Военное обозрение Ракета П-15 – первая самостоятельная разработка филиала ОКБ-155. Выполнялась при непосредственном участии А.Я. Березняка. Комплекс реактивного вооружения системы П-15 предназначен для нанесения ударов по боевым кораблям и транспортам противника. Созданием этого комплекса утверждается значимость боевых катеров-ракетоносцев как эффективного ударного средства в системе ВМФ для уничтожения кораблей, борьбы против десантных средств и охраны побережий. Преимущества ракет П-15: – меньшая радиолокационная отражательная поверхность катеров-ракетоносцев, оснащенных реактивным вооружением системы П-15, на дальности стрельбы 35 километров позволяет примерно на 15 минут раньше обнаружить и поразить крейсер; – вероятность попадания ракетой П-15 в легкий крейсер в 10 раз больше вероятности попадания торпедами; – время атаки ракетами П-15 составляет 75 секунд, притом из зоны, недосягаемой для корабельной артиллерии, суммарное же время торпедной атаки с расстояния 20-30 километров будет длиться около 45 минут (за это время на торпедный катер может быть обрушено от 15 до 30 тысяч снарядов скорострельной артиллерии с атакуемого боевого корабля); – стоимость катера-ракетоносца в 40 раз меньше стоимости эскадренного миноносца и в 200 раз – стоимости крейсера; – высокая мобильность катеров-ракетоносцев позволяет при достаточно большой автономности плавания – до 800 миль для катеров проекта 205 – сосредоточить их в кратчайший срок в нужном оперативном районе. Диапазон высот полета, м 150-300 Максимальная дальность полета, км 40 Скорость полета, км/ч 1150 Экспортная привлекательность ракеты состояла в высокой точности, надежности и простоте эксплуатации. В разное время она поставлялась более чем в двадцать стран мира. В конце 50-х годов документация на изготовление ракет П-15 была передана Китаю. Высокая боевая эффективность комплекса вооружения системы П-15 была подтверждена на практике – комплекс использовался противоборствующими сторонами в региональных военных конфликтах. В индо-пакистанском конфликте набег на порт Карачи дивизиона индийских катеров привел к поражению пакистанских судов, стоящих на рейде. Кроме того, ракетами П-15, выпущенными по береговой радиоконтрастной цели, был полностью сожжен нефтеперегонный завод с наземными резервуарами нефтехранилищ, в результате которого пакистанская военная техника лишилась запасов топлива. В этом случае индийские моряки творчески оценили возможности своего оружия: они применили ракеты П-15 по наземной цели, стрельба по которым инструкциями и наставлениями не предусматривалась. Ракета П-15 выполнена по самолетной схеме с крылом малого удлинения. Впервые была реализована трехперая осесимметричная схема хвостового оперения с одинаковыми поверхностями, что позволило удобно разместить стартовый двигатель на ракете. Применение на ракете маршевого двигателя – двухрежимного ЖРД, позволило улучшить динамические характеристики ракеты в полете. Конструкция ракеты была выполнена из алюминиевых сплавов. Оригинально решен вопрос крепления стартового двигателя с помощью одного переднего узла и двух задних регулируе мых узлов, что позволило снизить до приемлемых значений величину возмущающих моментов от тяги стартового двигателя. И что самое замечательное, отделение стартового двигателя происходило под действием его собственного веса и встречного потока воздуха после выгорания порохового заряда. Механизм крепления стартового двигателя был признан как изобретение. При создании комплексов реактивного вооружения системы П-15 были решены совершенно новые технические задачи, а именно: – получение минимальных габаритов крылатой ракеты, необходимых для размещения ее на катере; – обеспечение работоспособности вооружения при воздействии значительных ударных и вибрационных нагрузок в течение длительного времени плавания катера; – старт ракеты с коротких направляющих в условиях качки при одновременном воздействии значительных вертикальных и боковых ударных перегрузок; – высокие точности выхода катера на боевой курс и его удержание в период старта; – защита корабельных конструкций и личного состава катера от воздействия газовой струи и звуковой ударной волны при срабатывании стартового двигателя ракеты; – автономность крылатой ракеты и катера-ракетоносца после старта ракеты. При разработке ракеты П-15 впервые были составлены «Основные данные для расчета на прочность», послужившие основой для создания отдельных норм прочности для крылатых ракет. Для ракет П-15 впервые было разработано и изготовлено крыло литьем методом выжимания. Эта работа на ВДНХ в 1960 году была удостоена большой серебряной медали. Комплекс П-15 намного опередил свое время и послужил началом рождения нового вида вооружения кораблей – ударных ракетных комплексов. КРЫЛАТАЯ РАКЕТА П-15У Крылатая ракета П-15У является модификацией ракеты П-15 и отличается от нее складыванием консолей крыла. Основные летно-технические характеристики ракеты П-15У не отличались от характеристик ракеты П-15. Ракета применялась в комплексе вооружения катеров проектов 205У, оборудованных контейнерными пусковыми установками. Сохранилась возможность применения ракет с катеров проектов 183Р и 205. В ракете П-15У впервые для крылатых ракет был реализован процесс раскладывания крыла в полете. Осуществлялось это специальным механизмом при старте после прохода ракетой надстроек корабля. Основной частью механизма раскладывания крыла являлся силовой цилиндр, шток с плунжером которого перемещался вдоль вертикально расположенной направляющей. С плунжером связаны промежуточные тяги и качалки, с помощью которых и осуществляется поворот консолей крыла. Складывание консолей крыла уменьшило поперечные габариты ракеты. Это позволило улучшить условия транспортировки ракет, уменьшить габариты и увеличить жесткость контейнера пусковой установки , улучшить архитекту ру катера, уменьшить его парусность и радиолокационную заметность и соответственно уменьшить (на 40%) площадь помещений для хранения и подготовки ракет. Вместо вставных баков были реализованы баки-отсеки для окислителя. Смелые конструктивные решения по складыванию крыла, заложенные А.Я. Березняком в ракету П-15У, положили начало сложившейся в МКБ «Радуга» конструкторской школе, широко использующей концепцию изменения геометрии летательного аппарата с целью минимизации габаритов ракеты. Такие решения создают условия для совершенствования пусковых установок и уменьшения потребных объемов ракетоносителей, предназначенных для размещения боекомплектов. КРЫЛАТАЯ РАКЕТА П-15М («ПУМ», «Термит», ПК-51) Ракета П-15М является модификацией ракеты П-15 в части увеличения дальности стрельбы, уменьшения высоты полета, повышения боевой эффективности комплекса и повышения помехозащищенности системы управления. Диапазон высоты полета, м 25, 50 Максимальная дальность полета, км 80 Скорость полета, км/ч 1150 По аэродинамической схеме и аэродинамическим характерис тикам ракета П-15М мало отличается от ракет П-15У. Увеличение дальности полета ракеты до 80 км было получено за счет большего количества заправляемого топлива и применения нового стартового двигателя с увеличенным суммарным импульсом. Для ракеты П-15М была разработана вновь фугасно-ку мулятивная боевая часть повышенной эффективности. Уменьшение высоты маршевого полета до 25м было реализовано за счет оснащения ракеты радиовысотомером малых высот вместо статоскопа, используемого на ракетах П-15 и П-15У. Фюзеляж ракеты П-15М представляет собой цельнометал лическую сварную конструкцию из листового материала АМГ-6 вместо клепаной конструкции из алюминиевых сплавов ракет П-15У. Крыло, хвостовая часть с оперением и механизм раскладывания крыла заимствованы с ракеты П-15У без изменений. Были и другие модификации ракеты П-15. |