился 17 ноября 1903 года под Сочи в деревне Нижне-Раздольная, член ВКП(б) с 1927 года. В РККА - с 1925 года, в ВМФ – с 1933-го. Образование: специальные курсы командного состава военно-морских сил РККА (1935 г.), учебный отряд подводного плавания имени С.М. Кирова (1938 г.). Службу начинал с самых низов: каптенармус, командир отделения, помощник командира роты по политчасти, политрук роты (1927–1933 гг.). Окончив военно-морские курсы, был назначен на Черноморский флот на подлодку Щ-205 командиром БЧ-3 (август 1935 г. - декабрь 1936 г.), затем он - флагманский минёр дивизиона подлодок ЧФ (декабрь 1936 г. – февраль 1938 г.), помощник командира Щ-205 (март – сентябрь 1938 г.). Затем командовал лодкой Щ-211, с февраля 1941-го - командир Щ-216. В 1943 году был награждён орденом Красного Знамени. Из наградного листа Заслуга капитана 3 ранга тов. Карбовского перед Родиной в том, что, находясь в очередном боевом походе у берегов противника, заметил 3 вспомогательных корабля противника, стоящих у самого порта в охранении катеров и миноносца. Подход к порту был затруднён малыми глубинами и узким фарватером. Решив не выпустить врага, преодолел все трудности и метким залпом утопил все три корабля. Умело маневрируя, избежал преследования. Через несколько дней ночью обнаружил транспорт противника в охранении катеров - смело вышел в атаку и торпедным залпом утопил его. От бомбёжки катеров уклонился и избежал повреждений. Всего за этот период было утоплено 4 корабля противника общим водоизмещением 13.000 тонн. 20 ноября 1942 года. Надо отметить, что предшественник Карбовского на Щ-216 капитан-лейтенант Девятко Александр Данилович тоже вошёл в историю подводного флота. Начало Великой Отечественной войны он встретил, командуя Щ-211. Субмарина под командованием Девятко совершила 4 боевых похода и 4 раза атаковала противника. 15 августа 1941 года она потопила румынский транспорт «Пелес», открыв боевой счёт черноморских подводников, а 29 сентября 1941 года - итальянский танкер «Суперга». В ноябре 1941-го Девятко погиб вместе со всем экипажем южнее болгарского порта Варна. Лодку нашли в 2000 году, но точная причина гибели корабля остаётся неизвестной... * * * Из истории Щ-216 7-й боевой поход (21 сутки). 27 сентября 1942 года в 20.55 лодка вышла из Батуми на позицию в район мыса Олинька (побережье Румынии). 1 октября в 6.00 прибыла на позицию. 10 октября обнаружила конвой в составе транспорта и двух немецких тральщиков. В 22.44 с дистанции 6 кабельтовых (1 кабельтов равен 1/10 морской мили; это 185,2 метра) из надводного положения произвела 3-торпедный залп по транспорту. Через 1 минуту наблюдались попадание торпеды и гибель транспорта. Тральщики безуспешно атаковали лодку, сбросив 6 глубинных бомб. 18 октября в 00.00 прибыла в Батуми. 12-й боевой поход (25 суток). 16 июля 1943 года в 20.30 вышла из Батуми на позицию в район Босфора. 20 июля в 4.00 прибыла на позицию. Утром 21 июля обнаружила конвой, но не смогла атаковать его из-за профилактического бомбометания кораблей охранения. Днём 29 июля обнаружила другой конвой, но не смогла атаковать из-за поворота эсминца из состава охранения на субмарину. 6 августа обнаружила конвой в составе транспорта и танкера в охранении 2 эскадренных миноносцев и нескольких сторожевых катеров. В 14.29 лодка произвела с дистанции 14 кабельтовых из подводного положения 3-торпедный залп. Через 2 минуты услышан глухой взрыв. В результате атаки попаданием торпеды в носовую часть повреждён германский танкер «Фируз». Румынский эскадренный миноносец атаковал лодку, сбросив 37 глубинных бомб. В результате близких взрывов получили повреждения электроизмерительные приборы, арматура воздухопровода системы ВВД (воздуха высокого давления. – Ред.), глушитель дизеля. Карбовский сумел увести субмарину на мелководье - к турецкому берегу. Неисправность пришлось устранять извне. Добровольцы - Василий Широков и Иван Бурчак - покинули лодку и стали чинить винт. При этом они знали, что при появлении кораблей противника субмарина немедленно уйдёт на погружение и морякам придётся рассчитывать только на чудо. Моряки справились с ремонтом, но неожиданно появился вражеский самолёт, который сбросил бомбу, упавшую в нескольких метрах от левого борта Щ-216. Бурчак и Широков были контужены. Опасаясь повторной атаки, командир приказал начать срочное погружение. Лодка всплыла через 40 минут. Широков был без сознания, поддерживающий его Бурчак держался из последних сил. Моряков подняли на борт. 10 августа в 8.30 лодка прибыла в Батуми. По возвращении в базу Василий Широков попал в госпиталь. Там он узнал, что за проявленный героизм представлен к награде - ордену Красной Звезды. Но, как часто бывало в военное время, наградные документы где-то затерялись. 14-й боевой поход (11 суток). 6 февраля 1944 года в 19.45 Щ-216 вышла из Батуми на позицию в район северо-западнее мыса Тарханкут (полуостров Крым). Утром 9 февраля прибыла на позицию. 10 февраля обнаружила конвой в составе двух транспортов в охранении двух сторожевых катеров (больших охотников). В 2.50 выпустила из надводного положения 4 торпеды веером, оснащённые неконтактными взрывателями. Они взорвались, не дойдя 100 метров до немецкого большого охотника UJ 106. В дальнейшем лодка на связь не выходила и в базу не вернулась, хотя по плану её возвращение ожидалось 4 марта. По мнению военно-морских специалистов, наиболее вероятными являются следующие причины трагедии. Первая: противолодочное минное поле, скрытно выставленное немцами 9 февраля в 4,5–5,5 мили юго-западнее мыса Тарханкут. Вторая: атака кораблей противника. По немецким данным, утром 17 февраля большие охотники UJ 103 и UJ 106 искали отставшую от конвоя быстроходную десантную баржу, когда внезапно увидели торпедный след. Корабли сумели уклониться от торпеды и начали гидроакустический поиск, ими было сброшено на предполагаемую цель несколько десятков глубинных бомб. Вскоре на поверхности моря появилось большое масляное пятно, всплыли деревянные обломки, пустые сигаретные пачки, обрывки одежды и книги. 17 февраля в 11.15 лодка Щ-209, находившаяся на соседней позиции (в 18 милях западнее мыса Тарханкут), зафиксировала отдалённые взрывы 34 глубинных бомб… О ходе подготовки к подъёму лодки «Красная звезда» продолжит рассказывать. | |
Просмотров: 943 | Добавил: lagnocawa | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |