Главная » 2011 Июнь 6 » Судьба флотского суперразведчика
Судьба флотского суперразведчика | 07:33 |
Автор Александр Бабакин По материалам http://nvo.ng.ru Уникальный атомный корабль «Урал» 25 лет ржавеет без применения Атомный разведывательный корабль «Урал» проекта 1941 стоит пришвартованным к одному из дальневосточных причалов с креном в пять градусов. На обслуживание атомных реакторов не хватает специалистов. Из былой команды в 1000 человек едва можно наскрести по всем отсекам сотню моряков. Основные системы гигантского корабля уже давно практически не действуют, и для их реанимации требуются огромные средства. В начале 1990-х годов военно-морской разведчик «Урал» был засекреченным судном. Корпус и атомная энергетическая установка «Урала» аналогичны атомным ракетным крейсерам проекта 1144 «Орлан». А вот электронная начинка корабля, боевые задачи, для которых он был создан, являлись особой тайной. Атомный разведывательный корабль «Урал» проекта 1941 «Titan» (Nato Codename «Kapusta» ), судно не имеющее аналогов в ВМФ других стран мира. Корпус и атомная энергетическая установка аналогичны атомным ракетным крейсерам проекта Орлан. Отсутствие тяжелого вооружения и развитая надстройка позволили разместить на корабле множество систем электронной разведки, связи, наблюдения, превратив то , что называется разведывательным кораблем, в универсальное судно. Для решения задач радиоэлектронной разведки и обработки получаемой информации в масштабе времени близком к реальному, на корабле был смонтирован уникальный для своего времени вычислительный комплекс, состоящий из нескольких ЭВМ типа ЕС-1046 и «Эльбрус» Корабль может вести электронной разведку (причем некоторые задачи могут решаться практически не отходя от пирса), отслеживать траектории баллистических ракет, наблюдать за ИСЗ и управлять ими, работать ретранслятором при поддержке пилотируемых космических полетов, а также выполнять обязанности штабного корабля флота. Корабль заложен 25 июня 1981 года, спущен на воду в мае 1983 года, вступил в строй в 1988 г. По разным техническим причинам корабль был выведен из эксплуатации через год после завершения строительства в 1989 г. Планы по его дальнейшему использованию неизвестны. Рассматривается возможность продажи или проведения утилизации. Тактико-технические характеристики CCB-33 «Урал» Водоизмещение, т 34640 Длина, м 265 Ширина, м 29,9 Осадка, м 7,8 Скорость, узлов 21,6 Атомный реактор, шт. 2 Экипаж, чел. 923 Вооружение: Орудия: 2 АК-176 Зенитные установки: 4 AK-630 ; 4 ПЗРК «Игла» Пулеметы: 4 12-мм Вертолеты: 1 Ка-32 Радиолокационное оборудование: Локатор/Радар: 3 МР-212/201 «Вычегда-У»; РЛС обнаружения воздушных целей МР-750 «Фрегат-МА». «Урал» создан не для боевых действий и может противостоять только катерам и небольшим судам, вертолетам. Для этого имеются две скорострельные артиллерийские установки АК-176 калибра 76 мм, четыре артиллерийские 30 мм установки АК-630, четыре счетверенные пусковые установки ПЗРК «Игла», четыре 12 мм спаренные пулеметные установки «Утес-М». А вот радиоэлектронное вооружение из нескольких радиоэлектронных станций по обнаружению воздушных, надводных и подводных целей, управления огнем, а также нескольких специальных РЛС и соответствующей аппаратуры системы «Коралл», предназначенной для обнаружения, сопровождения запусков ракет, слежения за космическими спутниками и прочими объектами на околоземных орбитах, представляли особенную ценность. «Урал» мог ходить неограниченное время без дозаправки топливом в нейтральных водах вблизи побережья США и накрывать радиоэлектронным полем американские базы межконтинентальных баллистических ракет, аэродромы стратегической авиации. Его аппаратура и ЭВМ позволяли быстро обрабатывать огромный объем разведывательной информации и передавать ее военно-политическому руководству нашего государства. Разумеется такой корабль, который может вести электронную разведку как с океанских акваторий, так и не отходя от своего пирса в военно-морской базе, явно не устраивал скрытых и явных противников и новоявленных партнеров России. Но даже в настоящее время, когда прошло уже 25 лет с момента закладки «Урала», весьма трудно найти достоверную информацию, как он строился. РАЗВЕДЧИК НА БАЛТИЙСКОЙ ВЕРФИ Еще в 1977 году военно-промышленная комиссия при ЦК КПСС совместно с Минобороны СССР приняла решение о строительстве большого атомного разведывательного корабля «Урал» длиной 265 метров и шириной 30 метров. Проектировало его центральное конструкторское бюро «Айсберг». Заложили корабль в июне 1981 