Главная » 2011 Апрель 27 » Тутышкин: Причина гибели ПЛ С-2: мина или артиллерийская дуэль?
Тутышкин: Причина гибели ПЛ С-2: мина или артиллерийская дуэль? | 16:04 |
Текст: Центральный Военно-Морской Портал, А.Г.Тутышкин, капитан 2 ранга в отставке Фото, иллюстрации: Центральный Военно-Морской Портал Подводная лодка С-2 Подводная лодка С-2 найдена, но обстоятельства её гибели и через 70 лет остаются тайной. Мой отец, командир 13-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок (ПЛ) КБФ капитан 3 ранга Гавриил Николаевич Тутышкин, погиб на подводной лодке С-2 вместе со всем экипажем (всего 50 человек) в январе 1940 года во время так называемой "Зимней" войны с Финляндией. По официальной версии, лодка погибла при форсировании пролива Южный Кваркен на финском минном заграждении 3 января 1940 года. Война началась 30 ноября 1939 года. Лига Наций осудила Советский Союз как агрессора и исключила его из своих рядов. Страны Западной Европы, особенно Швеция, усилили поставки в Финляндию топлива, оружия и продовольствия. Срыв этих поставок стал основной задачей подводных сил КБФ. С этой целью в Ботнический залив были направлены наиболее подготовленные подводные лодки 1-й (с базой в Либаве) и 2-й (с базой в Таллине) бригад. Всего за 50 дней "зимней" подводной войны в Ботнике побывали 6 наших подводных лодок. Чтобы попасть туда, необходимо было преодолеть усеянный рифами и минами пролив Ю.Кваркен. На границе минных полей патрулировали финские подводные и канонерские лодки, а также шведские миноносцы. Для своих кораблей был оставлен узкий проход между островом-маяком Меркет (по-фински - Мяркет) и банкой Норра-Санкан. Там же в основном проходили и наши подводники. Пройдя Ю.Кваркен, они занимали позиции в районе финских портов Раума, Кристиания, Васа, а также севернее шведско-финского минного поля. Покидать их пределы, а также заходить в шведские воды запрещалось боевыми приказами. Только 8 декабря было разрешено атаковать суда в 20-мильной зоне, строго руководствуясь "призовым правом". В ночь на 3 января С-2 достигла Аландских островов и получила разрешение на форсирование Ю.Кваркена. Пришедшая в 4.20 утра квитанция стала последним от неё известием. Из письма штаба финских войск на Аландских островах в штаб морской обороны Западной Финляндии: Финны праздновали свою первую победу в Ботнике и, в дополнение к 190 минам, установленным ими в середине декабря, в период 10-12 января к востоку от Меркета, установили ещё 150 мин. Активизировались и шведы. После того, как 5 января 1940 года советская подводная лодка Щ-311 вне зоны блокады в районе плавмаяка Зюйдеростброттен артиллерийским огнём уничтожила шведский транспорт "Фенрис", Швеция предъявила Советскому Союзу ноту протеста, а шведские ВМС усилили патрулирование вдоль границ минных полей и проводку конвоев в Финляндию и обратно. Странный бой Подводная лодка Щ-317, возвращаясь 5 января 1940 года со своей позиции на базу, проходила Ю.Кваркен в позиционном положении, оставляя Меркет в 16 каб. к весту. При этом в районе маяка был обнаружен предмет с креном, похожий на тумбу перископа, о чём было доложено начальнику штаба КБФ. Очевидно, на этом была основана версия, что С-2 при форсировании Ю.Кваркена села на одну из многочисленных там мелей. 8 января 1940 года покинула Ботнику и 10 января прибыла в Либаву Щ-311, вся в ледовом панцире. После этого (если С-2 считать погибшей) в заливе оставалось всего 2 советские лодки – С-1 (в районе Кристиании) и Щ-324, которая прибыла на 10-ю позицию 2 января 1940 года. Когда караван из Финляндии пришёл в Швецию, на следующий же день 14 января 1940 года стокгольмская газета "Дагенс Нюхетер" сообщила о нападении 13 января на шведско-финский конвой двух подводных лодок. Несколько наблюдателей независимо друг от друга заметили в 400 метрах нос и оконечность рубки подводной лодки, а поодаль - перископ ещё одной. Обе лодки выпустили по торпеде, которые прошли мимо целей. Шведские миноносцы атаковали подлодки, забрасывая их глубинными бомбами и пытаясь таранить. Когда в марте 2007 года я писал письмо Президенту России В.В.Путину, мне было совершенно ясно, что выяснить судьбу С-2 невозможно, если не найти её останки. Президент отреагировал быстро, и в соответствии с Законом № 4292-1 1993 года в адреса МИД и Минобороны РФ пошли необходимые указания. В нашем посольстве в Хельсинки моим вопросом занимался 1-й секретарь Артур Геннадьевич Васильев, с которым у меня установились хорошие деловые отношения. Он добился, что финские ВМС создали рабочую группу, которая извлекла из военных архивов времён "зимней" войны документы, часть из которых была прислана через наше посольство в мой адрес. Все они свидетельствовали, что С-2 подорвалась и погибла на мине 3 января 1940 года. Думаю, что летом 2007 года финны ещё искренне верили в это. Фактически финны этим признавали, что взрыв мины не уничтожил С-2, и снимали с себя ответственность за последующее её уничтожение. А для шведских поисковиков это был карт-бланш на опубликование своего открытия. Не хватало только подтверждения идентификации С-2 и официального разрешения финских властей. И вот в апреле 2009 года при очередном погружении Патрик Пальм сумел разглядеть на винте лодки номер 267. Из Стокгольма мне об этом сообщил Володя Матвеев и просил уточнить, что это за номер. Это был заводской номер С-2, построенной 23 сентября 1936 года на Балтийском заводе в Ленинграде под тактическим номером Н-2 (Н-немецкая – она строилась по немецкому проекту и дизеля на ней стояли немецкие, и многое другое на ней было тоже немецким, только экипаж был советским). Володя поздравил меня с успехом. Потом в Интернете появились первые сообщения и снимки, ко мне зачастили многие каналы телевидения. Радость переполняла моё сердце, и в июле оно легко перенесло довольно сложную операцию. А официального разрешения Хельсинки Бьорн Розенлёф, по-моему, так и не получил. Ему оказалось достаточно моей просьбы. Это частично объясняет будущие сложности взаимоотношений шведских дайверов с финскими властями. Что на дне Балтики? Так или иначе, открытие состоялось. Координаты его сейчас известны мне с точностью до метра (точка 2 на нашей схеме). По пеленгу с Меркета они отличаются более чем на 30 градусов от пеленга на взрыв мины, и это ещё одно доказательство, что 3 января 1940 года при взрыве мины С-2 не погибла, хотя и получила тяжелейшие повреждения. А с кинокамер шведских дайверов предстают такие фатальные разрушения, которые никак не могли быть нанесены одной миной (вероятно, русской времён 1908-1912 гг.; ставил их бывший минный заградитель Российского Императорского флота "Воин"). Подводная лодка расчленена на 3 части: - носовую, длиной около 20 метров (торпедный отсек), наиболее разрушенную; - центральную, длиной также около 20 метров (2, 3, 4 и 5-й отсеки); - кормовую, длиной около 35 метров (6-й и 7-й отсеки). При этом каждая из частей отодвинута какой-то силой от соседней на 8-10 метров. Впечатляют следы посетителей, пожелавшими остаться неизвестными. Они явно пытались забраться в командирский отсек. Аккуратно вскрыт верхний рубочный люк. В прочном корпусе зияет прямоугольное отверстие, в которое свободно вплывает аквалангист. Перископ сильно изогнут к корме, и я считаю, что это могло произойти от воздействия ледового панциря при всплытии или под воздействием тарана, но никак не от взрыва мины. Около центральной части лежат стреляные гильзы 100- и 45-мм снарядов, свидетельствующие, что в последнем бою лодка вела артиллерийский огонь. Как все было на самом деле
| |
Просмотров: 815 | Добавил: lagnocawa | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |