Главная » 2012 » Март » 17 » Летучий голландец степных широт
Летучий голландец степных широт | 02:28 |
Михаил Иринин В первой декаде марта 2012 года без излишних подробностей информационные агентства осветили результаты визита главы украинского оборонного ведомства к своему российскому коллеге. Переговоры лаконично оценены СМИ как конструктивные. В частности, наконец-то грядет практическая реализация порядком набившей в масс-медиа оскомину темы возобновления обучения российских пилотов тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" на крымском наземном испытательном тренировочном авиационном комплексе "НИТКА". Ведь южные соседи не располагают авианосными кораблями и, в сущности, этот комплекс под городом Саки не приносит им никакой практической пользы. Также ожидается загрузка украинских судостроительных и судоремонтных мощностей в интересах обновления кораблей Черноморского флота России. А это дополнительные рабочие места и сытые семьи кораблестроителей. Вспомним, что тот же "Адмирал Кузнецов" построен на николаевской верфи, располагающей уникальным наклонным стапелем. Об этом рассказывает Михаил Иринин. Кстати, в мае 2011 года на иной, горизонтальной, стапели "Черноморского судостроительного завода" в городе Николаеве для Военно-морских сил Украины был заложен первый блок-модуль нового корвета проекта 58250. Но только к 2016 году ему суждено стать воплощенным в металл первенцем одноименной и, достаточно амбициозной, украинской программы ("Корвет") по созданию специально для Средиземноморского, а затем уже Черноморского, бассейнов универсальной версии многоцелевого корабля1,который в классе корвета якобы максимально удовлетворит потребности национальных ВМС в вымпелах, а также будет "пользоваться спросом на международном рынке вооружений" (цитата из газеты "Флот Украины"). Корвет проекта 20382 "Стерегущий" Наподобие универсального солдата из голливудского боевика почему-то представлялся будущий универсальный корвет специалистам военно-научного отдела штаба Командования ВМСУ ВС Украины в то время, когда на санкт-петербургской "Северной верфи" по проекту 20380 и стелс-технологиям уже строился головной корабль ("Стерегущий") российской корветной версии. В вышеупомянутом отделе как раз тогда, в 2006-м году, и разрабатывали оперативно-тактическую модель будущего суперкорабля, искусственно создавая всевозможные аварийные и другие нештатные ситуации, в которых может оказаться корвет на переходе морем или находясь у стенки в базе. На основе спрогнозированных выходных данных и возможных задач рассчитывались его тактические характеристики и необходимые мореходные качества. Адмиралы определились в стратегии, в частности в том, что ВМСУ необходимо располагать десятью не имеющими аналогов в мире универсальными корветами, способными по своим возможностям опережать время лет этак на… 30-ть. Цифра "тридцать" вовсе не опечатка и не плод авторской фантазии, а взята из содержания некогда "горячих" дебатов амбициозных моряков с конструкторами корвета из николаевского "Исследовательского проектного центра кораблестроения". Пребывая впереди планеты всей, украинские военные, по их мнению, заложили по состоянию на 2009-й год в техническое задание проекта такие параметры, которые процентов на 30-ть превышали технические характеристики существующих в иностранных флотах аналогичных образцов. Поэтому, в отличие от традиционных многоцелевых корветов, в объем конструкции проекта 58250 инженеры центра были вынуждены "нетрадиционно втиснуть" французский зенитно-ракетный комплекс с шестнадцатью ракетами Aster-15. Причем не для самообороны суперкорвета, а взятия им под тридцатикилометровый противовоздушный "колпак" всего корабельного ордера, в составе которого большую часть служебной жизни и должен проводить каждый универсальный корвет. Если речь зашла о боевом охранении, значит, флот хочет оставить за кормой родные берега и выйти на патрулирование за пределы своей экономической зоны. Таковы требования заказчика корабля. Для их удовлетворения конструкторы обратились…к иностранцам. После отказа шведской фирмы Saab Bofors Dynamics поставить украинскому корвету экспортный противокорабельный ракетный комплекс RBS-15 Mk3 (дальность поражения до 110 миль) руку помощи создателям проекта 58250 протянули французы. От них суперкорвет получил ПКРК Exocet MM40 Block3 (100 миль). Неспроста на корабле устанавливают и трехтрубные торпедные аппараты В515 производства концерна Eurotorp под французско-итальянскую торпеду MU90 (до 15 миль), а также итальянскую пушку среднего калибра 76/62 Super Rapid (16 км) и другое заморское оружие с фрегатов FREMM известной французско-итальянской серии. Однако, вслед за иностранным вооружением корпус корвета волей-неволей приобретет и очертания FREMMа, заставляя вокруг проекта 58250 меркнуть информационное обеспечение о якобы его эксклюзивности за счет оставления корветного водоизмещения (2.5 тыс. т) с одновременным приближением лишь по специализации к франко-итальянским фрегатам (их водоизмещение составляет до и более 5 тыс. т). Да. Благодаря иностранному вооружению украинский суперкорабль переориентировали на выполнение не традиционных двух, а нетрадиционных трех, уже упомянутых выше, задач. Вместе с тем оказалось, что конструкторы, сохраняя корветное водоизмещение, наградили суперкорабль нечто большим, чем фрегатной осадкой (5.6 м), т.к. у FREMMов она, как правило, до 5 м. И таких необъяснимостей в проекте 58250 предостаточно. Например, украинские моряки поставили перед инженерами весьма странную задачу обеспечить энергетической установкой достижение скорости хода корвета до 32 узлов, когда во всем мире на кораблях-аналогах она составляет 26 - 27 узлов. Погоня за лишними пятью-шестью узлами от неприятельской быстроходной торпеды или противокорабельной ракеты не спасет, а конструкцию утяжелит, лишние объемы трюмов потребует, да и стоимость корвета увеличит. Кстати о деньгах. Упомянутый "Стерегущий" в 2007 году обошелся российской казне примерно в 200 млн долл., а недостроенный первенец проекта 58250 уже сегодня оценивается специалистами за 300 млн евро, а курс евро, как известно, выше курса доллара США. К указанной сумме в евро финансистам ВМСУ останется приплюсовать еще 50 млн евро – стоимость импортного боекомплекта к одному корвету. Следует также знать, что ракета Exocet через один год пребывания в контейнере потребует планового технического осмотра, а это опять-таки деньги налогоплательщика. При использовании заморского боезапаса интенсивность боевой учебы падает, т.к. со снарядами на ветер выбрасываются не просто деньги, а валюта. А прямую зависимость от иностранного контрагента с началом военных действий даже не стоит и обсуждать. При удачном стечении обстоятельств с испытанием корвета-первенца украинские военные моряки лишь к 2026-му году соберут в состав своего флота так желаемый ими для обеспечения защиты морских рубежей десяток этих новых универсальных кораблей. Но к указанному сроку в мире произойдет очередная смена поколений военной техники, поэтому замыкающие корабли украинской корветной серии будут по тактико-техническим характеристикам разниться с первыми двумя-тремя кораблями только начинающейся на стапелях серии существеннее, чем сейчас отличаются между собой проекты 20380 и 20385. Вместе с тем, у российских флотских обстановка с принятием подобных по классу новых вымпелов в боевой состав заметно благополучнее. Второй, вслед за "Стерегущим", корвет "Сообразительный" выведен на мерную милю в прошлом году, а к исходу текущего года моряки примут третий серийный корабль пр. 20381 - "Бойкий". На "Северной верфи" строится четвертый российский корвет пр. 20385 – "Стойкий" – ровесник украинского корвета-первенца пр. 58250 "Владимир Великий". До 2018 года ВМФ РФ должен получить всего шесть корветов упомянутой российской серии и, до 2020 г., еще шесть новых фрегатов проекта 22350. Пока что двенадцать вымпелов. Помимо проектов 20380 и 20385 для ВМФ России, Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" разработало экспортный вариант (пр. 20382) корвета под шифром "Тигр". Первых два "тигра" у России приобретут алжирские ВМС. Как известно, серийный корабль почти всегда на одну треть дешевле головного, а конструкция экспортного проекта еще и предусматривает возможность замены по требованию заказчика упрощённого отечественного вооружения на иностранные аналоги. Универсальность размещения современного морского оружия достигается путем помещения изделий в герметичные транспортно-пусковые контейнеры (ТПК). Практически ТПК становится готовой к применению платформой с бортразъемом контроля ее технического состояния. RBS-15 Mk3 и Exocet MM40 Block3 являются примерами подобных платформ. По проектам 58250 и 20382 инженерную работу можно сравнить с компьютерной игрой "Тетрис", где роль фигурок выполняют ТПК, а игровая задача сводится к размещению максимального их количества в единице корабельного объема. Поэтому, для определения более удачного проекта из двух рассматриваемых корветов, правильнее сопоставить тактико-технические характеристики "Владимира Великого", 40% конструкции которого будут иметь иностранное клеймо, с "Тигром" (см. табл.). Таблица основных характеристик сравниваемых корветов Глядя на таблицу необходимо упомянуть и о том, что в кораблестроении намечается нездоровая тенденция спекуляции Stelth-технологиями вследствие отсутствия у разработчиков достаточных финансовых средств на проведение наукоемких, а значит и затратных в финансовом отношении исследовательских работ по малозаметности. Применение подобных технологий конструкторами сводится, порой, к тому, чтобы спрятать под причудливой Stelth-архитектурой корабельных надстроек пресыщенность корабля комплексами вооружений. И одного противорадиолокационного покрытия корабельного корпуса в таком случае бывает явно недостаточно, ибо уменьшение фрегатного водоизмещения до размеров корветного при сохранении фрегатных вооружений корабля влечет за собой непропорциональное (с учетом физики отражения радиолокационного и оптиколокационного излучения) изменение геометрии его надстроек. Ведь габариты человека по математической формуле изменить нельзя. На FREMMе экипаж по количеству моряков примерно такой же, каким он будет на "Владимире Великом" (еще сказывается фактор традиционной морской выучки – уменьшение количества членов команды за счет овладения смежными специальностями), а на "Стерегущем" он несколько меньше. Нарушение надстроечной геометрии приводит к иному перераспределению в пространстве отраженного от корпуса корабля излучения. Причем, как в угрожаемом (со стороны противника) направлении, так и иных. Возникает резонный вопрос, а стоило ли из фрегата делать корвет? Одновременно, конструкторы проектов 58250 и 20380 стремились придать своим детищам радиолокационную и тепловую скрытность, хотя современные системы наведения высокоточного оружия распознают корабельные мишени за счет применяемых методов и алгоритмов машинной обработки информации. Другими словами, не все злато, что блестит – не все стелс-архитектура, что воплощено в причудливую форму, напоминающую французский FREMM, шведский Visby , американский DD 21 и другие Stelth-корабли. Корвет-французский FREMM Корвет-шведский Visby Корвет-американский DD 21 Святая святых, боевая информационная управляющая система (БИУС) "Владимира Великого" принадлежит инженерам французской компании DCNS. Сомнительно, что украинские моряки будут обладать исходными кодами программного обеспечения по БИУС и натовским комплексам связи. Личный состав придется за валюту обучать премудростям эксплуатации заморской техники, а ее поведение с наступлением времени "Ч" непредсказуемо. Поэтому самое время подумать о ценообразовании и запасных вариантах комплектации суперкорвета по оружию и всем радиоэлектронным системам. Да и альтернатива лежит не в пучине, а на поверхности. Ведь николаевский судостроительный завод, принадлежащий российскому собственнику, будет являться тем базовым предприятием, на котором в течение всего жизненного цикла корабли проекта 58250 пройдут необходимые ремонты. Завод с легкостью справиться и со строительством корветов пр. 20380. Ведь специалисты николаевского "Исследовательского проектного центра кораблестроения" и ЦМКБ "Алмаз" являются воспитанники воспитанниками одной школы и им необязательно знать французский, хотя и желательно. Разумеется, в составе ВМС Украины и того же ЧФ России никогда не будет равного количества корветов и фрегатов, т.к. этими флотами выполняются различные по объему, в т. ч. и по морским театрам, задачи. Не составляет трудностей и понимание того, что нельзя ставить знака равенства между корветными проектами 20380 и 58250, т.к. в силу упомянутой разницы в задачах перед базирующимися в Черноморском бассейне военно-морскими объединениями двух государств одно из них нуждается еще и во фрегатах, а не так категорично - в корветах. Однако, несмотря на виртуальность пребывания корабельного проекта 58250 в отличие от реально воплощенных на сегодня в металл российских корветов пр. 20380, недостроенный головной корабль новой серии "Владимир Великий" уже побывал, хотя и не востребовано, на прошлогодних двусторонних переговорах по "Нитке" в качестве разменной монеты. На фоне неритмичности финансирования украинской корветной программы и незагружённости принадлежащих российскому собственнику заводских мощностей николаевской стапели потерпела фиаско реанимация вокруг корвета-первенца ранее распавшейся на постсоветском пространстве производственной кооперации по военным заказам в силу теперешних непомерных цен на продукцию и услуги, заявленных со стороны бывших смежников. Печально, но факт. Но фактом остается и то, что в ударных надводных силах ближней зоны ВМС Турции числятся до двух десятков фрегатов, способных в Черном море нанести массивный ракетный удар по противнику сотней ракет, и в первом залпе! Ведь надводный флот турецких ВМС - прежде всего флот фрегатов3 Не будем забывать, что специалисты отказавшейся в поставках комплексов RBS-15 Mk3 для Украины шведской фирмы Saab Bofors Dynamics вместе с инженерами Lockheed Martin и Kongsberg Gruppen успешно работают над проектом TF-2000 по созданию серии (6 ед.) современных фрегатов УРО для ВМС Турции. Через полтора года со стапелей турецкой верфи Golcuk сойдет головной корабль этого проекта. По времени сие событие произойдет намного раньше, чем "Владимир Великий" покинет николаевскую стапель-палубу или первый корвет пр. 20385 ("Проворный") поступит на Черноморский флот РФ. Пожелаем всем нам, прежде всего, мудрости. Сноски: 1. Согласно с Программой, сделанный по Stelth-технологиям корвет пр. 58250 с водоизмещением до 2.5 тыс. т должен совмещать в дальней и ближней морской зоне функции сторожевика, противолодочного и ракетно-артиллерийского корабля, то есть решать ударные задачи вместе с осуществлением противолодочной, противовоздушной и, со временем, противоракетной обороны. 2. Построенные по модульно-агрегатному методу корабли водоизмещением от 4.5 тыс. т для ведения боевых действий, прежде всего в океанских, а затем и в морских районах против неприятельских надводных кораблей, подводных лодок противника и средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в ордере. 3. flot.com | |
Просмотров: 1832 | Добавил: lagnocawa | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |