Главная » 2011 Сентябрь 25 » Рыбаки и другие против подводников
Рыбаки и другие против подводников | 00:10 |
АПЛ К-53 после столкновения с транспортом "Братство". 23.09.11 Текст: Центральный Военно-Морской Портал, Сергей Богатов Случившийся третьего дня навал рыболовецкого сейнера "Донецк" на стратегический ракетный подводный крейсер наделал немало шума и всколыхнул весь русскоязычный сегмент Интернета, точнее ту его часть, которая способна отличить корму корабля от соответствующей части тела прекрасной половины человечества. Инцидент, произошедший в ночь с 20 на 21 сентября в Авачинской губе, сам по себе ничем не примечательный – все его участники отделались легким испугом, как говорится жертв и разрушений нет. Сейнер, как уверяют военные, управлялся подвыпившей командой, которая "не заметила" 10000-тонный боевой корабль длиной 155 метров. Ну, под "мухой" и не такое мимо глаз проходит. В последний момент, однако, сигнальные ракеты, выстреливаемые с борта ракетоносца, все же помогли стоящему у руля на "рыбаке" отвернуть, и удар пришелся по касательной. Спасибо малой скорости самого судна и толстому противогидроакустическому резиновому покрытию корпуса подводной лодки – ущерб оказался ничтожным. Впрочем, есть и вторая версия произошедшего, согласно которой рыболовный сейнер, расходясь на встречном курсе с другим судном в штилевую погоду при идеальной ночной видимости, столкнулся с подводным объектом, обнаружить который не мог в принципе ни визуально, ни при помощи технических средств. Который из этих двух вариантов ближе к действительности – пусть разбираются профессионалы от прокуратуры. Однако можно сказать совершенно точно, что навигационные аварии - непременный спутник любого флота, стремящегося активно выходить в море. Они происходили и происходят в любом уголке Мирового океана, с кораблями и судами, следующими под совершенно различными флагами и управляемыми, казалось бы, самыми профессиональными экипажами. Тем не менее никто не застрахован от потери операторами технических средств подводного корабля обстановки в сложных гидрологических условиях при следовании в подводном положении, ошибок и нарушений правил безопасности плавания и даже банального лихачества. Так, в 1955 году во время учений при всплытии под перископ столкнулись подводная лодка США “Дайабло” и эскадренный миноносец. Последний получил серьезные повреждения, потерял ход и был с большим трудом отбуксирован в базу. Лодка повредила носовую часть, боевую рубку и выдвижные устройства, но в базу пришла своим ходом. В 1958 году американский эсминец “Сильверстейн” протаранил подводную лодку “Стикблэк”, которая затонула на большой глубине. Экипаж, состоящий из 82 человек, удалось спасти. Нередки навигационные аварии и с участием подводных лодок с ядерной энергетикой, хотя, как правило, такие случаи стараются не допускать к публикации в открытой печати. В целом зафиксирован не один десяток столкновений американских подводных лодок с российскими и другими иностранными подводными лодками, а также надводными кораблями и судами. Среди самых известных столкновение АПЛ “Батон Руж” типа "Лос Анджелес" с российской подводной лодкой К-239 "Карп" проекта 945 в 1992 году и АПЛ “Грейлинг” типа "Стерджен" с российским стратегическим ракетоносцем К-407 проекта 667БДРМ в1993 году в Баренцевом море. Вообще, согласно американской статистике, 49% всех аварий с атомными подводными лодками в ВМС США происходят по навигационным причинам. Подводный флот США активно эксплуатируется и инциденты с участием "американок" фиксируются то тут, то там. При этом по коэффициенту аварийности (отношение общего количества аварий ПЛ к количеству построенных лодок), российский подводный флоте даже уступает американскому - на каждые 100 атомных подводных лодок в российском флоте приходится около 20 аварий, а в американском - около 30. Причем навигационных аварий, произошедших с участием российских (в прошлом советских) лодок случилось примерно в два раза меньше, нежели с участием американских атомных подводных кораблей. Не раз американские АПЛ становились виновниками гибели надводных судов. Так 11 февраля 1998 года американская АПЛ “Ла Холья” недалеко от побережья Республики Корея в результате столкновения пустила ко дну южнокорейское рыболовное судно “Янг Чанг”. Широкую известность получил ролик на ютубе, который запечатлил гибель буксира, обеспечивающего выход ПЛАРБ типа "Огайо". Список можно продолжать еще очень долго. Уже случались в прошлом навигационные аварии при участии подводных лодок и в Авачинской губе. Так, в апреле 1974 года АПЛ К-116 проекта 675М, выходя из базы в условиях ограниченной видимости, в горле Авачинской губы из-за неграмотных действий обеспечивающего выход тральщика и запоздалой реакции экипажа самой подводной лодки столкнулась с теплоходом "Вольск". В результате полученных повреждений лодка была вынуждена вернуться в базу для ремонта. Судя по статистике происшествий с подводными лодками, рыболовные суда наиболее часто случаются "виновниками" навигационных инцидентов. Так в сентябре 1981 года АПЛ К-45 проекта 659Т из состава ТОФ во время перехода в район боевой подготовки, следуя в надводном положении, столкнулась с рыболовным траулером "Новокачалинск". Лодка нанесла траулеру таранный удар форштевнем, в результате которого в борту судна образовалась пробоина размером примерно 3,5 х 6 метров и оно быстро затонуло. В августе 1982 года в акватории Уссурийского залива траулер "Счастье" шедший со скоростью 10 узлов таранил дизельную ПЛ Б-427 проекта 641, шедшую в надводном положении. Оправдывая свое название, "рыбак" нанес удар по касательной, что, по счастью, и спасло от гибели подводную лодку. В июне 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К-56 с научно-поисковым судном "Академик Берг". Лодка ночью возвращалась в надводном положении в базу после выполнения учебных стрельб. В результате столновения на стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина, в которую стала поступать вода. Чтобы предотвратить окончательное затопление, командир лодки выбросил ее на отмель. Погибли 27 человек. НПС "Академик Берг" выполнял работу по поиску косяков рыб. Это лишь малая толика аварий и происшествий, что стали известны, а сколько тех, которые скрыты до сих пор под грифом "секретно"? К сожалению, избежать столкновений в море невозможно, как невозможно свести к нулю количество аварий с автомобилями. Случившийся несколько дней назад инцидент с сейнером "Донец" на фоне других аварий и столкновений – совершенно незначительный эпизод, завершившийся к тому же вполне благополучно. Говоря понятным большинству языком, при столкновении автомобилей с сопоставимым результатом даже не стали бы вызывать сотрудников ГИБДД, а решили бы все вопросы на месте и полюбовно, ограничившись любезностью в виде бокала пива. Однако в данном случае "пьяный рыбак" навалился на ракетный крейсер как нельзя кстати – СМИ получили хорошую кость, которая отвлекла их от действительности, оставив за бортом анализ только что завершившихся на Дальнем Востоке учений. Итоги последних, судя по косвенным свидетельствам, далеко не так радужны, как об этом сообщали официальные органы. Мишень, по которой стрелял весь Тихоокеанский флот, оказалась неповрежденной, что может означать только одно – все ракеты ушли "в молоко". | |
Просмотров: 654 | Добавил: lagnocawa | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |