Главная » 2012 Май 19 » Самурай выбирает меч
Самурай выбирает меч | 23:02 |
Автор Олег Капцов Статья 9. Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. 2. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается. Конституция Японии Как отмечается на официальном сайте Министерства обороны Японии, отказ от войны, как средства международной политики, не отнимает у Японии права на самооборону, поэтому, несмотря на жесткие ограничения, закрепленные в Конституции, Япония обладает многочисленной и хорошо оснащенной армией. Многие запреты, наложенные на Японию после Второй мировой войны, действуют до сих пор, хотя и выполняются уже не так неукоснительно, как ранее. Япония лишена наступательного вооружения: бомбардировочной авиации, баллистических и оперативно-тактических крылатых ракет. До сих пор действует запрет на классические авианесущие корабли – все силы и средства Морских сил самообороны ориентированы на задачи противовоздушной и противолодочной обороны. В оперативных кодах японских военных кораблей обычно присутствует литера D (defence – защита, англ.), но японский флот обладает достаточными возможностями для ведения боевые действия против корабельных группировок с целью завоевания господства в морских и океанских акваториях, прилегающих к побережью Японских островов, блокирования проливных зон Охотского, Японского и Восточно-Китайского морей, осуществление морских десантных операций и оказыние поддержки сухопутным войскам на приморских направлениях. Сухопутные силы самообороны Японии – современная армия, на вооружении которой находятся 900 основных боевых танков, сотни артиллерийских систем (включая 155 мм САУ), реактивные системы залпового огня, 80 ударных вертолетов «Кобра» и «Апач». Эксперты отмечают высокую насыщенность армии зенитно-ракетными комплексами (от ЗРК большого радиуса действия «Пэтриот» до ЗРК ближней зоны «Хок» и «Стингер»). В составе Военно-воздушных сил самообороны числится 260 боевых самолетов, включая 157 истребителей F-15J (строились в Японии по лицензии). Большое внимание уделяется тактике применения авиации, в составе ВВС присутствуют 17 самолетов ДРЛО, в том числе 4 тяжелых самолета радиолокационного дозора Boeing E-767. В связи с тем, что в 2007 году США отказались продать Японии истребитель пятого поколения F-22, военное руководство Японии приняло решение о разработке Mitsubishi ATD-X — собственного самолёта пятого поколения. Корабли, удивившие мир С момента своего создания в 1952 году, Морские силы самообороны Японии медленно, но неуклонно набирали силу, превратившись к началу ХXI века в один из самых сильных военных флотов мира. В боевом составе Морских сил самообороны - 50 эскадренных миноносцев и фрегатов различных типов, 18 дизельных подводных лодок, 5 десантных кораблей, 7 ракетных катеров, 80 противолодочных самолетов Р-3С "Орион", 4 самолета РЭБ ЕР-3С, 60 палубных противолодочных вертолетов SH-60J, 30 противолодочных вертолетов HSS-2B, 10 вертолетов-тральщиков MH-53E, а также 90 учебных летательных аппаратов. В начале 70-х годов состав Морских сил самообороны Японии пополнился 2-мя необычными кораблями – эскадренными миноносцами типа «Харуна». Трудно сказать, чем руководствовались японские моряки при выборе облика будущего эсминца – может быть чисто практическими соображениями (задача противолодочной обороны тогда стояла весьма остро, учитывая количество подводных лодок в составе Тихоокеанского флота ВМФ СССР). А может быть, японцы испытывали ностальгию по славным временам адмирала Исороку Ямамото, когда его непобедимые авианосцы крошили в винегрет американский флот, нанеся США тяжелые раны в Перл-Харборе, на Филиппинах и в Коралловом море. Впрочем, судите сами: Вооружение нового корабля по плану включало 2 высокоавтоматизированные артиллерийские установки калибра 127 мм, размещенные по продольно-возвышенной схеме в носовой части эсминца (лицензионные копии американской