Главная » 2012 Декабрь 20 » СМИ: Российскими подлодками четвертого поколения заинтересовался Китай
СМИ: Российскими подлодками четвертого поколения заинтересовался Китай | 18:49 |
Новейшей российской неатомной подводной лодкой четвертого поколения проекта 1650 "Амур" заинтересовался Китай, Рособоронэкспорт подписал рамочный контракт с китайской стороной о совместном проектировании и строительстве четырех таких подводных лодок для ВМФ Китая, пишет "Коммерсантъ". Ожидается, что твердый контракт предположительной стоимостью 2 млрд долларов будет подписан не ранее 2015 года. Это значит, что Китай может опередить Индию и Венесуэлу, ранее проявлявших интерес к проекту "Амур-1650". О том, что Рособоронэкспорт договаривается с Китаем о совместном производстве подводных лодок проекта "Амур-1650", рассказал источник, близкий к спецэкспортеру российских вооружений. По его словам, в конце августа стороны подписали рамочный контракт, предполагающий совместное проектирование и строительство четырех таких подводных лодок "в формате 2/2" (две из них будут строиться в России, а еще две в Китае). "Экспорт технологий - не единственная аналогия с планируемым индийским тендером [по закупке шести неатомных подводных лодок]. Предполагается, что комплектующие китайского производства в конечной продукции составят не более 30%. Подписание твердого контракта ожидается не ранее 2015 года",- сообщил собеседник издания, отказавшись обсуждать его сумму. Другой источник, знакомый с ситуацией, добавил, что "контракт по подводным лодкам крайне важен для России и стоит во главе президентского списка проектов с Китаем". По его данным, допсоглашение на проведение первого этапа работ может быть подписано до конца этого года. При этом завод-изготовитель с российской стороны пока не определен, утверждает собеседник газеты. В Рособоронэкспорте возможный китайский контракт по подводным лодкам не комментируют. Однако в середине ноября замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Константин Бирюлин заявил "Интерфакс-АВИ", что Китай является "нашим стратегическим партнером", добавив, что "в 2011-2012 годах стороны обменялись визитами делегаций и ознакомились с производственной базой и имеющимися возможностями судостроительных и судоремонтных предприятий России и Китая". Дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 "Лада" разработана ЦКБ "Рубин" (Санкт-Петербург). В конце 1990-х годов две лодки были заложены на "Адмиралтейских верфях" (еще два корпуса - в 2005-2006 годах). Длина - 66,8 м, диаметр прочного корпуса - 7,1 м, надводное водоизмещение - 1765 т (подводное - 2650 т), предельная глубина погружения - 300 м, скорость подводного хода - 21 узел, автономное плавание - 45 суток, время пребывания под водой - до 25 суток (с ВНЭУ). Вооружена крылатыми ракетами Club-S, торпедами и минами (боезапас - 18 единиц). Экипаж - 35 человек. Головной корабль проекта "Лада" "Санкт-Петербург" принят в опытную эксплуатацию ВМФ РФ в мае 2010 года и сейчас проходит усиленную эксплуатацию. Но этой весной проект оказался под угрозой закрытия. Тогда бывший главком ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что "в существующем виде "Лада" ВМФ России не нужна". Позднее он пояснил, что речь шла о силовой установке "Санкт-Петербурга", которая не соответствовала заявленным характеристикам. Однако в мае решением нового главкома ВМФ Виктора Чиркова на "Адмиралтейских верфях" возобновлено строительство двух серийных корпусов - "Кронштадт" и "Севастополь", которые будут достроены по модернизированному техпроекту. Кроме того, сейчас ведется строительство первого поставочного образца воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). По оценкам, первая российская подводная лодка с ВНЭУ может быть создана в 2014 году. Подводные лодки "Амур-1650" для Китая будут оснащены ВНЭУ иностранного производства, утверждает источник газеты, знакомый с ходом переговоров. "По требованию инозаказчика энергоустановка будет их собственная, созданная на базе воздухонезависимого двигателя Стирлинга", - сообщил собеседник "Коммерсанта", отказавшись назвать страну-производителя. Отметим, что двигатель Стирлинга отличают малая токсичность продуктов сгорания топлива и малошумность. Благодаря этим достоинствам на него обратили внимание шведские судостроители, использовавшие его на подводной лодке типа Gotland (спроектирована в 1985-1990 годах шведской Kockums, может находиться под водой непрерывно до 20 суток). В настоящее время все подводные лодки ВМС Швеции оснащены двигателями Стирлинга. Подобные двигатели установлены также на японских подводная лодках типа "Сорю". Источники уверяют, что заказчик не сможет скопировать нашу технику: не позволят ограничения по контракту. Кроме того, Россия и Китай готовятся подписать соглашение по правам интеллектуальной собственности в сфере ВТС - об этом 6 декабря публично заявил курирующий вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. "Китайская сторона сигнализирует о том, что они полностью восприняли наш сигнал по уважению интеллектуальной собственности российских производителей. Данное соглашение будет подготовлено и в ближайшее время подписано", - сказал он. Таким образом, Китай может стать первым покупателем "Амур-1650", опередив Индию, до сих пор считавшуюся главным претендентом на эти подводные лодки. О планах Индии объявить тендер по закупке и лицензионному производству шести неатомных подводных лодок на 10,7 млрд долларов стало известно в конце прошлого года. Тогда же сообщалось, что Рособоронэкспорт предлагает индийской стороне "Амур-1650". Индии даже был представлен проект. Одно из условий тендера - наличие ВНЭУ. Официально тендер до сих пор не объявлен. Ранее интерес к подводным лодкам "Амур-1650" проявляла Венесуэла. Ситуацию усугубляет то, что в последнее время Индия и Китай оказались на пороге конфликта из-за претензий Пекина на месторождения в Южно-Китайском море, которые контролирует Вьетнам, а разрабатывает индийская госкомпания Oil and Natural Gas Corp. (ONGC). Чтобы защитить свои интересы, Дели пригрозил направить военные корабли в спорный район. Китайские же власти собираются с 1 января 2013 года принудительно досматривать иностранные суда в этой зоне. Основу неатомного подводного флота Китая составляют подводные лодки российского производства проектов 877 и 636, говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. "За постсоветское время на вооружение ВМС Китая было принято 12 таких лодок (всего на вооружении Китая состоят 50 подводных лодок). Кроме того, у китайцев есть подводные лодки собственного производства, которые внешне близки к нашим 636-м. Но, судя по всему, они достаточно шумные и не слишком удовлетворяют китайских военных, лучшим индикатором чего может стать контракт по "Амурам", - отмечает эксперт. По его оценкам, от возможного контракта с Китаем с учетом планов по передаче технологий Россия может выручить до 2 млрд долларов. В свою очередь, подводный флот ВМС Индии довольно скромный и состоит всего из десяти российских подводных лодок проекта 636М Kilo, четырех немецких лодок постройки HDW и атомной подводной лодки Akula-2 (проект 971), арендованной у России за 1 млрд долларов. Ссылка: http://flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=133263 | |
Просмотров: 495 | Добавил: maksimov | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |