Военное обозрение Автор Подполковник запаса, Пикуль Виктор Евгеньевич На сайте Одноклассники много офицерских групп, в которых идет постоянное обсуждение всех наболевших вопросов. Вот сообщение, которое наводит на весьма грустные мысли: “В экипаже БПК «Вице-адмирал Кулаков» пока ни один офицер не получил служебную квартиру в Североморске. Им говорят: «Ждите». Чего? Тех самых квартир, которые должны, в конце концов, освободить уволенные в запас военнослужащие. Так что все «кулаковцы» жилье сейчас снимают." Подробнее здесь: В Заполярье служат терпеливые Что же происходит с русским флотом? Куда делись традиции, заложенные еще 250 лет назад при адмирале Ф.Ф.Ушакове? В СМИ написано очень много материалов на тему состояния ВМФ. Как правило, это статьи на тему о корабельном составе флотов, о соотношении сил и средств между флотами. Но давайте хотя бы вкратце рассмотрим сопутствующие обстоятельства. 1. Кадры. Вспоминается фильм-дилогия двадцатипятилетней давности «В зоне особого внимания» и «Ответный ход». Патриотическая составляющая этих фильмов была настолько велика, что ребята-призывники массово записывались в ВДВ и ВМФ. Вспоминается надпись, сделанная в одном из военных училищ на территории охраняемого объекта очередным часовым: «И спать хочется — И Родину жалко!». Вроде нехитрая надпись, однако, она говорит о многом. И ведь думали (!) о Родине. Нахимовцы с самого детства воспитывались в лучших традициях. Сколько нахимовцев стало блестящими офицерами, сколько из них стали кавалерами самых высших орденов. Еще В.С.Пикуль в своих морских романах показывал необходимость передачи морских традиций путем достаточно длительного обучения. Невозможно за 2 года подготовить высококлассного моряка. А молодой лейтенант, отучившись 5 лет, получает лишь общие понятия о службе. Зачастую старослужащий матрос знает больше зеленого лейтенанта. Сложившаяся за долгие годы система обучения ВМФ от учебки до академии получила пробоину ниже ватерлинии и начала тонуть. Еще одна цитата с сайта Одноклассники. Вопрос задает жена боевого офицера: “ПРОБЛЕМА!!!! Супруг должен идти в школу и разговаривать с 7-9 классами, как Вы думаете, что он должен рассказать? Он принимал участие с 1988 г. Фергана до 2007 г. Чечня, (во всех горячих точках СНГ) он переживает, что он может рассказать, чтобы власть не задеть и дети поняли, что такое защитник Родины. Ваше мнение?” Объективно понятно, что в жизни очень многое изменилось. Изменились взаимоотношения между странами, изменилась техника, появились новые материалы, новые технологии, изменились люди. У большинства молодежи уже нет былого душевного трепета при виде опрятного нахимовца. Значит, система обучения должна быть подстроена под измененные условия, но не быть слепой копией западных систем. Риторический вопрос: есть ли будущее у ВМФ с имеющейся системой подготовки специалистов? 2. Лейтенанты. Удивительное волшебство начинается тогда, когда, оттопав по плацу в строю новоявленных лейтенантов, отгуляв на выпускном вечере, зеленый лейтенант получает документы и готовится к убытию в часть. В душе приятное ощущение – ожидание чуда. Однако все чудеса заканчиваются по прибытии к месту службы. На ум приходит картина Репина: “Не ждали”. Как всегда кадровики что-то напутали и, место в экипаже еще не освободилось. Приказано ждать. Общежитие не первой свежести. Вечерние прогулки по злачным местам. Так начинаются испытания на выживаемость. Не все это испытание выдерживают. Риторический вопрос: есть ли будущее у ВМФ при таком вхождении молодых специалистов в строй? 3. Дальнейшая служба. Предположим, все сложилось, пролетело время и недавно молодой лейтенант уже тертый капитан-лейтенант. Обзавелся семьей. Но квартиры еще нет. Ждем-с. Появился первый ребенок. Ребенок подрос. Уже пора в садик, а мест нет. Жене бы работу, чтобы хотя бы навыки по профессии не потерять. А где она, эта работа? Городок то маленький. Денежное довольствие приходит не всегда вовремя. Но энтузиазма много. Где служат? Самый укомплектованный флот – Северный. 15 августа. Аэропорт Мурманска. Самолет прилетает ночью. Температура +4. Срывается снег. Но у моряков полно оптимизма. Автодорога Мурманск – С.