морской пушки Maрк 42 5"/54, темп стрельбы – 40 выстр./мин.). Перед рубкой была установлена восьмизарядная пусковая установка для запуска противолодочных ракетоторпед «АSROC», позволяющая с высокой точностью поражать подводные цели на удалении 9 км. Для поражения подводных лодок в непосредственной близости от корабля предусматривалось наличие двух строенных торпедных аппаратов калибра 324 мм (12,75 дюйма). По-настоящему необычной выглядела корма эсминца – задняя часть надстройки представляла собой огромный вертолетный ангар, а вся кормовая часть превратилась в просторную полетную палубу. На корабле могли одновременно базироваться три тяжелых противолодочных вертолета «Си Кинг». Из дополнительных удобств имелся солидный запас авиационного топлива и широкий спектр боеприпасов для бортовых вертолетов. Все основные задачи боевой службы возлагались на винтокрылые машины, а не на ракетное или артиллерийское вооружение, как было принято на других эсминцах. Эсминцы-вертолетоносцы типа «Харуна» реализовали концепцию, аналогичную той, которая была принята при создании советских противолодочных крейсеров типа «Москва» (проект 1123). Лишь с той разницей, что японские корабли были в 3 раза меньше; полное водоизмещение «Харуны» составляло 6300 тонн – как у крупного современного фрегата. Несмотря на жестко ограниченные размеры, японским инженерам удалось добиться приемлемых ходовых качеств и океанской дальности хода. На полном ходу котлотурбинная установка «Харуны» выдавала на валу 70 000 л.с., разгоняя небольшой корабль до 32 узлов. В 1986-1987 года корабли прошли модернизацию, в ходе которой было установлено зенитное вооружение – восьмимизарядная пусковая установка ЗРК «СиСпэрроу» и 2 зенитных автомата «Фаланкс». В результате «Харуна» превратилась в по-настоящему сбалансированный большой противолодочный корабль. За 30 лет боевой службы оба эсминца-вертолетоносца типа «Харуна» показали себя надежными и эффективными кораблями. В начале 80-х годов в строй вошли еще 2 корабля такого же класса – эсминцы-вертолетоносцы типа «Сиранэ» - модернизированная версия «Харуны», аналогичные по вооружению и размерам. В настоящее время «Харуна» и ее систершип «Хиэй» исключены из состава флота и разобраны на металл. «Мирный советский трактор» Опыт, приобретенный при создании «Харуны», не пропал бесследно. 18 марта 2009 года в строй вступил эскадренный миноносец типа «Хьюга» (иногда встречается «Хюга», тут, увы, я не силен в японской фонетике). Громилу полным водоизмещением 18 000 тонн стыдливо называют эсминцем-вертолетоносцем, хотя тут японцы явно перегнули. Размеры и облик «Хьюги» больше соответствуют легкому авианесущему кораблю; эсминец-вертолетоносец этого типа стал первым в послевоенной истории японским боевым кораблем со сплошной полетной палубой. Многие люди указывают, что размеры полетной палубы «Хьюги» позволяют ему (или ей? «Хьюга» - историческое название перфектуры Миядзаки) принимать самолеты с вертикальным взлетом и посадкой, такие как AV-8B «Харриер II» или перспективный F-35B. Будущее покажет, насколько эти заявления соответствуют истине; на аналогичных по размеру кораблях, например, итальянском легком авианосце «Джузеппе Гарибальди» базируются дюжина штурмовиков «Харриер». С другой стороны, размеры не могут быть определяющими – согласно американскому проект DD(X) новые корабли УРО типа «Замволт», полным водоизмещением более 13 000 тонн причисляются к классу эсминцев. Советские моряки времен Второй мировой очень сильно бы удивились, узнав что их эсминец проекта «7» по современным меркам вовсе не эсминец, а корвет (водоизмещение 2500 тонн). Увеличение размеров эсминцев – постоянный процесс на протяжении всего ХХ века (начали с 400-тонных миноносцев Русско-японской войны и закончили 10 000 «Орли Берками»). Поэтому оставим лингвистические упражнения на японской совести и постараемся сами определить кем же на самом деле является «Хьюга». Ладно скроенный корабль полным водоизмещением 18 000 тонн (стандартное водоизмещение – 14 000 тонн), со сплошной полетной палубой и подпалубным ангаром, между которыми курсирует два подъемника. Что умеет? Основное оружие «Хьюги» - его авиакрыло. Типовой состав – 10…15 вертолетов, зависит от поставленной задачи. Например, в варианте семь противолодочных SH-60J «Seahawk», пять тяжелых транспортных MH-53E «Super Stallion» и три MCH-101. Все задачи по обнаружению и сопровождению подводных лодок, и поражению надводных и подводных целей возлагаются на вертолеты. Кроме того, вертолетоносец оснащен вертикальной пусковой установкой Марк-41 на 16 ячеек, в каждой из которых помещаются 4 зенитные ракеты RIM-162 ESSM (эффективная дальность стрельбы – 50 км, скорость полета ЗУР - 4М), в идеале – 64 ЗУР для защиты от самолетов и противокорабельных ракет, но обычно несколько ячеек заняты противолодочными ракетоторпедами ASROC-VL. Из других систем самообороны на «Хьюге» установлены два зенитных автомата «Фаланкс» и 324 мм противолодочные торпеды. Все вооружение управляются БИУС OYQ-10 и радар FCS-3 с фазированной антенной решеткой, являющиеся японской версией системы «Иджис». «Хьюга» не является «убийцей авианосцев» и не создан для Мировой войны с применением ЯО, но его вооружение вполне способно отразить любую провокацию со стороны КНДР или Китая. Сами японцы позиционируют свой «псевдоавианосец» как противолодочный корабль океанской зоны. Наличие на борту многофункциональной БИУС и командного центра означает еще одно предназначение эсминца-вертолетоносца – флагманский корабль/корабль управления. Представляет немалый интерес сравнение возможностей будущего российского десантного вертолетоносца «Мистраль» (первый корабль для Тихоокеанского флота - «Владивосток» уже заложен на верфях Сен-Назера). «Мистраль» больше по водоизмещению 21 000 тонн против 18 000 тонн «японца»), тем не менее французско-русский и японский вертолетоносцы весьма похожи друг на друга. «Корабль проецирования силы «Мистраль» создан для доставки личного состава и техники в нужную точку земного шара, при этом сам корабль остается вне зоны военных действий, малая боевая устойчивость не позволяет «Мистралю» приближаться близко к берегу – десант перевозится на берег десантными катерами и вертолетами, в это время универсальный десантный корабль-док выполняет функции командного пункта разнотипных десантных сил, служит плавучим госпиталем и базой для ударных вертолетов. Боевая устойчивость японского вертолетоносца тоже невысока, тем не менее, он может действовать в зоне военных действий более решительно, благодаря наличию комплекта оружия самообороны и в 1,5 раза более высокой скорости хода (у «Хьюги» она составляет 30 узлов; в то время как винторулевые колонки «Мистраля» не позволяют двигаться быстрее 18 узлов). Из сильных сторон «Мистраля» - наличие палубы для бронетехники (правда, она рассчитана на машины с массой не более 32 тонн и не позволяет принимать ОБТ). Будущий российский корабль оснащен доковой камерой для приема танкодесантных катеров и быстроходных средств доставки на берег личного состава Морской пехоты. Что-либо подобное на «Хьюге» отсутствует, из транспортных средств лишь вертолеты. Крупный недостаток «Мистраля» - отсутствие каких-либо серьезных средств самообороны – ПЗРК и пулеметы защищают корабль лишь от примитивных средств нападения и диверсантов. С другой стороны, до сих пор ведутся переговоры о поставке вместе с «Мистралем» перспективной боевой информационно-управляющей системы «Зенит-9» французского производства, что даст российским разработчикам прямой доступ к лучшим мировым технологиям в этой области. Новые российские ракетные комплексы «Калибр», «Редут», ЗРАК «Палаш» уже готовы к серийному производству и их установка на «Мистрале» не должна вызвать каких-либо проблем, тем более «Мистралю» явно предстоит кардинальная переработка проекта в связи со специфичечкими условиями Российского ВМФ - ледовое подкрепление корпуса, разработка новых подъемных механизмов и изменение проемов подъемников согласно массогабаритным характеристикам российских вертолетов, из-за двухосной схемы Камовских машин должна быть увеличена высота ангарной палубы. Из других значимых изменений – отказ от естественной вентиляции ангарной палубы (североморцы явно не обрадуются открытым проемам в борту корабля), что влечет за собой создание системы принудительной вентиляции - весьма непросто в таких масштабах. Одним словом, российская серия «Мистралей» будет серьезно отличаться от оригинала. А что же японцы? Помимо двух находящихся в строю эсминцев-вертолетоносцев типа «Хьюга», Япония разрабатывает новый проект «Хэйсэй 22» - еще более крупный авианесущий корабль полным водоизмещением 27 000 тонн. Конкретно по эсминцу «Хэйсэй 22» информации мало, указывается лишь, что корабль будет иметь длину 248 метров, а на его палубах смогут разместиться 50 грузовиков и 400 десантников (или эквивалентная нагрузка). Соответственно, увеличится авиакрыло. Далеко не мирный эсминец-вертолетоносец создается в ответ на появление у Китая планов по созданию классических атомных авианосцев. Есть у Японии и другой серьезный противник – КНДР, уже не раз доказавший, что способен перейти от угроз к делу. И, конечно, Россия, с которой у Японии не решенный вопрос по Северным территориям (островам Курильской гряды). Велика Россия, а вертолет посадить некуда Использовать японский опыт по созданию легких авианосцев для России НЕПРИЕМЛЕМО. При меньшей в 3 раза стоимости, «Хьюга» на порядок уступает по боевым возможностям крупным классическим авианосцам – малая авиагруппа (10-15 машин), отсутствие самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, скромный (по сравнению с «Нимицами») боекомплект и запас авиатоплива делают идею «легкого авианосца» совершенно не привлекательной. Япония вынужденно создает такие странные конструкции – к этому ее обязывают ограничения, прописанные в Конституции. У России таких запретов нет, поэтому строительство легких авианосцев – не эффективный путь расходования средств. И уж развивать авианосный флот – то только в виде классических атомных авианосцев. С другой стороны, в концепции «эсминца-вертолетоносца» есть рациональное зерно. Многие эксперты сходятся во мнении, что вертолеты, использующиеся в качестве главной ударной силы «Хьюги», придают кораблю увеличенную гибкость в применении своего оружия, что наиболее близко отвечает требованиям современных конфликтов. Эсминец-вертолетоносец может применяться как противолодочный корабль, обстреливать надводные и наземные цели, десантировать группы спецподразделений в зоне военных конфликтов и прикрывать их огнем, использоваться в качестве транспортного корабля для доставки военных и гуманитарных грузов. «Хьюга» обладает большими возможностями при проведении поисково-спасательных операций, а наличие в составе авиакрыла вертолетов-тральщиков позволяет применять «Хьюгу» в качестве минно-трального корабля. В будущем при создании новых российских боевых кораблей класса «эскадренный миноносец», возможно стоит присмотреться к «Хьюге» и создать нечто подобное для отечественного ВМФ. Вооружение российского эсминца можно перебалансировать в сторону увеличения роли ракетного оружия и тактических крылатых ракет (у Японии с этим проблема – ОТР под запретом), сохранив при этом многочисленное авиакрыло. Наличие несколько эсминцев такого типа в составе каждого из флотов ВМФ России способно значительно увеличить мощь и гибкость применения военных кораблей. Ячейки универсальной пусковой установки Марк-41 Зенитный автомат Марк-15 "Фаланкс" калибра 20 мм Для уменьшения инерции установки снят даже кожух редуктора Подъемник Вертолетный ангар | |
Просмотров: 740 | Добавил: lagnocawa | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |