17 июля летчики российского Военно-морского флота отмечают свой профессиональный праздник – День морской авиации. Этот праздник отмечается по приказу Главкома ВМФ адмирала флота Феликса Громова в память о победе морских летчиков России над немецкими самолетами 4 июля 1916 г. в первом воздушном бою над Балтийским морем. В этот день четыре гидросамолета М-9 конструкции Игоря Сикорского поднялись в воздух с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота и вступили в бой над морем с четырьмя немецкими самолетами для защиты от ударов германских самолетов русской военно-морской базы на острове Сааремаа.
В ходе боя, закончившегося полной победой русских морских летчиков, два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два обратились в бегство. Эта победа морских летчиков на отечественных гидросамолетах стала точкой отсчета в истории морской авиации российского ВМФ.
В России гидроавиация стала развиваться в 1911 г. с покупок гидросамолетов за границей. К 1913 г. в России было создано пять авиационных заводов и построено 270 самолетов.
В 1913 1914 гг. в России впервые были сформированы авиационные войсковые подразделения, в том числе гидроавиационные станции для морского флота.
Русские авиаконструкторы создали несколько типов летающих лодок, которые в первой мировой войне применялись для бомбардировки и обстрела с воздуха объектов военно-морских баз и портов, кораблей и судов в море и даже для уничтожения самолётов противника в воздухе.
В июле 1917 г. в России было создано Управление морской авиации и воздухоплавания, а в составе ВМФ были созданы две воздушные дивизии на Балтике и на Черном море. После 1917 г. на Балтике была сформирована воздушная бригада особого назначения. Позднее отряды гидросамолетов появились в составе Волжской, Каспийской и других флотилий. Всего на фронтах гражданской войны сражались 19 морских авиационных отрядов.
В 1930-е годы летчики морской авиации неоднократно выполняли специальные правительственные задания. Именно флотскими пилотами была укомплектована полярная авиация, осваивавшая Северный морской путь. В 1934 г. она в чрезвычайно трудных условиях спасла членов полярной экспедиции и экипаж парохода "Челюскин". Золотая Звезда Героя Советского Союза за № 1 была вручена воспитаннику морской авиации Анатолию Ляпидевскому.
В годы Великой Отечественной войны летчики морской авиации отличались бесстрашием, героизмом и высоким летным мастерством. Уже в августе 1941 г. морская авиация нанесла первый удар по Берлину, и в приказе Верховного Главнокомандующего об этом вылете флотских летчиков было сказано, что они первыми проложили путь к Победе. За годы войны морские летчики совершили более 35 тыс. боевых вылетов, уничто
...
Читать дальше »