Военное обозрение В ходе Второй мировой войны в Японском императорском флоте строились специальные подводные лодки больших размеров для перевозки гидросамолётов. Гидросамолёты хранились в сложенном виде в специальном ангаре внутри подлодки. Взлёт осуществлялся в надводном положении субмарины; после вывода самолёта из ангара и сборки для взлёта на палубе в носовой части подлодки строились специальные полозья катапульты укороченного старта, с которых гидросамолёт поднимался в небо. После завершения полёта гидросамолёт приводнялся, и его убирали обратно в ангар подлодки. Проекты Японии Проект J-1M — «I-5» (с одним гидросамолетом-разведчиком, запуск с воды); Проект J-2 — «I-6» (один гидросамолет-разведчик, запуск с катапульты); Проект J-3 — «I-7», «I-8»; Проект 29 тип «B» — 20 единиц; Тип «B-2» — 6 единиц; Тип «B-3» — 3 единицы (подлодки имели ангары, но самолетов никогда не несли — переоборудованы под «Кайтэн», торпеды, управляемые пилотами-смертниками); Проект А-1 — 3 единицы (один гидросамолет-разведчик, запуск с катапульты); Тип I-400 — 3 единицы (3 гидросамолёта Aichi M6A Seiran); Тип «АМ» — 4 единицы (2 гидросамолета-бомбардировщика «Сэйран»), 2 единицы не достроены. Гидросамолёт бомбардировщик-торпедоносец Aichi M6A Seiran Создание начато в 1942 году, первый полёт состоялся в декабре 1943 года, принят на вооружение в 1944 году. Главный конструктор машины — Норио Одзаки. Всего построено 28 единиц. Основные ТТХ: Экипаж: 2 человека; Крейсерская скорость: 300 км/ч; Макс. скорость у земли: 430 км/ч; Макс. скорость на высоте: 475 (5200 м) км/ч; Дальность полёта: 1200 км; Практический потолок: 9900 м; Длина: 11,64 м; Высота: 4,58 м; Размах крыла: 12,3 м; Площадь крыла: 27 м²; Пустой: 3300 кг; Снаряжённый: 4040 кг; Максимальная взлётная масса: 4445 кг; Двигатели: Айти AE1P Ацута 32; Тяга (мощность): 1400 л.с.; Стрелково-пушечное вооружение: 1х13-мм пулемёт Тип 2; Кол-во точек подвески: 3; Подвесные вооружения: 2х250 кг или 1х800 кг или 1х850 кг торпеда; Проект Тип I-400 Японские субмарины, спроектированные в 1942-1943 гг., как подводные авианосцы сверхдальнего радиуса действия для операций в любой точке земного шара, в том числе у побережья США. Подлодки типа I-400 были крупнейшими среди построенных во время Второй мировой войны и оставались таковыми до появления атомных субмарин. По проекту планировали построить 16 ПЛ, в 1943 году план сократили до 9 ПЛ. Начали строить 6 субмарин, успели построить в 1944-1945 гг. только три. Они не успели побывать в бою, после капитуляции их передали США, в 1946 году их затопили, т. к. СССР стал требовать доступ к ним. Базовые ТТХ Скорость (надводная) - 18,75 узлов; Скорость (подводная) - 6,5 узлов; Предельная глубина погружения - 100 м; Автономность плавания - 90 дней, 69 500 км на 14 узлах, 110 км подводная; Экипаж - по разным данным, от 144 до 195 человек, включая 21 офицера; Водоизмещение надводное - 3 530 т стандартное, 5 223 т полное; Водоизмещение подводное - 6 560 т; Длина наибольшая (по КВЛ) -122 м; Ширина корпуса наиб. – 12 м; Средняя осадка (по КВЛ) - 7 м; Силовая установка - дизель-электрическая, 4 дизеля, 7 700 л.с, 2 электродвигателя, 2 400 л.с, 2 гребных вала; Вооружение: Артиллерия - 1 × 140-мм/40, 10 × 25-мм Тип 96, торпедно-минное вооружение - 8 носовых 533-мм ТА, 20 торпед; Авиация - 3—4 гидросамолёта (один в разобранном состоянии) Aichi M6A Seiran. Есть сведения, что японские авианосцы готовились для ответного удара по территории США, после атомной бомбардировки территории Японии Токио планировало биологическую атаку. ПЛ должны были выйти к Западному побережью США («Операция PX»), и там гидросамолёты-бомбардировщики должны были нанести удары по американским городам, сбросив на них контейнеры с живыми крысами и насекомыми, зараженными возбудителями бубонной чумы, холеры, лихорадки Дэнге, тифа и других смертельных заболеваний. Рассматривалась также возможность удара по Панамскому каналу и атаки американских авианосцев на стоянке у атолла Улити (где концентрировались силы вторжения на Японские острова). Американские авианосцы на стоянке в Улити CV-18 «Уосп», CV-10 «Йорктаун», CV-12 «Хорнет», CV-19 «Хэнкок» и CV-14 «Тикондерога», 8 декабря 1944 года. 15 августа 1945 года Япония капитулировала, и в тот же день командиры субмарин получили приказ возвратиться на базу в связи с прекращением войны и уничтожить все наступательное оружие как особо секретное. Командир флагманской лодки I-401 капитан I ранга Аридзуми застрелился, а команда катапультировала самолеты без пилотов, не запуская моторы. На I-400 поступили проще — и самолеты, и торпеды попросту столкнули в воду. Так завершилась история самых крупных ПЛ Второй мировой войны, сочетавших самые передовые технологии того времени и пилотов-смертников. Все «подводные авианосцы» были доставлены для изучения на базу ВМС США Пёрл- Харбор (штат Гавайи), а в мае 1946 года были отведены в море и расстреляны торпедами, т. к. доступ к ним потребовали советские ученые. Тот факт, что японские субмарины действительно могли нанести удар по территории США, доказывает инцидент, произошедший в сентябре 1942 года. Когда самолеты с японскими опознавательными знаками сбросили несколько бомб на населенные пункты американского штата Аризона, это вызвало волну паники среди населения штата. Было совершенно непонятно, откуда взялись бомбардировщики, т. к. ВМС США никогда после Пёрл-Харбора не подпускали японские авианосцы к американским берегам на дистанцию возможного налета. Как выяснилось уже после войны, бомбардировщики стартовали с японских подводных авианосцев. Японцы до конца войны смогли сохранить в секрете программу «подводных авианосцев». Ангар на I-400. |