АПЛ К-152 "Нерпа" Военная прокуратура сдержанно отрапортовала на днях о нахождении виновников недавней трагедии на АПЛ "Нерпа". Можно бы теперь сложить руки и успокоиться… да вот как-то подрастеряли наши правоохранители доверие за последние годы. А что, если не все в этой истории – случайность?
Напомним: 8 ноября 2008 года, при проведении ходовых испытаний в российских водах Японского моря, на атомоходе "Нерпа" внезапно сработала система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), в результате чего произошел выброс пламегасителя. Два носовых отсека оказались загерметизированными, в них погибли 20 человек - три члена экипажа и 17 гражданских специалистов. Еще 21 пострадавшего госпитализировали позже с отравлениями. Спустя 10 дней стало известно, что количество пораженных в результате аварии увеличилось вдвое - всего за помощью к медикам обратились более 40 человек.
На борту "Нерпы" во время этих испытаний находились 208 человек (из них лишь 81 – военнослужащие), в т.ч. ведущие инженеры и рабочие завода-строителя (никого из руководства завода на атомоходе тогда не было). Моряки успели поднять на верхнюю палубу 40 человек. В течение 10 часов потом военные, без какой-либо помощи сдаточной команды, находясь внутри прочного корпуса (в изолирующих аппаратах), вели лодку назад, в пункт временного базирования.
Неплановая версия
Представьте хотя бы на мгновение, что в ноябре 2008-го ЧП не случилось – и что произошло бы далее? Скорее всего, до конца года завод сумел бы ударно сдать лодку, по весне ее радостно передали бы индусам, и уже в мае-июне 2009-го они ушли бы на ней в свой, Индийский океан... Однако неизрасходованный 8 ноября тетрахлорэтилен (вместо фреона) в баллонах остался бы, автоматический комплекс "Молибден-И" - запрограммирован так же, а индусский матрос отличается от нашего только тем, что верит в реинкарнацию... Да и в матросе ли дело? И вот, не позже августа (вечно у нас в этом месяце все случается) 2009 года мир потрясает известие почище "Курска": из рядового похода не вернулась полученная от РФ в аренду на 10 лет ПЛА "Чакра-2", со 150 индусами на борту (73 - основной экипаж + "отрабатывающиеся" на ней дублеры и представители штаба). Лодка не вышла вовремя на связь, и точное местонахождение ее (а также причины ЧП) теперь никогда и никому (!) не станут известны... Вероятность именно такого развития событий (при наличии исходных условий) – все 98% (2% здесь – не более, чем "поправка на ветер").
Попробуйте угадать: как в этой ситуации будут выглядеть Россия и ее доблестный военно-промышленный комплекс?
... Читать дальше »
Двое российских моряков погибли в результате столкновения двух судов у берегов Германии
«Российское судно приняло очень сильный удар. Рулевую рубку оторвало, верхнюю палубу сильно разбило, судно встало поперек канала, заблокировав движение», – рассказал газете ВЗГЛЯД главный редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко. Сухогруз «Тюмень-2» в Кильском проливе столкнулся с контейнеровозом под британским флагом.
Российский сухогруз «Тюмень-2» столкнулся в четверг утром в Кильском канале на севере Германии с шедшим под британским флагом контейнеровозом «ООСЛ Финланд». По данным полиции, инцидент произошел близ города Альберсдорф (земля Шлезвиг-Гольштейн), передает ИТАР-ТАСС.
В результате погибли два человека – предположительно, лоцманы с российского корабля. Два члена экипажа «Тюмени-2» также получили тяжелые травмы и были доставлены в клинику города Хайде.
Сообщается, что капитаны шедших встречными курсами судов около 07.00 местного времени (09.00 по Москве) не смогли избежать столкновения из-за густого тумана. В результате сильного удара российский сухогруз длиной 116 м получил сильные повреждения, но остался на плаву. Его доставили в ближайший порт с помощью буксира. Британский контейнеровоз длиной 150 м смог самостоятельно продолжить путь в направлении Рендсбурга, в порту которого он будет находиться на период расследования инцидента.
На время спасательных работ Кильский канал в районе аварии был закрыт, из-за чего перед шлюзами в Киле и Брунсбюттеле скопились десятки судов.
Обстоятельства инцидента и размеры материального ущерба устанавливаются. Но, по предварительным данным, с одного из аварийных судов произошла утечка гидравлической жидкости в воду.
Как сообщили газете ВЗГЛЯД в пресс-службе Российского профсоюза моряков, сегодня рано утром российское судно «Тюмень-2» (судовладелец «Reskom Tyumen Ltd», порт приписки – Новороссийск) с тринадцатью моряками на борту в условиях тумана столкнулось с контейнеровозом «OOCL Finland» (флаг Великобритании, судовладелец «Anina Shipping Ltd») в Кильском канале.
В результате аварии два россиянина погибли, еще двое получили тяжелые травмы, остальные моряки не пострадали. Судно «Тюмень-2» получило серьезные повреждения в районе надстройки.
Спасательные операции ведет береговая служба Куксхафена. Российское судно будет отбуксировано на ремонт. Известно также, что теплоход «Тюмень-2» вышел 14 марта из порта Калининград в Гулль с грузом пиломатериалов.
Председатель Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков Александр Бодня в разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД от
... Читать дальше »
На фоне блоггерских сообщений – особенно усердствуют китайские интернет-авторы - любопытно смотрится сообщение китайского официального информационного агенства Синь-Хуа, которое разместило фотоизображения приобретенного у Украины (строился на верфи в Николаеве еще для ВМФ СССР) авианесущего крейсера «Варяг». С примечаниями, что предполагавшийся к отправке в металлолом боевой корабль вполне может быть после реконструкции включен с состав ВМФ Китая. Восток умеет хранить свои секреты. И все же просачиваются некоторые сведения о том, что Южно-Китайское море рассматривается политическим руководством Китая не только как потенциальный театр военных действий, но и как внутреннее пространство КНР, находящееся сугубо под контролем китайского флота.
Спуск на воду вполне боеготового «Варяга», восстановленного и доведенного до нужной кондиции на китайских верфях, вполне способен несколько поколебать чашу достаточно хрупкого равновесия противостояния флотов в регионе. Недаром некоторые китайские блоггеры вовсю изощряются в своих публикациях на тему Фукусимы. По их мнению, авария на атомной станции должна была всего лишь закамуфлировать последствия проведенного в ста с лишним километрах от восточного по отношению к Тихому океану побережья Японии секретного испытания первого в истории «страны Восходящего Солнца» современного ядерного устройства. Определенную нервозность проявляет и вашингтонская администрация. Успехи китайской экономики, помноженные на усиливающиеся претензии на господство в тех водах, которые исконно считаются территориально принадлежащими контролирующему их государству, вынуждают руководство США крайне резко реагировать на потенциальный спуск на воду первого полноценного китайского авианосца.
Мнения неназванных экспертов о том, что пока Китай не обзаведется авианесущей группировкой хотя бы из трех кораблей, способных обеспечить массовый старт самолетов со своих площадок, критике подлежать просто не могут в силу бессмысленности таких утверждений. И, к слову, это совершенно не отрицает того, что китайское руководство не озабочено строительством собственных авианесущих кораблей. Стратегию их использования китайские флотские офицеры вполне
... Читать дальше »
В настоящее время отмечается серьезный рост отставания России в проектировании и разработке торпедного вооружения. Долгое время ситуацию хоть, как-то сглаживало наличие в России принятых на вооружении в 1977 году ракето-торпед «Швкал», с 2005 года подобное вооружение появилось и в Германии. Имеется информация, что немецкие ракето-торпеды «Барракуда» способны развивать большую, чем «Шквал» скорость, но пока российские торпеды подобного типа распространены более широко. В целом же отставание обычных российских торпед от зарубежных аналогов достигает 20-30 лет.
Основным производителем торпед в России является ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор». Данное предприятие в ходе проведения международного военно-морского салона в 2009 году («МВМС-2009») представило на суд публике свои разработки, в частности 533 мм. универсальную телеуправляемую электрическую торпеду ТЭ-2. Данная торпеда предназначена для поражения современных кораблей подводных лодок противника в любом районе Мирового океана.