года, спустили на воду в 1983 году, а в строй флота он был принят уже 1988–1989 годах. Специально для выполнения задач радиоэлектронной разведки, обработки массы получаемой информации был смонтирован уникальный для того времени электронно-вычислительный комплекс из нескольких ЭВМ типа ЕС-1046 и «Эльбрус». С помощью системы «Коралл» военно-морской разведчик мог отслеживать траектории баллистических ракет, пилотируемых космических аппаратов, работать в виде ретранслятора для передачи данных. В 1988 году начались испытания всей системы в Балтийском море. Для этого была создана одна укрупненная корабельная научно-исследовательсткая организация. Это облегчало руководство крупным научным коллективом, который в тот период ходовых, конструкторских, заводских и, наконец, государственных испытаний практически безвыездно находился на корабле. В 1989 году был подписан акт государственной приемки корабля и начался его переход в порт приписки Владивосток. Были составлены комплексные бригады из специалистов, которые во время плавания устраняли возможные неполадки. Руководство над двумя ЭВМ «Эльбрус» возглавил ученый Владимир Аникеев. ЭВМ никак не желали входить в рабочие параметры и капризничали. Впервые тропическое солнце Аникеев увидел на верхней палубе только на траверзе Сингапура. Практически он все время пропадал в глубинах корабля и доводил аппаратуру до кондиции, чтобы она могла обрабатывать и выдавать информацию в режиме реального времени. Через 59 дней красавец «Урал» зашел в залив Стрелок под Владивостоком. Причала для исполинского судна не оказалось, и он вынужден был стать на якорь в заливе и начать невидимую борьбу с коррозией и выходящими из строя механизмами, которые во время стоянки на бочке обеспечивали все необходимое для жизни и деятельности многочисленного экипажа. ПРОБЛЕМЫ Экипаж «Урала» сразу стал готовиться к реальной боевой работе в районе одного из испытательных полигонов противоракетной обороны США. Однако на новеньком с иголочке корабле стали происходить поломки, да такие, что даже со специалистами Балтийского завода флотские инженеры не смогли ликвидировать неисправность в системе охлаждения ядерной установки. Ни о каком походе на боевую службу уже не шла речь. Никак не желали работать и уникальные разведывательный комплекс «Коралл», ЭВМ «Эльбрус». С ними ничего не могли поделать специально подготовленные флотские специалисты. В результате корабль первого ранга, который должен был стать флагманом Дальневосточного ВМФ, стал плавающей казармой для молодых или бесперспективных флотских офицеров. В море не выходил, а его мощная радиоэлектронная начинка, в которой масса драгоценных металлов, постепенно приходила в негодность и расхищалась. Офицеры, которых отправляли служить на этот корабль, уже через год-полтора от бесперспективности писали рапорты о переводе в другие места или об увольнении из ВМФ. Если же командование не удовлетворяло такие пожелания, были случаи, когда офицеры прыгали с корабля за борт и вплавь добирались до берега. После подобных протестов командование уже не решалось препятствовать пожеланиям своих подчиненных с «Урала». Были идеи использовать «Урал» как плавучую атомную электростанцию и даже продать за рубеж на металлолом. Но из этого ничего не вышло из-за российских атомных секретов. Корабль по-прежнему на отстое. Никто из нынешних российских флотоводцев не нашел ему применения. О нем предпочитают не говорить открыто. И только бывший начальник Главного штаба ВМФ РФ адмирал флота Владимир Хмельнов в своей книге-исповеди «Российский флот. Доблесть и нищета» приоткрыл завесу тайны над судьбой гигантского корабля. «На атомном корабле «Урал», – пишет отставной адмирал,– у энергетических установок по два человека служат вместо шести». Из экипажа в 1000 человек сейчас на «Урале» осталось меньше 100, из которых 25 матросов. Не работают холодильники, только один насос героически откачивает из огромных трюмов за борт накопившуюся воду. На флоте поговаривают, что после демонтажа на корабле атомных реакторов устранится последняя причина перед продажей корабля за рубеж. Несколько лет назад «Уралу» подлатали днище на местном судостроительном заводе. Однако специалисты так и не смогли устранить крен в 5 градусов. Потом атомного разведчика пришвартовали к стенке, где он застыл в ожидании своей дальнейшей судьбы. По данным с судостроительного завода, именно так начиналась консервация российских авианосцев перед их продажей за рубеж. | |
Просмотров: 659 | Добавил: lagnocawa | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |