10:30 21.04.11 Янина Соколовская (Киев) Ссылка на сайт: Известия Россия не станет приобретать у Киева ракетный крейсер "Украина". "У нас нет таких задач и заинтересованности", - заявил министр обороны России Анатолий Сердюков после переговоров с украинским коллегой Михаилом Ежелем. Отказ России в Киеве восприняли как тревожный сигнал. Местные эксперты увязали его с нежеланием Украины вступать в Таможенный союз. Правда, Сердюков несколько сгладил углы: он пообещал с 2015 года начать закупку новых Ан-70 и "Русланов". Приобретение шестидесяти Ан-70 прописано в госпрограмме вооружения России до 2020 года. "Нам очень нравится и нужен этот самолет", - заверил он. Год назад, после встречи с президентом России Дмитрием Медведевым, украинский лидер Виктор Янукович сообщил: ракетный крейсер "Украина" будет достроен с российской помощью. Представитель оборонного комитета Госдумы Михаил Ненашев прокомментировал: крейсер может войти в состав ВМФ России. Российские моряки осмотрели корабль, сделали выводы о достройке и модернизации. Однако в феврале 2011-го Сердюков в первый раз разочаровал украинских коллег: решения о покупке "Украины" нет. От Киева ждут "приемлемых предложений", предлагаемая цена многократно завышена. Министр обороны Украины Михаил Ежель ответил, что судьба крейсера рано или поздно решится, потому что "не поднимется рука разрезать корабль, готовность которого 95%". А российские эксперты поясняли "Известиям": "Украина" морально устарела, ее пригодность в нынешних условиях сомнительна. Ракетный крейсер был заложен на судостроительном заводе в Николаеве еще в 1984 году. Спустя шесть лет его спустили на воду. После распада СССР корабль, готовый к тому моменту на 75%, перешел в собственность Киева. Крейсер назвали "Украиной" и даже сформировали было для него экипаж. Однако денег на завершение работ не хватило. Через пару лет "Украину" снова попытались достроить, довели до готовности на 95%. Но в 2001 году источники финансирования окончательно иссякли. По оценкам украинских экспертов, цена корабля может колебаться от одного до четырех миллиардов долларов. Крейсер продолжает пребывать на балансе Николаевского судостроительного завода. На его содержание Украина (страна, без кавычек) тратит почти два миллиона гривен в год. Это около 250 тысяч долларов. Единственное, что сделали власти для решения проблемы крейсера, - забрали у него имя. Такое постановление приняла Верховная рада в связи с тем, что крейсер, скорее всего, не будет достроен и не войдет в состав украинских ВМС. История корабля Крейсер проекта 1164 "Атлант" получил по натовской классификации код Slava. Разрабатывать этот проект стали еще в 1972 году. Заложено было всего четыре крейсера этого типа, а в строй ввели три. Крейсер "Москва" - флагман Черноморского флота России, "Варяг" - Тихоокеанского. Крейсер "Маршал Устинов" входит в состав Северного флота. Четвертый - бывшая "Украина". Вооружение корабля состояло из 16 пусковых установок самых мощных на тот момент противокорабельных ракет П-500, десяти 533 мм торпедных аппаратов, двух 12-ствольных реактивных бомбометных установок РБУ-6000, автоматических 130 мм и 30 мм пушек, системы ПВО, включающей морские аналоги комплекса С-300. На борту крейсер нес противолодочный вертолет Ка-27. Экипаж - около полутысячи человек. МНЕНИЯ Николай Сунгуровский, директор военных программ украинского Центра им. Разумкова: - Россия хочет получить крейсер "Украина" бесплатно. Это понятное желание. Но нужно реально оценивать ситуацию. Крейсер - это не металлолом. Да, некоторые его конструкции, возможно, устарели, нужно переоснащение, ведь его строили еще при СССР. Нужно садиться за круглый стол и выяснять, сколько нужно в него инвестировать, во сколько обойдется переоснащение. В дело продажи крейсера явно вмешалась политика. Мы могли бы реализовать его Китаю, но, видимо, это невыгодно США. Александр Палий, украинский политолог: - Спрос на корабли такого класса невелик. Они нужны Индии, Китаю, Великобритании, Германии, Испании. Поэтому Россия может торговаться. Пока Украина не искала покупателей - она вела переговоры с Россией. Но теперь можно крейсер продать, такой опыт есть. Наш авианесущий крейсер "Варяг" купили китайцы за $20 миллионов, по цене хорошей яхты. Говорили, он будет переоборудован в развлекательный комплекс. Но теперь наш крейсер - китайский авианосец номер один. |