Торпеда обладает следующими характеристиками: длина с катушкой (без катушки) телеуправления – 8300 (7900) мм, общая масса – 2450 кг., масса боевого заряда – 250 кг. Торпеда способна развивать скорость от 32 до 45 узлов на дальности в 15 и 25 км., соответственно и обладает сроком службы в 10 лет.
Торпеда оснащается акустической системой самонаведения (активная по надводной цели и активно-пассивная по подводной) и неконтактными электромагнитными взрывателями, а также достаточно мощным электродвигателем, обладающим устройством понижения уровня шума.
Торпеда может быть установлена на подводные лодки и корабли различных типов и по желанию заказчика выполнена в трех различных вариантах. Первый ТЭ-2-01 предполагает механический, а второй ТЭ-2-02 электрический ввод данных по обнаруженной цели. Третий вариант торпеды ТЭ-2 имеют меньшие массогабаритные показатели при длине в 6,5 метра и предназначен для использования на подводных лодках натовского образца, к примеру, на немецких подлодках проекта 209.
Торпеда ТЭ-2-02 специально разрабатывалась для вооружения атомных многоцелевых подводных лодок 971 проекта класса «Барс», которые несут ракетно-торпедное вооружение. Есть информация, что подобная АПЛ по контракту была закуплена военно-морским флотом Индии.
Самое печальное в том, что подобная торпеда уже сейчас не отвечает ряду требований предъявляемых к подобному оружию, а также уступает по своим техническим характеристикам иностранным аналогам. Все современные торпеды западного производства и даже новое торпедное оружие китайского производства
... Читать дальше »
Радиоэлектронная борьба берет свое начало с 15 апреля 1904 г., когда впервые в ходе русско-японской войны были вскрыты и подавлены преднамеренными радиопомехами радиопередачи японских кораблей – корректировщиков огня. Этим историческим фактом положено начало становлению и развитию радиоэлектронной борьбы в Вооруженных Силах России.
Изобретение русским ученым Поповым А.С. в 1895 г. радио и внедрение в начале ХХ века в вооруженные силы средств радиоэлектроники неизбежно привели к созданию средств и способов борьбы с ними. По мере увеличения количества, роли и объема задач, решаемых с помощью радиоэлектронных средств в бою и операции, безусловно, возрастали возможности радиоразведки и радиопомех, разрабатывались все новые средства и способы ведения радиоэлектронной борьбы. Противоборствующие стороны в этих условиях вынуждены были принимать специальные меры по скрытию радиосредств от разведки и защите их от подавления радиопомехами. На практике эти меры начали реализовываться в период Первой мировой войны.
Более интенсивное развитие радиоэлектронная борьба получила в годы Великой Отечественной войны, в ходе которой значительно изменились не только радиоэлектронные средства управления войсками и оружием, но и способы, и тактические приемы их разведки и подавления. Однако лишь в послевоенный период в результате широкого внедрения в военное дело достижений радиоэлектроники боевые возможности оружия и военной техники стали стремительно возрастать.
Опыт всех локальных войн и вооруженных конфликтов второй половины XX – начала XXI века показывает, что радиоэлектронная борьба является неотъемлемой частью операций и боевых действий любого масштаба. Превосходство в управлении стало решающим условием завоевания стратегической инициативы.
Радиоэлектронная борьба сегодня – один из важнейших видов обеспечения боевых действий. Она включает в себя такие основные направления, как целенаправленное воздействие электромагнитными излучениями на радиоэлектронные объекты систем управления противника; защита своих радиоэлектронных систем от аналогичного воздействия; снижение возможностей по поражению наших ракетных комплексов, самолетов, кораблей высокоточным оружием противника.
История радиоэлектронной борьбы создана людьми, связавшими свою жизнь и отдавшими все знания, все силы и умения делу совершенствования этого важного вида оперативного и боевого обеспечения. Всех их объединяет одно – беззаветная преданность Родине, Вооруженным Силам, радиоэлектронной борьбе. Практическими делами они вписали в историю РЭБ свои страницы. Глубокая благодарность и признательность за это всем специалистам
... Читать дальше »
15.04.2011 Истребитель ВМС США F/A-18C Hornet 113-й ударной эскадрильи 10 апреля загорелся при посадке на авианосец Carl Vinson во время контрольного полета после техобслуживания в Аравийском море, сообщает NavyTimes со ссылкой на представителя корабля лейтенант-коммандера Эрика Рейнолдса.
Пилот при возгорании не пострадал.
"У нас загорелся двигатель. Когда истребитель осуществил посадку, огонь распространился на второй двигатель истребителя. Возгорание было ликвидировано. На данный момент мы не можем назвать его причину", - сказал Рейнолдс.
Пожар ликвидирован за 10-13 секунд агрессивным методом - при помощи пленкообразующей пены.
"Не хотелось, чтобы огонь распостранился на топливные баки", - отметил командир аварийно-спасательной команды главный старшина Бенджамин Билью.
Это уже второе за три недели возгорание двигателя истребителя F/A-18C Hornet на борту авианосца США. Напомним, 30 марта на авианосце John C. Stennis перед взлетом загорелся F/A-18C Hornet. Двигатель машины взорвался. Пострадали 11 человек. По словам командира корабля, к возгоранию, вероятно, привело попадание в двигатель инородных предметов.
Ударная группа авианосца Carl Vinson 31 января 2010 года прибыла в зону ответственности 5-го флота США. По состоянию на 14 апреля авиакрыло корабля выполнило 1060 воздушных операций в поддержку действий миротворческого контингента в Афганистане и Ираке.
"График очень жесткий. Полеты проходят постоянно, обслуживание ведется ежедневно", - сказал Рейнолдс.
Санкт-петербургская "Северная верфь" 15 апреля 2011 года спустила на воду третий корвет проекта 20380 "Стерегущий", сообщает PortNews. Новый корабль получил имя "Бойкий". Как ожидается, он будет передан ВМФ России в 2012 году и войдет в состав Балтийского флота. Ранее стало известно, что в июле 2011 года ВМФ получит второй корвет проекта 20380 - "Сообразительный", спущенный на воду 31 марта 2010 года.
Следует отметить, что суда проекта 20380 являются первыми боевыми кораблями, построенными в России под официальным наименованием класса "корвет". Прежде в советском и российском ВМФ класс корветов отдельно не выделялся. Головной корабль проекта - "Стерегущий" - был заложен в декабре 2001 года, спущен на воду в феврале 2008 года и включен в состав ВМФ России в октябре 2008 года.
Корветы класса "Стерегущий" созданы с применением технологии малозаметности и предназначены для ведения боевых действий в ближней морской зоне, а также для ведения борьбы с надводными и подводными кораблями и артиллерийской поддержки десанта.
Водоизмещение кораблей составляет 2,2 тысячи тонн при длине сто метров и ширине 13 метров. Корвет способен развивать скорость до 27 узлов, а дальность его хода составляет четыре тысячи миль. Корабли проекта 20380 вооружены 100-миллиметровыми универсальными артиллерийскими комплексами, зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами, сверхзвуковыми ракетами и автоматическими артиллерийскими установками. Авиагруппа корабля включает один вертолет Ка-27ПЛ.
В настоящее время потребность ВМФ России в такого рода кораблях оценивается в 30 единиц. Заказ министерства обороны России на корветы проекта 20380 предполагает строительство 20 таких кораблей.
15.04.2011 Сухогруз Beluga Nomination, в команду которого входит калининградец Дмитрий Гудков, освобожден из пиратского плена и направляется в порт Момбасы.
В среду экипаж и капитан сухогруза взяли судно под свой контроль и двигаются к берегам Кении. Второй механик Дмитрий Гудков чувствует себя хорошо. Ожидается, что до 17 апреля калининградский моряк будет в порту Момбасы, а после при поддержке российской дипмиссии вернется в Калининград, передает ИТАР-ТАСС.
Многоцелевой сухогруз Beluga Nomination был захвачен сомалийскими пиратами 22 января 2011 года в 390 милях от Сейшельских островов. Его команда насчитывала 12 моряков - два россиянина, два украинца, семь филиппинцев и поляк.
Во время захвата судна двое членов команды, в том числе старший механик, россиянин из Санкт-Петербурга, были убиты при попытке бегства, еще двоим удалось бежать, 29 января их принял на борт датский военный корабль "Эсберн Снаре", участвующий в антипиратской операции НАТО "Океанский щит" у берегов Сомали.