Главная » 2015 Февраль 5 » ВМФ России после 2020 года: возможные пути обновления
ВМФ России после 2020 года: возможные пути обновления | 20:50 |
Автор Рябов Кирилл Все страны, имеющие выход к морю, нуждаются в мощных и современных военно-морских силах, потенциал которых достаточен для выполнения поставленных задач. В случае с крупными и мощными государствами, внешнеполитическая и дипломатическая деятельность которых имеет свои особенности, это выливается в необходимость строительства многочисленного и мощного флота, способного действовать в разных регионах мира и на большом удалении от баз. На протяжении нескольких десятилетий Россия пытается строить свой мощный океанский флот, но в силу разных причин такие проекты пока не привели к ожидаемому результату. Напомним, попытки построить т.н. «Большой флот» начались еще в конце позапрошлого века. Принятая в 1881 году программа привела к определенным результатам, но заметная часть новых кораблей погибла во время Русско-японской войны. Далее к многообещающей идее вернулись в конце двадцатых годов, но программа вновь не была реализована, на этот раз из-за надвигавшейся Великой Отечественной войны. В послевоенный период СССР смог построить многочисленный флот, располагающий большим количеством кораблей и подлодок различных классов и типов. Это строительство позволило обеспечить присутствие флота в различных регионах, однако сокращения восьмидесятых и девяностых годов привели к резкому ухудшению ситуации и постепенному уменьшению потенциала ВМФ. В настоящее время министерство обороны и промышленность реализуют Госпрограмму вооружений, рассчитанную до 2020 года. Кроме того, сейчас военные и промышленники формируют новый аналогичный план, который будет реализовываться с 2016 по 2025 годы. В обеих программах особое внимание должно уделяться обновлению военно-морского флота. После длительного периода, в течение которого флот не получал достаточного финансирования и постоянно сокращался, наступило время, когда появилась возможность восстановить потери и утерянный потенциал. Не следует забывать, что строительство и ввод в строй новых кораблей будет осуществляться параллельно со списанием и утилизацией устаревшей техники. Этот фактор дополнительно затрудняет обновление ВМФ, поскольку промышленности придется строить корабли, катера и подлодки в количестве, достаточном для равноценной замены списываемой техники и повышения возможностей флота. Рассмотрим планы по обновлению в среднесрочной перспективе и основные трудности, связанные с ними. В контексте дальнейшего развития российского надводного флота чаще всего упоминаются два проекта: строительство десантных кораблей типа Mistral и появление нового отечественного авианосца. Перспективы покупки десантных кораблей у Франции, похоже, уже определены. Первые два корабля стали предметом продолжительного спора, из-за чего их дальнейшая судьба пока под вопросом. Тем не менее, есть все основания считать, что планировавшаяся покупка еще двух «Мистралей» все же не состоится ввиду ненадежности поставщика в лице Франции. Строительство нового авианосца для российского военно-морского флота является более интересным вопросом. Еще во времена предыдущего министра обороны Анатолия Сердюкова было объявлено, что в текущей Госпрограмме вооружений-2020 не предусматриваются какие-либо затраты на строительство авианесущих кораблей. Таким образом, в самом лучшем случае строительство авианосца стартует не ранее 2020 года. Ввиду столь отдаленных сроков можно предполагать, что подобные планы пока находятся на стадиях предварительного обсуждения. Масла в огонь обсуждений подливают действия и заявления некоторых судостроительных организаций. В течение нескольких последних лет отечественные судостроители несколько раз демонстрировали свои проекты перспективного авианосца для российского флота. Кроме того, давно циркулируют слухи о грядущем создании перспективного палубного истребителя на базе самолета Т-50 (программа ПАК ФА). По понятным причинам официальные сведения относительно строительства нового авианосца пока не появлялись, что, однако, не мешает специалистам и любителям военного дела активно обсуждать перспективный проект. В интересах ВМФ России планируется провести ремонт и модернизацию тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан». На данный момент в строю остается только один корабль этого проекта – флагман Северного флота «Петр Великий». Остальные крейсера в силу разных причин были выведены в резерв. Несколько лет назад стало известно о планируемой модернизации, как минимум, одного из «Орланов». Первым на ремонт и обновление отправился крейсер «Адмирал Нахимов». В прошлом году его перевели на завод Севмаш, с осени прошлого года корабль находится в наливном бассейне предприятия. До 2018 года планируется заменить множество систем и оснастить корабль новым вооружением. По некоторым данным, «Адмирал Нахимов» получит новое вооружение. Так, для атаки надводных и наземных целей он будет использовать ракетный комплекс «Калибр», который придет на смену системе П-700 «Гранит». Планируется использование иных вооружений и систем новых типов. Ранее сообщалось, что после крейсера «Адмирал Нахимов» на ремонт и модернизацию отправится корабль «Петр Великий». Дальнейшая судьба «Адмирала Лазарева» пока неизвестна. Головной корабль проекта, «Киров», вероятно, будет утилизирован ввиду невозможности полноценного ремонта поврежденных агрегатов. Обновление проходят и ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант». Корабль «Маршал Устинов» находится на ремонте и в этом году должен выйти на испытания. Запланирован ремонт и модернизация гвардейского ракетного крейсера «Москва», являющегося флагманом Черноморского флота. Планируется заменить вооружение и некоторые бортовые системы. В дальнейшем возможна модернизация и третьего крейсера типа «Атлант». Флагман Тихоокеанского флота крейсер «Варяг» не так давно проходил ремонт, из-за чего сроки его дальнейшего обновления пока неизвестны. По некоторым данным, к концу текущего десятилетия может начаться модернизация больших противолодочных кораблей проектов 1155 и 1155.1. Как и в случае с «Орланами», модернизация этих БПК может подразумевать демонтаж части имеющихся систем и установку новых. В частности, возможно изменение комплекса вооружения, в который будут включены новейшие разработки в этой области. Командование ВМФ пока не говорило о своих планах относительно модернизации БПК проектов 1155 и 1155.1, из-за чего пока она фигурирует только в виде слухов. В будущем военно-морской флот России будет вынужден списать некоторое количество старых кораблей, в том числе первого ранга, уже не пригодных к несению службы. К примеру, в 2015 году планируется списать большой противолодочный корабль «Керчь» (проект 1134Б). В прошлом году этот корабль прошел ремонт и в дальнейшем должен был на время стать флагманом Черноморского флота, заменив находящийся на ремонте корабль «Москва». Однако в ноябре прошлого года в нескольких кормовых отсеках «Керчи» произошел пожар. Специальная комиссия обследовала корабль и решила, что его восстановление не является целесообразным. В программе развития надводного флота особое место занимают новые корветы (сторожевики ближней морской зоны) проекта 20380/20385 и фрегаты (сторожевики дальней морской зоны) проекта 22350. Флот желает получить в общей сложности 15 фрегатов проекта 22350 и до 18-20 корветов «20380». Следует отметить, серийное строительство таких сторожевых кораблей уже развернуто и имеет определенные успехи. Так, в составе Балтийского флота сейчас служат четыре корвета проекта 20380. В дальнейшем фрегаты и корветы новых проектов будут распределяться между всеми российскими флотами. С конца прошлого десятилетия российские специалисты работают над проектом перспективного эсминца с кодовым обозначением «Лидер». На 2014 год планировалось начало опытно-конструкторских работ, а строительство головного корабля должно стартовать уже в 2016-м. С учетом возможных сложностей, которые могут проявиться на стадии строительства, а также последующих испытаний и исправления имеющихся недостатков можно предположить, что служба нового корабля начнется не ранее конца текущего десятилетия. Известно о разработке двух вариантов нового проекта. Военно-морскому флоту будут предложены корабли с ядерной и газотурбинной энергетическими установками. Окончательный выбор этих агрегатов будет за военными. Характеристики и оснащение перспективных эсминцев, по понятным причинам, пока не оглашались. В связи с этим появляются самые смелые предположения. Существует мнение, что корабли «Лидер» в качестве основного ударного средства получат не только ракетный комплекс «Калибр», но и некую перспективную гиперзвуковую ракету. Также корабли могут получить корабельный вариант зенитного комплекса С-500. В текущей Госпрограмме вооружений предусмотрено финансирование разработки нового проекта, а затраты на строительство «Лидеров» будут закладываться в следующий подобный план. По некоторым данным, ВМФ России может заказать до 10-12 эсминцев нового типа. Естественно, все имеющиеся сведения о проекте «Лидер» пока носят предположительный характер, поскольку требования к кораблю могут поменяться, некоторые этапы проекта могут затянуться, а командование флота может скорректировать свои планы. На протяжении последних лет ведется активное строительство новых подлодок, которые будут нести службу в составе Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов. Такие программы и проекты имеют особое значение для развития ВМФ и безопасности страны, поскольку именно подводные лодки являются одним из элементов стратегических ядерных сил. На данный момент морская компонента ядерной триады состоит из подводных лодок проектов 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 955 «Борей». После длительной эксплуатации и проблем прошлых десятилетий в строю остались только три подлодки «Кальмар» и шесть «Дельфинов». В последние годы удалось завершить строительство и испытания головной субмарины проекта 955, что открыло дорогу новым кораблям этого типа. На данный момент ВМФ России располагает тремя «Бореями», последний из которых был передан в декабре прошлого года. Перспективы подлодок проекта 667БДР просты и понятны: ориентировочно к концу десятилетия их должны списать и отправить на утилизацию. Количество строевых субмарин проекта 667БДРМ так же будет постоянно сокращаться, однако до определенного времени эти корабли останутся основой морской составляющей ядерной триады. В будущем флот должен получить не менее восьми «Бореев», которые предназначаются для замены субмарин старых типов. До 2020 года планируется построить серию из восьми подлодок проектов 955 и 955А. Три корабля уже переданы флоту, еще три находятся на разных стадиях строительства. Несложный подсчет показывает, что планируемое количество субмарин нового типа позволит сохранить количество развернутых баллистических ракет подводных лодок на существующем уровне. Нередко высказывается предположение о возможном продолжении строительства «Бореев». Для усиления морской компоненты стратегических ядерных сил может быть построено 2-4 подлодки этого типа. Тем не менее, пока о таких планах неизвестно. Вероятно, вопрос продолжения строительства подлодок проекта 955/955А будет решаться только при подготовке новой Госпрограммы вооружений, рассчитываемой до 2025 года. Для замены имеющихся подводных лодок атомных с ракетами крылатыми (ПЛАРК) и подводных лодок атомных торпедных (ПЛАТ) в настоящее время предлагаются субмарины только одного проекта. В обозримом будущем одними из основных подводных «охотников» в ВМФ России должны стать субмарины проекта 885 «Ясень». Вооружение этих подлодок состоит из торпед, мин и управляемых ракет. Таким образом, по составу ударных средств «Ясени» в определенной мере соответствуют ПЛАРК проекта 949А. Кроме того, наличие торпед позволяет заменить существующие ПЛАТ проектов 945, 945А и 971. Использованная в проекте 885 гидроакустическая станция «Иртыш-Амфора» должна обеспечивать высокие характеристики обнаружения как надводных, так и подводных целей. Эта особенность новых ПЛАРК, в сочетании с имеющимся вооружением, должна привести к значительному повышению их эффективности в сравнении с субмаринами иных типов. ВМФ России в настоящее время располагает двумя десятками АПЛ с торпедным и ракетным вооружением. При этом в планах Минобороны строительство только восьми «Ясеней». Головной корабль проекта, «Северодвинск», с прошлого года служит в составе Северного флота. Все новые подлодки строятся по обновленному проекту 885М. Строительство запланированной серии должно завершиться к 2018-20 годам. Известные сведения о количестве имеющихся и запланированных к строительству подлодок позволяет предполагать, что новые «Ясени» не должны будут полностью заменить находящиеся в строю подлодки. Их задачей является усиление подводной группировки военно-морского флота в ближней и среднесрочной перспективе, а также обеспечение сохранения потенциала флота после списания устаревших субмарин. Планы командования относительно дальнейшего строительства «Ясеней» до конца не понятны. Несколько лет назад утверждалось, что до 2020 года ВМФ может получить не 8, а 10 новых подлодок, однако утверждена была постройка именно 8 субмарин. Возможно, после 2020 года строительство подлодок проекта 885 продолжится. Нельзя исключать возможность появления новой модернизированной версии проекта. Кроме того, известно о начале работ по новому проекту многоцелевой АПЛ пятого поколения. Сейчас и в будущем планируется обновлять группировку неатомных подводных лодок. Так, в интересах Черноморского флота ведется строительство шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка». Первые две субмарины уже переданы флоту, сдача третьей и четвертой запланирована на этот год. Большие надежды возлагаются на обновленный вариант проекта 677 «Лада», в котором предполагается использовать перспективную воздухонезависимую энергетическую установку. Такое оборудование позволит значительно повысить боевые качества неатомных подлодок за счет отсутствия необходимости в регулярных всплытиях для подзарядки аккумуляторных батарей. Тем не менее, точные сроки начала строительства подлодок с такими энергоустановками пока остаются неизвестными. Вероятно, подобные корабли появятся в составе ВМФ России только в следующем десятилетии. На фоне предыдущих десятилетий нынешние планы российского Минобороны, касающиеся развития военно-морского флота, выглядят более чем смелыми и амбициозными. Тем не менее, финансирование, выделяемое в рамках Госпрограмм вооружения, позволяет вкладывать деньги в разработку и строительства нового оружия и техники, в том числе кораблей и подлодок. Вполне понятно, что реализация нынешних планов будет связана с массой различных трудностей. Тем не менее, имеющееся состояние материальной части ВМФ грозит настолько серьезными проблемами в будущем, что на их фоне ожидаемые затруднения по Госпрограммам не выглядят поводом для отказа от дальнейших работ. По материалам сайтов: http://ria.ru/ http://interfax.ru/ http://lenta.ru/ http://flot.com/ http://flot.sevastopol.info/ http://russian-ships.info/ | |
Просмотров: 568 | Добавил: lagnocawa | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |