Сегодня, 07:22 Военное обозрение Прошедший на этой неделе визит в Украину министра обороны РФ Анатолия Сердюкова многие называют не столько полезным и конструктивным, сколько загадочным и непонятным. Первым в программе визита было посещение севастопольской академии Военно-морских сил им. Нахимова, и Сердюков действительно ее посетил, но это был беглый осмотр и поверхностное ознакомление с тем, как происходит обучение будущих капитанов. Многие ожидали, что главу российского оборонного ведомства заинтересуют новые тренажеры для подготовки курсантов и в частности тренажер, который полностью имитирует капитанский мостик – «Ходовой мостик». Подобного тренажера нет ни в одной стране мира, и курсанты могут осваивать тонкости морского дела и при этом не подвергать опасности реальные корабли. Но Сердюкова, по неизвестной причине, это не заинтересовало, и он даже не ознакомился с тренажером. Аналогично севастопольскому прошел и визит Сердюкова на судостроительные верфи в Николаеве. Многие ожидали, что после прошедшей год назад встречи президентов России и Украины, на которой обговаривалась и судьба украинской судостроительной промышленности, именно во время этого визита будет поставлена точка в судьбе ракетного крейсера «Украина», который, не смотря на готовность 95%, продолжает ржаветь на одной из николаевских верфей. Но Сердюков осмотрел верфи, пообщался с местными судостроителями, но на палубу «Украины» даже не поднялся. Очевидно, Россию не интересует подобный проект, и украинцам необходимо принимать решение либо самостоятельно достраивать крейсер, либо поступить с ним, как до этого поступили и с третью отечественного ВМФ – порезать на металлолом. Но становится непонятной сама цель поездки Анатолия Сердюкова на юг Украины. Очевидно, что посещение Севастополя и Николаева были лишь исполнением обязательной части программы, но уж никак не основной. Вполне вероятно, что уже в этом году украинские курсанты поедут в Россию для прохождения дальнейшего обучения. Причину такого решения один из советников президента объяснил «отсутствием в Украине специальных средств для качественной подготовки». Это в некоторой части объясняет нежелание Сердюкова посещать тренажерные комплексы, которые являются одними из лучших в мире, и теперь у него есть возможность доложить Медведеву, что в Севастополе для обучения будущих военных капитанов есть только убогие классы и талантливых курсантов необходимо забирать и учить в России. Многие аналитики уверены, что визит Сердюкова в Украину связан не с переживаниями за судьбу севастопольских курсантов или недостроенных кораблей в Николаеве, основной целью визита был крымский полигон НИТКА. Полигон в точности имитирует палубу авианесущего крейсера «Адмирал флота Кузнецов» и был построен в начале 80-х годов на секретной авиабазе Новофедоровка неподалеку от курортного города Саки. Но в чем же важность этого полигона, тем более для россиян? Даже для опытного летчика особую сложность представляет как взлет, так и посадка на палубу. В связи с этим пилоты должны иметь хорошую специальную подготовку, но позволить тренировочные полеты на борту единственного авианосца России – означает поставить его под вполне гарантированную катастрофу. Украинская НИТКА - единственный наземный объект, который предназначен для подготовки пилотов палубной авиации и в частности пилотов для «Адмирала Кузнецова». Во время президентства в Украине Виктора Ющенко россиянам был закрыт доступ к полигону в Новофедоровке. Ситуация резко изменилась прошлым летом, когда к власти пришел Виктор Янукович. На протяжении месяца 279-й Отдельный корабельный авиаполк российского Северного флота проводил тренировки на украинском спецполигоне. Каждые сутки проводилось несколько десятков уникальных дневных и ночных полетов. Возвратясь домой, северяне назвали август 2010 года «спасением для палубников России». То, что крымский «сухопутный авианосец» до сих пор остается непревзойденным, признают даже американцы. У них есть подобный комплекс, но он значительно уступает по техническим параметрам и размерам. Этот аэродром выполнен в виде посадочной полосы на корабеле и оснащен четырьмя аэрофинишерами, а также системой оптической посадки «Луна». На расположенном по соседству взлетном поле высится стальная бульба настоящего огромного корабельного трамплина. Самое главное, что все оборудование находится в работоспособном состоянии. Претензий к качеству оборудования и дополнительных средств у пилотов 279-го авиаполка не было. Но возникает вопрос: если все оборудование работает и прекрасно функционирует, что доказали последние тренировки, зачем объединившемуся одной целью московско-киевскому начальству капитально менять существующий электронно-механический фарш полигона НИТКА? Украина корабельной авиации не имеет. Для тренировок российских пилотов вполне достаточно существующих взлетно-посадочных систем, созданных в 80-х годах прошлого века. Строительства или покупки новых авианосцев государственная программа вооружения РФ, разработанная до 2020 года, также не предусматривает. Эксперты делают однозначный вывод о том, что запланированная реконструкция комплекса необходима для доведения его до стандартов клиентов из Китая и Индии. Такие выводы подтверждает и министр обороны Украины Ежель: «Россия – по-прежнему наш главный партнер в использовании полигона НИТКА. Но свою заинтересованность в проведении подготовки пилотов на полигоне также проявляют Китай и Индия». Оба эти государства активно реализуют собственную программу строительства мощного авианесущего флота. Так, в частности, тайваньская пресса утверждает, что Китай создает авианосцы на основе купленного в Украине «Варяга». Необходимо отметить, что «Варяг» был приобретен по цене металлолома - за 23 миллиона долларов. Несмотря на то, что за основу был взят «Варяг», это будут корабли нового поколения, и вполне объяснимо, что НИТКА для них устарела. В большей части это относится к начинке полигона, поскольку палуба вполне подходит под современные требования. Для качественной подготовки первого поколения корабельных летчиков тем же китайцам и индийцам нужна по-настоящему современная тренировочная база. Так уж сложилось, что Анатолий Сердюков может принимать быстрые решения только в том случае, если это может принести большие деньги. В данном случае речь идет не только о развитии многообещающего бизнеса на международной аренде полигона для подготовки пилотов корабельной авиации. Не менее важным результатом последнего визита на юг Украины стала мгновенная операция по переводу значительных финансовых потоков российского Черноморского флота. В ходе визита в Крым министром обороны РФ достигнута, пожалуй, сенсационная договоренность – в течение двух лет «для моряков российского флота» в районе Казачьей бухты неподалеку от Севастополя будет построено 1265 квартир. Конечно, столь масштабное строительство жилья на привлекательном черноморском побережье пойдет теперь под тщательным контролем Анатолия Эдуардовича и К. Но остается вопрос, сколько из построенных квартир достанется морякам? |