Петербург. В районе Медвежьегорска ремонт шоссе и съезд на объездную дорогу. Перед съездом громадный щит с надписью: “Товарищ! Поверь! Сквозного проезда нет!”. Ну, вот места там для особо упертых людей. Полярный. Через губу от Североморска. Холодно. Но ведь живут. Радуются даже самым мелким событиям в жизни. Они любят море! Это их радость и печаль. Это их жизнь! Им бы немножко помочь! Но нет. Никто из “высших” не посетил Видяево на десятилетие “Курска”. «Она утонула», и все тут. Подробности здесь: Её величество Ложь. Как сливали подлодку "Курск". + (ВИДЕО) С января на СФ пошли увольнения по ОШМ. Об этом пишут в Интернете. А куда этим офицерам ехать? Они пишут обращение к руководителям государства и размещают в Интернете. А некий полковник Воронков, 36-ти лет, к тому же профессор, доктор наук, офицер Арбатского округа, там же в Одноклассниках дает таким офицерам характеристику – отработанный материал. В связи с таким положением, с флота ушла масса высококвалифицированных офицеров от 40-ка до 50-ти лет. Можно констатировать нарушение преемственности флотских традиций. Риторический вопрос: Есть ли будущее у ВМФ с таким отношением высшей власти к костяку флота, к самым преданным службе, морю офицерам? 4. Смена задач на театрах военных действий. Глубоким анализом задач, стоящих на разных ТВД занимаются ведущие аналитики в Главкомате ВМФ и Генеральном Штабе. Хотя нет, занимались. В настоящее время этих самых аналитиков практически не осталось. Посмотрим коротко. ЧФ. Нет смысла обсуждать то, что старыми структурами невозможно решать новые задачи. Придумали новые структуры и переподчинили ЧФ СКВО! Теперь депешами из Ростова-на-Дону управляют оперативной деятельностью ЧФ?! По данным всех аналитиков ЧФ проигрывает Турецкому флоту. Причем кратно. Корабельный состав старый и абсолютно разнородный. Просто дослуживает. И постоянные переговоры с Украинской стороной по Севастополю. Потеря Севастополя равносильна на сегодня потере флота. БФ. Часть баз утрачена в связи с отделением прибалтийских республик. Вместе с этим утрачена налаженная система управления. К сожалению и БФ значительно проигрывает группировке НАТО в Балтийском море. Фактически и ЧФ и БФ в настоящее время могут выполнять боевые функции лишь номинально. Основная задача у них чисто представительская – демонстрация флага. СФ. Здесь самая боеспособная часть ВМФ. Корабли СФ при необходимости в состоянии прийти на помощь ЧФ и БФ. Однако возникла проблема планового ремонта кораблей. ВМФ не способен обеспечит такой ремонт. И, в связи с этим обстоятельством, возможно выбывание из состава флота целого ряда кораблей, что неминуемо приведет к преобразованию СФ во флотилию. ТОФ. Вот выдержка из высказываний моряков в Одноклассниках: «В 2007 году отдыхал в Приморском крае, заехал на "Новый пирс" в бухту Абрек... и ужаснулся! Оказывается, надводного флота НЕТ! Стоит груда металлолома. Дивизию ракетных кораблей местные жители называют "Дивизия железный капут". На учения в состоянии выйти только 1 единица - ракетно-бомбовый катер. Но соединением командует адмирал, со всей причитающейся штабной свитой! ». И ТОФ фактически уже нет. Образована какая-то непонятная структура с непонятным назначением - Камчатская и Приморская группировки. И, если ЧФ, СФ, БФ могут хоть как-то взаимодействовать, то ТОФу просто некому будет помочь! В океанской зоне преобладают американские ВМС. Поскольку в США нет внутренних морей, почти 95% ВМС предназначены для океанской зоны. А что же ВМФ России? Из надводных кораблей только “Петр Великий” и “Адмирал Кузнецов” бороздят просторы мирового океана. И даже без должного охранения и сопровождения! Почему? Да потому, что продано! Где было «высшее» командование, когда часть кораблей была продана за шапку сухарей. Выдержка из интернета: Сторожевой корабль «Зоркий» - 227,5 тыс. долларов Сторожевой корабль «Строгий» - 316,5 тыс. долларов. И этот список можно продолжить! Хорошо известно, как продавали ТАКР Минск и Новороссийск! Вот показательные истории! Даже секретное вооружение не сняли. Риторический вопрос: Есть ли будущее у ВМФ, если состояние флотов не будет подстраиваться под современные задачи всех ТВД? 5. О современном состоянии корабельного состава можно прочитать здесь: ВОЕННЫЙ ФЛОТ РОССИИ. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ОН СЕГОДНЯ? Следует обратить внимание на один спорный момент. Это развитие в направлении повышения значимости МСЯС (морских стратегических ядерных сил). Показателен 2007 год, когда около 70% средств, выделенных для постройки всех новых кораблей, были отправлены на закладку трех АПЛ серий 955 и 955А. Причем подводные крейсеры серии 955 считаются одними из самых дорогих кораблей. Но, внимание! Основная проблема в том, что развитие МСЯС совершенно не поддерживается развитием системы обеспечения. Силы, которые необходимы для прикрытия крейсеров в море, устаревают ускоренными темпами, а новых на стапелях не видно. При разработке тактики и стратегии использования МСЯС совершенно не учитывается необходимость системного рассмотрения всех вопросов, в том числе и обеспечения. Уроки Фолклендского кризиса 1982 года убедительно показали возможности наступательных сил, когда они используются в комплексе. Но ощущение такое, что эти уроки и не рассматривались. А вот до 90-х годов на всех читках приказов в частях обязательно зачитывались приказы, рассматривающие те или иные ситуации и в приказной части обязательно ставились задачи обучения, вытекающие из полученного опыта. Есть и еще одна серьезная проблема – низкий коэффициент оперативного напряжения. В результате весьма дорогостоящий крейсер становится уязвимой мишенью для противника, находясь на стоянке в базе. Ну не может ВМФ в нынешнем состоянии обеспечить более длительное нахождение на БД. К слову КОН и во времена СССР был не слишком высок. Вкладывая огромные средства в развитие МСЯС, разработчики военной доктрины фактически рассматривают лишь один, причем наименее вероятный сценарий военного конфликта – всеобщая ядерная война. Между тем, огромное количество задач мирного и военного времени, должно решаться неядерными силами общего назначения. Что стоит только задача обеспечения международной безопасности в Аденском заливе. А охрана территориальных вод, берегов России, участие в антитеррористических операциях. Здесь нужны совершенно другие силы и средства. К сожалению, руководство МО осуществляет совершенно необъяснимые с точки зрения логики, действия. Сколько лет муссировался вопрос о переводе Главкомата ВМФ в С.Петербург. Группа заслуженных адмиралов вынуждена была писать открытое письмо с вопросом о целесообразности такого перевода. Стоимость перевода была оценена в 40 – 50 млрд. рублей. Причем стоимость корабля серьезной серии составляет около 2 млрд. рублей. В условиях корабельного дефицита встает вопрос: “А кто-то вообще просчитывал программу перевода?”. Следующей новостью стала возможность переименования Главкомата в Департамент! Может Департаментом будет управлять эффективный менеджер? Риторический вопрос: Есть ли будущее у ВМФ, если не будет разработана общая концепция применения сил и средств ВМФ, с последующим размещением заказов на постройку кораблей соответствующих классов? 6. Состояние кораблестроительной промышленности. К большому сожалению, при развале СССР около 40% кораблестроительной промышленности осталось в странах СНГ. Были нарушены кооперационные связи и, очень многое пришлось создавать заново. Это наложило очень серьезный негативный отпечаток на всю промышленность. По сведениям очевидцев сильно поредели ряды ведущих конструкторов в ПКБ Рубин. Много площадей просто сдано в аренду. Недофинансирование не позволяет ритмично работать на верфях заводов. В результате на стапелях застряли на долгие годы запущенные проекты. Особенно большие вопросы вызывает отсутствие возможности передачи традиций рабочих специальностей. Существует колоссальная нехватка молодежи. Особенно это касается рабочих-станочников. На высокоточных металлообрабатывающих станках работают возрастные рабочие. И кто придет им на смену совершенно неясно. Риторический вопрос: Есть ли будущее у ВМФ, если кораблестроительная промышленность будет продолжать оставаться в текущем состоянии? Вывод: будущее у ВМФ России, при всех сложившихся трудностях, вполне может быть. В истории уже были примеры возрождения флота. Нужно лишь желание власти, политическая воля разрешить все риторические вопросы. А люди, любящие море, отчаянно преданные морской профессии в России были, есть и будут! |