Главная » 2011 Апрель 14 » «Форос» и «Диксон» - пионеры советского лазеростроения
«Форос» и «Диксон» - пионеры советского лазеростроения | 18:05 |
Корпус корабля подвергся действительно большим изменениям. Аппарели заменили форштевнем и носовой секцией. Были сформированы бортовые були шириной до 1,5 метра. Надстройка корабля была смонтирована единым модулем с полным оснащением постов и помещений, был установлен кран грузоподъемностью сто тонн. Для снижения шумности все жилые и служебные помещения судна были обработаны звукопоглощающей изоляцией, для этих же целей на корабле появились коффердамы (узкий горизонтальный или вертикальный отсек на судне для разделения соседних помещений). С особой точностью монтировались все агрегаты комплекса «Аквилон», особо повышенные требования предъявлялись к проектированию их опорных поверхностей. В октябре 1984 года в Феодосийском полигоне с опытового судна «Форос» впервые в истории советского ВМФ были проведены испытательные стрельбы из лазерной пушки. Стрельбы в целом прошли успешно, низколетящая ракета была своевременно обнаружена и уничтожена лучом лазера. Но при этом обнаружился ряд недостатков – атака длилась всего несколько секунд, а вот подготовка к стрельбам заняла более суток, КПД был очень низок, всего лишь пять процентов. Несомненным успехом было то, что в ходе испытаний ученым удалось приобрести опыт в боевом применении лазеров, но развал СССР и последовавший за ним экономический кризис остановили опытные работы, не дав довести начатое до конца. «Форос» не был единственным кораблем ВМФ СССР, на котором испытывались лазерные установки. В это же время, параллельно с переоборудованием «Фороса», в Севастополе по проекту Невского ПКБ началась модернизация сухогруза вспомогательного флота «Диксон». Работы по модернизации «Диксона» начались в 1978 года. Одновременно с началом переоборудования корабля на Калужском турбинном заводе началась сборка лазерной установки. Все работы по созданию новой лазерной пушки были засекречены, она должна была стать самой мощной советской боевой лазерной установкой, проект получил название «Айдар». Работа над модернизацией «Диксона» требовала огромного количества ресурсов и денежных средств. Кроме этого, в ходе работ конструкторы постоянно сталкивались с проблемами научного и технического характера. Так, например, для того, чтобы оборудовать корабль баллонами для сжатого воздуха в количестве 400 штук, пришлось с обоих бортов полностью снять металлическую обшивку. Потом выяснилось, что сопутствующий стрельбе водород может скопиться в закрытых пространствах и ненароком взорваться, пришлось монтировать усиленную вентиляцию. Специально под лазерную установку верхнюю палубу корабля сконструировали так, что она имела возможность раскрываться на две части. В результате пришлось укреплять потерявший прочность корпус. Для усиления силовой установки корабля на нем были установлены три реактивных двигателя от Ту-154. В конце 1979 года «Диксон» был переведен в Крым, в Феодосию, на Черное море. Здесь на судоремонтном заводе имени Орджоникидзе корабль был оборудован лазерной пушкой и системами управления. Здесь же на корабль заселился экипаж. Однако испытания были признаны отличными. Ведь по замыслу создателей лазер предназначался для использования в космосе, где, как известно, царит полный вакуум. Помимо низкого КПД и боевых характеристик установка имела просто огромные габариты и была сложна в эксплуатации. Испытания продолжались до 1985 года. В результате дальнейших испытаний удалось получить данные, в каком виде могут компоноваться боевые лазерные установки, на каких классах военных кораблей лучше всего их устанавливать, удалось даже повысить боевую мощь лазера. Все намеченные испытания к 1985 году были успешно завершены. Но несмотря на то, что испытания были признаны успешными, создатели установки, как военные, так и конструкторы, прекрасно понимали, что вывести на орбиту такого монстра в ближайшие 20-30 лет удастся вряд ли. Эти доводы и были озвучены перед высшим партийным руководством страны, которое, в свою очередь, помимо озвученных проблем волновали еще и огромные, многомиллионные расходы и сроки постройки лазеров. К тому времени заокеанский потенциальный противник СССР столкнулся точно с такими же проблемами. Космическая гонка вооружений застопорилась в самом начале, итогом, по сути так и не начавшейся гонки, стали переговоры «По обороне и космосу», которые послужили толчком к двухстороннему свертыванию военных космических программ. СССР демонстративно прекратил все работы по нескольким военным космическим программам. Проект «Айдар» также был свернут и об уникальном корабле «Диксон» забыли. Оба корабля входили в состав 311 дивизиона опытовых судов. В 1990 годы лазерные установки были демонтированы, техническая документация уничтожена, а сами уникальные корабли «Форос» и «Диксон» - пионеры советского лазеростроения - ушли на слом. | |
Просмотров: 952 | Добавил: lagnocawa | Рейтинг: 0.0/0 |