Главная » 2011 » Июль » 16 » "ПРЕСТУПЛЕНИЕ ВЕКА" Как были проданы "Минск" и "Новороссийск"
"ПРЕСТУПЛЕНИЕ ВЕКА" Как были проданы "Минск" и "Новороссийск" | 01:20 |
Корабли проекта 1143 «Кречет» называли визитной карточкой страны. Построено их было четыре, и носили они названия городов – «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Это были уникальные, невиданные ранее суда для ВМФ СССР – тяжелые авианесущие крейсера, своеобразная попытка в очередной раз «догнать» Америку, интересы которой на всех морях-океанах давно уже представляют мощные авианосные ударные группировки – АУГ. «Тяжелый авианосный крейсер «Минск» создан советским народом для обеспечения безопасности и защиты государственных интересов Союза Советских Социалистических Республик (Ленинград-Николаев)» – такая надпись была выгравирована на закладной доске одного из авианосцев, построенных для Военно-морского флота СССР. Постройка каждого авианосца стоила державе, по данным иностранной печати, около 4 миллиардов долларов. На ТОФ этих удивительных кораблей насчитывалось два. «Минск», включенный в состав флота в ноябре 1978 года, и «Новороссийск», появившийся здесь пятью годами позже. Каждый из этих огромных красавцев-кораблей нес на борту две эскадрильи (вертолетов Ка-25 и самолетов Як-38) и порядка 1300 человек экипажа. Опуская подробности боевой службы этих кораблей, вспомним о том, что с ними произошло в первой половине 90-х годов, когда после распада СССР началось планомерное уничтожение двух единственных верных союзников государства – Армии и Флота. Почти в одно и то же время оба принадлежавших ТОФ авианесущих крейсера были выведены из боевого состава. Дальнейшая их судьба также во многом схожа: боевые корабли, стоимостью в несколько миллиардов долларов каждый, ушли за рубеж за бесценок. Впервые вопрос о продаже двух тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) «Минск» и «Новороссийск» встал в 1992 году. Тогда, в ходе официального визита в Пекин президента России Бориса Ельцина, китайская сторона предложила продать им корабли. Борис Николаевич посоветовал китайцам подготовить официальный запрос, что китайцы и не преминули сделать. Но информация о готовящейся сделке века, способной повлиять на стратегический паритет сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе, попала в прессу. Дело получило международный резонанс, и российскому правительству пришлось отказаться от далеко идущих планов. Бывшая гордость советского авианосного флота теперь служит китайскому народу. Вторично вопрос о возможной продаже «Минска» и «Новороссийска» был поднят в апреле 1993 года. Тогда с предложением выкупить у России списанные авианосцы обратилась американская компания World Business Network Inc. По какой-то причине и эта сделка сорвалась. Не исключено, что сыграла в этом определенную роль и жесткая, непримиримая позиция тогдашнего командующего ТОФ адмирала Хватова, который буквально «костьми лег», чтобы не допустить продажи советских авианосцев. Не исключено, что именно упорное нежелание Хватова способствовать «сделке века» и стало, в действительности, причиной его позорной отставки. Не за гибель трех матросов на острове Русском наказали адмирала – нашли повод убрать, потому что мешал продавать за бесценок дорогостоящую государственную собственность, ключевые звенья обороны Державы. Дело сдвинулось с мертвой точки после того, как в апреле 1994 года при посредничестве АО «Компас» между Центральным управлением материальных ресурсов и внешнеэкономических связей (ЦУМР и ВЭС) Министерства обороны РФ и южнокорейской компанией Young Distribution Corp. начались переговоры о продаже авианосцев. И закончились «успешно» – уж больно высокопоставленные «многозвездные» чины в этот раз курировали процесс продажи гордости Отечества. ТОФ, на балансе которого числились авианосцы, никакого отношения к «сделке века» не имел. Продажей по личному распоряжению Павла Грачева занималось совместное предприятие «Компас-1», учредителями которого стали с российской стороны фирма «Компас», а с южнокорейской – «Янг дистрибьюшн». Фирму «Компас», в свою очередь, учредили бывший начальник тыла ТОФ Махонин, бывший начальник Генштаба СССР Моисеев и бывший командующий ВМФ СССР Чернавин. Также посредниками в сделке выступили бывший начальник тыла ВМФ СССР адмирал Сидоров и бывший начальник главного управления эксплуатации и ремонта ВМФ адмирал Алпатов. 6 октября 1994 года между ЦУМР и ВЭС и южнокорейской компанией были заключены контракты 148/8/11014051 и 148/8/11014049. «Минск» продали за 4 миллиона 583 тысячи долларов США, «Новороссийск» же оценили в 4 миллиона 314 тысяч долларов. Фактически – по цене черного лома (!!!). Но то была не продажа – самая настоящая афера. С большой буквы – Афера. Как явствует из аналитической справки, подготовленной Владимиром Дёгтевым, последним оперативным работником контрразведки ТОФ, курировавшим «Минск», это была невиданная доселе попытка контрабанды. В общей сложности на кораблях не были демонтированы и оставались на штатных местах в пригодном для эксплуатации состоянии: - МР-700 (РЛС «Фрегат») – радиолокационная станция воздушной, надводной обстановки, обнаружения целей (совершенно секретно); - МР-105 РЛС – станция управления стрельбой корабельной зенитной установки (секретно); - «Аллея-2» – автоматизированная система сбора и обработки информации целеуказания и выработки рекомендаций для использования средств ПЛО и ПВО (совершенно секретно); - МНРА, привод СВ – автоматизированная радиотехническая система ближней навигации и посадки самолетов (вертолетов) (секретно); - «Салгир-1143» - навигационный комплекс (совершенно секретно). Кроме того, на кораблях в целости и сохранности были обнаружены: - ракетный противолодочный комплекс «Вихрь» (секретно); - корабельный зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» (секретно). Ко всему оборудованию имелись ЗИПы и документация, также секретная. Но торговцев секретами Родины никто даже не пытался наказать. Демонтировать суперсекретное оборудование и вооружение тоже не спешили. Почти через полгода на ТАКРах побывала новая комиссия в составе инженеров-контролеров Г. Мирзояна и А. Медведева. Как написали они затем в военную прокуратуру, в военно-морскую контрразведку и в таможенное управление: «…не обнаружено следов работы по организованному демонтажу приборов, аппаратуры, узлов и деталей…». Напомним, помимо вооружения и спецаппаратуры на ТАКРах имелись сотни километров красномедных трубопроводов, медных кабельных трасс, латунная, бронзовая забортная арматура, титановые обтекатели. Кроме того, много золота, серебра, платины. Специалисты утверждали, что только цветных металлов на обоих кораблях осталось и ушло бесплатно за рубеж на 12-14 миллионов долларов. 23 октября 1995 года бухту Южную на буксире покинул корпус тяжелого авианесущего крейсера «Минск», проданный на металл южнокорейской компании «Янг дистрибьюшн корпорейшн». Корпус ТАКРа «Новороссийск», проданный той же конторе, ушел в Южную Корею в начале 1996 года. Нетрудно предположить, что все описанное выше секретное оборудование и вооружение, а также секретная документация к ним так и остались на борту. По данному факту под давлением контрразведки ТОФ военная прокуратура возбудила уголовное дело, которое вел полковник юстиции Разумовский. Но, поскольку фигурантами проходили весьма влиятельные люди, не говоря уж о тех, кто за ними стоял, дело быстро спустили на тормозах, а Разумовский ушел на повышение в Москву. А военной контрразведке ТОФ из столицы «дали по зубам» – чтобы не лезли не в свое дело… Точно таким же манером, вспоминает учредитель нашей газеты Николай Марковцев, примерно в то же время были проданы за рубеж новехонькие большие десантные корабли, уходившие даже с законсервированными, в смазке, пушками в трюмах… Дальнейшая судьба «Новороссийска» неизвестна. По некоторым данным, он находится где-то в Южной Корее и на металл его до сих пор не разобрали. Точно так же неизвестно, что сталось с головным кораблём «стаи «Кречетов» ТАКР «Киев», который, по некоторым данным, также в 90-х был продан в Китай на металл. Что сталось с «Минском», нам удалось выяснить – пройдя через несколько рук, «Минск» оказался в собственности китайской компании с некитайским названием «Minsk Aircraft Carrier Industry Company». После проведения комплекса реставрационных работ, с 27 сентября 2000 года корабль используется в качестве музея и развлекательного центра в порту Шэньчжэнь (район Гонконга). На фотоснимках, сделанных нашим корреспондентом при посещении корабля, хорошо видно, что он находится в великолепном техническом состоянии. Даже вооружение, установленное на палубе – тот же бомбомет РБУ-6000, – можно хоть сейчас зарядить и стрелять. По оценкам специалистов, превосходный боевой корабль, доставшийся Китаю за сумму, составляющую примерно половину процента (!!!) от его реальной стоимости, можно привести в боеготовное состояние за 3-4 месяца. Благо соответствующие судоремонтные мощности у современного КНР присутствуют в избытке, и дооснащение отличного «железа» качественной советской постройки современным оборудованием и вооружением – дело хотя и дорогое, но гораздо более дешевое, чем строительство такого же суперкорабля «с нуля». А вот нынешней России, в свое время поспешно избавившейся от гордости отечественного ВМФ, похоже, куда проще строить все заново или покупать за рубежом. Речь идет о нашумевшем контракте на французские корабли-вертолетоносцы класса «Мистраль», коих для отечественных ВМФ предполагается поставить аж 4 штуки. Два из них предназначены для ТОФ. Конечно, простое сравнение «Мистралей» с «Кречетами» проекта 1143 не вполне корректно. «Французы» и размерами уступают нашим ТАКРам, и водоизмещением, и бортовое вооружение у них послабее будет, не говоря уже о численности экипажа. Да и задачи у них несколько различаются: «Мистраль» способен десантировать на сушу воинские части, принимать вертолеты, быть центром командования и плавучим госпиталем. В России «Мистрали» собираются использовать прежде всего как корабли управления, а также для обеспечения поиска подводных лодок и борьбы с ними. Десантная составляющая «Мистралей» для российских ВМФ особого значения не имеет. Важно другое: некогда продав за бесценок уникальные многоцелевые океанские корабли, способные составить ударное ядро любого иностранного флота, сегодня Россия готова тратить огромные средства (контракт на «Мистрали» оценивается примерно в миллиард евро) для приобретения несравненно более слабых боевых единиц. По целому ряду ключевых параметров ТТХ значительно уступающих «Минску» и «Новороссийску». Не говоря уже о том, что французские корабли будут поставляться в «гражданском» варианте – без вооружения и электроники, только «коробка» и ходовая часть. Тогда уж проще построить новые корабли для флота самим, в России. И не по французской лицензии (именно такой вариант сегодня рассматривается Минобороны), а на основе собственных разработок. Правда, ничто не гарантирует, что лет этак через несколько и эти суда не будут сбагрены за рубеж по цене лома очередными любителями поживиться на государственный счет. Конечно, всю правду о том, как и кто продавал за рубеж дорогостоящее военное имущество государства и кто из властной верхушки (а не пешки вроде Махонина и Чернавина) погрел на этом руки, мы узнаем не скоро. Тем не менее, вся информация по данному государственному преступлению имеется в распоряжении чекистов и, видимо, ждет своего часа. Игорь ЛЕДОГОРОВ. www.zanarod.ru | |
Просмотров: 7859 | Добавил: Trifon | Рейтинг: 5.0/3 |