Главная » 2011 Октябрь 19 » Подводный флот — проекты, которые могли бы изменить историю
Подводный флот — проекты, которые могли бы изменить историю | 21:51 |
Автор Джерелейко Роман Сегодня, 07:35 История знает немало случаев, когда идеи и проекты, не воплощенные в жизнь, могли бы существенно изменить историю и развитие человечества в целом. Одна из таких идей была разработана на бумаге, но до строительства и производства так дело и не дошло — это идея создания транспортных и десантных подводных лодок. В Советском Союзе, в принципе, как и в других странах на момент начала Второй Мировой войны, подводные лодки могли либо действовать по своему прямому предназначению либо перебросить к месту назначения малую группу десанта или агентов. В конце 1941 года, когда войска Красной Армии оказались в окружении на Крымском полуострове, в городе Севастополь, им начали оказывать поддержку боеприпасами, продовольствием и воинскими подразделениями, осуществлялась эвакуация гражданского населения из окруженного города. Подвоз провианта и боеприпасов, а также эвакуацию людей осуществляли с помощью надводных кораблей, но вследствие мощного противодействия и полного господства противника как на море, так и в воздухе, потери надводных кораблей Советского Союза стали катастрофическими, практически никто не возвращался после операций по оказанию помощи. Тогда и подключили к операциям подводные лодки, за время осады они доставили более 4000 тонн продовольствия и боеприпасов, эвакуировали около 1500 человечек при относительно малых потерях. Опыт использования подводного флота для доставки продовольствия и боеприпасов, а также по переброске большого количества людей, подвел командование ВМФ Советского Союза к идее создания нового класса подводных лодок для переброски десантных войск и транспортирования больших грузов. Были предложены проекты создания подводных барж для транспортировки различных грузов большого тоннажа, которые могли бы быть перемещены до места назначения обычной подводной лодкой или подводным буксиром проекта 605. Подводные баржи по проекту могли бы строить в большом количестве, из-за простоты исполнения самой баржи. Проблем по созданию подводных барж практически не оказалось, но появилась проблема транспортировки барж до места назначения, из-за невозможности быстро решить данную проблему командование ВМФ отказалась от данного проекта. В конце июля 1942 года началась разработка проекта 607 — малой грузовой подводной лодки. Подводный корабль мог по проекту доставлять до 250 тонн грузов и 100 тонн топлива, имелись складные погрузочные краны, для погрузки и выгрузки груза. Но к сожалению, в 1943 году, когда проект был полностью готов к производству, обстановка на фронтах коренным образом изменилась, и необходимость в подобных грузовых лодках исчезла и проект был заморожен. Но здесь хотелось бы отметить то, что проект был полностью готов пойти в серийное производство, и никаких проблем по осуществлению проекта обнаружено не было. После окончания войны, в целях быстрого реагирования на возникшую угрозу, в Советском Союзе конструкторское бюро Рубин (ЦКБ-18) в 1948 году, по заказу командования ВМФ, разработало проект 621 — десантно-транспортный подводный крейсер. Это была совершенно новая концепция построения подводной лодки с двумя палубами: - грузоподъемность 1550 тонн ( на борту могли находится десять танков, 12 грузовых машин с тремя прицепами, четыре легковых машины,12 85-мм артиллерийских орудий, две 45-мм пушки, три самолета ЛА-11, боеприпасы,топливо и провизия. - десант в количестве 750 человек; вооружение подводной доки: - две спаренные зенитные 57-мм автоматические пушки; - одна 25-мм зенитная автоматическая пушка; - станки под реактивные снаряды, боезапас 360 единиц; Этим же конструкторским бюро был разработан в 1952 году проект 626, который являлся уменьшенной версией проекта 607 для проведения десантно-транспортных операций в арктических условиях. Основные характеристики проекта 626: - грузоподъемность 300 тонн ( до пяти танков и топливный запас к ним, или десант в количестве 165 человек, или боеприпасы и провизия) - вооружение: два 533-мм торпедных аппарата, боезапас четыре торпеды, два зенитных автомата П-25. В 1956 году конструкторское бюро «Рубин» разработало проект 632 — подводный минный заградитель, способный нести до 100 новейших мин PLT-6, транспортировать 160 тонн различного топлива. Хранение мин производилось либо в "мокром" варианте, либо в "сухом" варианте. Проект 632 вскоре передали ЦКБ-16,из-за большой загруженности ЦКБ-18. К 1958 году проект был готов к серийному производству, но ЦК КПСС принимает семилетнюю программу строительства кораблей и подводных лодок и проект 632 в нее не попал и проект был заморожен. Его место занимает проект 648, разработанный ЦКБ-16 в 1958 году на базе проекта 632. Подводная лодка могла брать на борт до 1000 тонн топлива, 60 тонн питьевой воды, 34 тонны провизии в расчете обеспечения 100 человек в течение трех месяцев. Подводная лодка проекта 648 могла передать под водой топливо, авиационное топливо могли принимать гидросамолеты, эвакуировать до 100 человек и перевозить до 120 человек десанта. Однако из-за трудностей передачи топлива и повышенного интереса к ядерным движителям проект в 1961 году замораживают. Появляется проект 648М с двумя ядерными реакторами мощностью 6000л/с. каждый, что увеличивало автономность подводного плавания до 25 суток и обеспечивало работу дизель- электрических двигателей до 80 суток. Но это не помогло проекту завоевать место под солнцем. Следующий проект, который получил одобрение командования ВМФ — проект 664 . Проект большой атомной подводной лодки — минного заградителя с транспортно-десантными возможностями был начат в 1960 году, работы производило ЦКБ-16. Лодка могла перевезти до 350 человек десантной группы или до 500 человек в течение 5 дней. Лодка могла перевезти до 1000 тонн топлива, 75 тонн питьевой воды, до 30 тонн провизии. Но вскоре из-за сложности исполнения всех функций подводной лодки в одном корпусе — минирования, транспортировки грузов и людей, в 1965 году работы над проектом приостановлены. В дальнейшем из-за приоритетного строительства подводных ракетоносцев проект полностью заморожен. Основные характеристики проекта: - водоизмещение 10150 тонн; - скорость 18 узлов; - глубина погружения 300 метров; - автономность плавания 80 суток; - длина 141 метр; - ширина 14 метров. Командование ВМФ нуждалось в подводных кораблях, способных скрытно доставлять грузы и десант, работы по проектированию подводных лодок данного класса были продолжены. В1965 годы начаты работы над проектом 748 — транспортно-десантной подводной лодкой. Лодка по проекту могла осуществить доставку до 1200 человек или двадцати единиц техники, как один из вариантов — доставка в заданную точку усиленного батальона морской пехоты с 3 плавающими танками ПТ-76, 2 БТР-60, 6 минометов. Но заказчик, Министерство обороны, заказ не принял, и проект был заморожен. Основные характеристики проекта: - водоизмещение 11000 тонн; - скорость 17 узлов; - глубина погружения 300 метров; - автономность плавания 80 суток; - длина 160 метров; - ширина 21 метр. В 1967 году проектные работы по большому транспортно-десантному подводному кораблю — минному заградителю были продолжены, новый проект получил порядковый номер 717, заниматься продолжило ЦКБ-16 на основе проектов 748 и 664. Это должен был быть самый большой на то время подводный крейсер с возможностью скрытной доставки 800 человек и 4 БТР, или до 20 танков и бронетранспортеров, мог выполнять эвакуацию гражданского населения, войск и раненых. При рассмотрении проекта в 1972 году Министерство сбороны выдвигает новое требование к подводному крейсеру — спасение экипажей затонувших кораблей и подводных лодок. Рассмотрение переработанного проекта перенесли на конец 1976 года. На то время в Советском Союзе шла приоритетная постройка ракетных подводных крейсеров, и как оказалось, для постройки подводного крейсера проекта 717 необходимо было задействовать мощности со строящихся подводных лодок с ядерным оружием на борту и ядерными реакторами. Поэтому Министерство обороны приостановило проект 717, и больше он не рассматривался. Основные характеристики проекта: - водоизмещение 17500 тонн; - скорость 18 узлов; - глубина погружения 300 метров; - длина 190 метров; - ширина 23 метра; - осадка 7 метров; - команда 111 человек; - автономность плавания 75 суток, с десантом 30 суток, с ранеными и гражданскими - 10 суток; Вооружение: - шесть 533-мм торпедных аппаратов, боезапас 18 единиц; - две минные трубы, боезапас 250 единиц; - две 23-мм зенитные артустановки; На этом закончилась эра транспортно-десантных подводных кораблей, но история знает еще проекты создания подводных танкеров для доставки топлива к труднодоступным местам и кораблям в открытом море. Так, в 1960 году спроектировали подводный танкер проекта 681, предназначался он прежде всего для вспомогательного флота и гражданского флота, водоизмещением 24750 тонн, и двумя атомными реакторами. В 1973 году ЦКБ 16 приступило к проектированию подводного танкера проекта 927, но ни один из проектов в производство так и не пошел. Еще раз был проявлен интерес к подводным танкерам в 90 годах, ЦКБ-16 начало проектирование подводного танкера, способного доставлять топливо в арктических условиях. Танкер мог транспортировать до 30 000 тонн топлива и перевозить до 900 стандартных грузовых контейнеров. Танкер полностью загружался за 30 часов. Однако финансовый кризис и развал Советского Союза оставил проект без шансов воплощения в металле. | |
Просмотров: 799 | Добавил: lagnocawa | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |